|
Борисенко К.П. |
Не так давно, мы, с главным редактором "Корабела" посетили Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и пообщались с ректором этого замечательного учебного заведения. О чем мы вели беседу и какие проблемы обсуждали, я расскажу Вам в этом интервью.
Константин Петрович, здравствуйте. Сегодня мы бы хотели задать вам ряд вопросов, косвенно касающихся обучения, но, тем не менее, напрямую связанных с формированием молодых инженеров-кораблестроителей.
С удовольствием отвечу вам на все вопросы.
Несколько месяцев назад мы разговаривали с заместителем начальника отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр», профессором, д.т.н., действительным членом Российской академии транспорта Логачевым Станиславом Ивановичем, который длительное время преподавал в Вашем Университете. Он буквально сказал: «Я ушел с преподавательской работы в начале 2000-х годов, потому что надоело наблюдать за безразличием студентов к изучаемой профессии. Очень редко, когда студенты хотят что-то знать, в основном наоборот», так ли это?
Я думаю, это следствие той общей ситуации, в которой мы оказались за последние десятилетия. Дело в том, что во время, о котором вспоминает Логачев, работа преподавателей была построена на определенных правилах, суть которых в том числе, заключалась в ведении научно-исследовательской деятельности и на это выделялись определенные средства. Сейчас не выделяются.
Раньше при проектировании любого судна, да и вообще при строительстве любого объекта в смету расходов на строительство закладывались определенные средства, которые должны были быть потрачены для создания научно-технического задела на будущее. В большинстве своем, эти средства поступали в высшие учебные заведения, и значительная часть денег приходила к нам. Именно на эти средства мы и организовывали процесс ведения научно-исследовательских работ. Теперь подобные расходы никто не планирует, поэтому у нас возникают определенные трудности с ведением исследований.
Однако, за последние несколько лет, мы нашли альтернативные источники финансирования, которые дают нам возможность развивать научную деятельность. В прошлом году Университету было выделено около 450 млн руб. В настоящее время мы учавствуем в конкурсе на поставку оборудования для ВМФ на сумму около 517 млн. руб., а на развитие студенческих научных работ у нас, к сожалению, денег не много. Сейчас Министерство образования вводит в показатели эффективности работы ВУЗа количество научных работ студентов и мы будем вынуждены заниматься поиском средств для их финансирования.
Министерство каким-либо образом стимулирует привлечение ВУЗов к работе в реальной промышленности? Среди преподавательского состава вашего Университета опубликован ряд действующих руководителей. Насколько они реально являются преподавателями и привлекают ли студентов к работе?
Конечно есть целевые программы, из которых мы черпаем некоторые средства. Но это только один из источников, в то время, как раньше у нас их было гораздо больше.
К нашим преподавателям часто обращаются за консультациями и с просьбами провести экспертизы. Они также активно привлекают ребят к работе. В частности, у Шляхтенко Александра Васильевича очень много ребят работает в КБ. Также есть определенные возможности в этом направлении у Пашина Валентина Михайловича и он их тоже активно использует.
Начиная с четвертого курса наши ребята уже работают в судостроительных организациях, КБ, специализируются в нужном направлении и зачастую знают заранее где они будут трудиться после окончания Университета.
Совсем недавно наш журналист готовил материал по сварке и переговорил с десятком главных сварщиков различных предприятий. Однако, в качестве консультанта “Корабелку” не назвал никто.
В свое время этот рынок был монополизирован, в том числе “Политехническим институтом”. Руководители хотят иметь определенный документ, подтверждающий квалификацию сварщика. И для того чтобы получить эти документы нам необходимо затратить огромное количество денег на соответствующие лицензии.
Мы несколько раз пытались получить соответствующие возможности по обучению сварщиков. Была создана лаборатория с четырьмя сварочными постами. Но поскольку этот рынок очень сложный, прорваться туда нам не удалось.
Мы всегда были оборонным ВУЗом. Вывеска нашего университета гласит: “Кораблестроительный институт”, а корабль, это, как известно, судно, предназначенное для выполнения боевых задач. Гражданское и военное судостроение это две разные ипостаси. В нашей стране гражданским судостроением никогда не занимались серьезно. И в нашем учебном заведении, как и в стране всегда уделяли внимание больше военному судостроению. К сожалению, из-за этого упущено огромное количество времени. Южная Корея, например, строит 354 судна в год, т.е. почти судно в день, мы же спускаем единицы. Поэтому, чтобы потеснить их на современном рынке требуются колоссальные вложения. Тем более (если возвращаться к Юной Корее) у них более выгодные климатические условия. Средняя годовая температура - 17 градусов тепла, а это значит, что они могут выполнять работы на улице. У них огромные стапеля, доки и краны.
У нас нет верфей с такими большими площадями. Поэтому, чтобы Россия могла быть конкурентоспособной в этом отношении, необходимо строить современные верфи. Попытка такого строительства в свое время была на Дальнем Востоке, но никаких результатов не принесла.
Я считаю, что наша задача - определиться для начала какой результат мы хотим получить и занять свою нишу. Это конечно, суда ледового класса и речные суда. Ведь у нас огромное количество рек и сейчас они полупустые. Нам необходимы скоростные пассажирские суда, а также суда для перевозки навалочного груза.
Конечно, есть организационные решения, с помощью которых мы можем выйти из нынешнего положения. Однако у нас много конкурентов. Это в первую очередь Китай, Япония, Индонезия и Индия.
Как вы думаете, Константин Петрович, почему к проектированию наших верфей привлекают иностранных специалистов? Мы не в состоянии выполнить подобную работу?
Решить эти вопросы мы однозначно можем. Мне кажется, это вопросы больше политического характера.
Основным потребителем вашего труда, т.е. молодых инженеров, потенциально является или должна являться, “ОСК” Насколько тесно у вас осуществляется взаимодействие?
С “ОСК” у нас есть конечно определенные взаимоотношения, есть соответствующие договоры и т.д. Например, завтра, 27 марта на базе нашего Университета состоится заседание комитета по информационным технологиям.
Если же говорить о подготовке и переподготовке кадров, то в этом направлении мы тоже работаем. Сейчас вступает в действие Президентская программа и в прошлом году мы уже сделали небольшой выпуск в направлении реализации этой программы. Однако, с моей точки зрения она пока малоэффективна.
ВУЗ - это инструмент для получения определенной профессии и вхождении в определенную отрасль, поэтому, на мой взгляд, привлечением абитуриентов должны заниматься предприятия. Нужно приглашать людей не в ВУЗы, а в отрасль, рассказывая про хорошую зарплату, замечательные перспективы, о социальных пакетах и романтике.
К сожалению, пока, у нас такой плотной работы не получается, хотя есть попытки, например, сделать общий сайт, но для всего этого опять таки необходимы средства.
А как быть с идеей о создании научно-учебного центра вместе с Крыловским институтом?
Увы, но пока эта идея не находит поддержки со стороны Дутова А. В. Не очень им хочется объединяться. Но с моей точки зрения, это гениальная идея - объединить две структуры подобного рода. У нас есть молодежь, которая могла бы оказаться на площадках Крыловского института с реальными задачами и экспериментами. Включить их мозги в учебный процесс - было бы здорово! Но пока, к сожалению, эта идея никак не реализуется, хотя пересечений у нас с Крыловским центом довольно много.
При подготовке нами одного из материалов по научно-исследовательским судам нам сообщили о том, что руководитель верфи Western Baltija Shipbuilding, которая строит учебное судно для прибалтийского Клайпедского университета, пригласил всех студентов факультета морского инжиниринга университета посещать предприятие и наблюдать за всеми этапами строительства. Существует ли подобная практика у нас и не задумывается ли ваш университет о возможности создания какого-либо судна?
Безусловно у нас тоже имеется такая практика. Ныне наш сотрудник Александров В.Л. чуть ли не каждую неделю возит студентов на верфи. Также мы сейчас делаем довольно крупный проект по созданию судна катамарана для ВМФ. Это будет примерно 15-метровая модель. Однако, строить специально для себя какое-либо судно мы не будем. В этом нет необходимости.
Вообще, если говорить о «прибалтах»: эстонцах, латышах и т.д., то мы их всех переучили за прошедшие годы. Сейчас этот поток поутих. У них появляются свои точки обучения в этой отрасли. Однако, поток иностранных студентов у нас большой.
Мы и с Николаевской “Корабелкой” сотрудничаем, хотя, не так тесно, как нам бы этого хотелось. Мы к ним ездили в гости, они также посещали наш университет, периодически проводим видео-конференции. Зато у нас очень хорошие связи с белорусами. Например у них в “Политехническом университете” открылись кафедры судостроения. У нас учился их декан.
Мы стараемся работать в этом направлении. Дружить с коллегами и поддерживать с ними тесные связи.
Беседовали: Ивакин Н.Н., Ольга Солгалова