реклама

Борисенко К.П. : "Нужно приглашать людей не в ВУЗы, а в отрасль"

30 5088 6 мин














Борисенко К.П.


Не так давно, мы, с главным редактором "Корабела" посетили Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и пообщались с ректором этого замечательного учебного заведения. О чем мы вели беседу и какие проблемы обсуждали, я расскажу Вам в этом интервью.
Константин Петрович, здравствуйте. Сегодня мы бы хотели задать вам ряд вопросов, косвенно касающихся обучения, но, тем не менее, напрямую связанных с формированием молодых инженеров-кораблестроителей.
С удовольствием отвечу вам на все вопросы.
 
Несколько месяцев назад мы разговаривали с заместителем начальника отделения   ФГУП «Крыловский государственный научный центр», профессором, д.т.н., действительным членом Российской академии транспорта Логачевым Станиславом Ивановичем, который длительное время преподавал в Вашем Университете. Он буквально сказал: «Я ушел с преподавательской работы в начале 2000-х годов, потому что надоело наблюдать за безразличием студентов к изучаемой профессии. Очень редко, когда студенты хотят что-то знать, в основном наоборот», так ли это?
Я думаю, это следствие той общей ситуации, в которой мы оказались за последние десятилетия. Дело в том, что во время, о котором вспоминает Логачев, работа преподавателей была построена на определенных правилах, суть которых в том числе, заключалась в ведении научно-исследовательской деятельности и на это выделялись определенные средства. Сейчас не выделяются.
 
Раньше при проектировании любого судна, да и вообще при строительстве любого объекта в смету расходов на строительство закладывались определенные средства, которые должны были быть потрачены для создания научно-технического задела на будущее. В большинстве своем, эти средства поступали в высшие учебные заведения, и  значительная часть денег приходила к нам. Именно на эти средства мы и организовывали процесс ведения научно-исследовательских работ. Теперь подобные расходы никто не планирует, поэтому у нас возникают определенные трудности с ведением исследований.
 
Однако, за последние несколько лет, мы нашли альтернативные источники финансирования, которые дают нам возможность развивать научную деятельность. В прошлом году Университету было выделено около 450 млн руб. В настоящее время мы учавствуем в конкурсе на поставку оборудования для ВМФ на сумму около 517 млн. руб.,  а на развитие студенческих научных работ у нас, к сожалению, денег не много. Сейчас Министерство образования вводит в показатели эффективности работы ВУЗа количество научных работ студентов и мы  будем вынуждены заниматься поиском средств для их финансирования.
 
Министерство каким-либо образом стимулирует привлечение ВУЗов к работе в реальной промышленности? Среди преподавательского состава вашего Университета опубликован ряд действующих руководителей. Насколько они реально являются преподавателями и привлекают ли студентов к работе?
Конечно есть целевые программы, из которых мы черпаем некоторые средства. Но это только один из источников, в то время, как раньше у нас их было гораздо больше.
 
К нашим преподавателям часто обращаются за консультациями и с просьбами провести экспертизы. Они также активно привлекают ребят к работе. В частности, у Шляхтенко Александра Васильевича очень много ребят работает в КБ. Также есть определенные возможности в этом направлении у Пашина Валентина Михайловича и он их тоже активно использует.
 
Начиная с четвертого курса наши ребята уже работают в судостроительных организациях, КБ, специализируются в нужном направлении и зачастую знают заранее где они будут трудиться после окончания Университета.
 
Совсем недавно наш журналист готовил материал по сварке и переговорил с десятком главных сварщиков различных предприятий. Однако, в качестве консультанта “Корабелку” не назвал никто.
В свое время этот рынок был монополизирован, в том числе “Политехническим институтом”. Руководители хотят иметь определенный документ, подтверждающий квалификацию сварщика. И для того чтобы получить эти документы нам необходимо затратить огромное количество денег на соответствующие лицензии.
 
Мы несколько раз пытались получить соответствующие возможности по обучению сварщиков. Была создана лаборатория с четырьмя сварочными постами. Но поскольку этот рынок очень сложный, прорваться туда нам не удалось.
 
Мы всегда были оборонным ВУЗом. Вывеска нашего университета гласит: “Кораблестроительный институт”, а корабль, это, как известно, судно, предназначенное для выполнения боевых задач. Гражданское и военное судостроение это две разные ипостаси. В нашей стране гражданским судостроением никогда не занимались серьезно. И в нашем учебном заведении, как и в стране всегда уделяли внимание больше военному судостроению. К сожалению, из-за этого упущено огромное количество времени.  Южная Корея, например, строит 354 судна в год, т.е. почти судно в день, мы же спускаем единицы. Поэтому, чтобы потеснить их на современном рынке требуются колоссальные вложения. Тем более (если возвращаться к Юной Корее) у них более выгодные климатические условия. Средняя годовая температура - 17 градусов тепла, а это значит, что они могут выполнять работы на улице. У них огромные стапеля, доки и краны.
У нас нет верфей с такими большими площадями. Поэтому, чтобы Россия могла быть конкурентоспособной в этом отношении, необходимо строить современные верфи. Попытка такого строительства в свое время была на Дальнем Востоке, но никаких результатов не принесла.
 
Я считаю, что наша задача - определиться для начала какой результат мы хотим получить и занять свою нишу. Это конечно, суда ледового класса и речные суда. Ведь у нас огромное количество рек и сейчас они полупустые. Нам необходимы скоростные пассажирские суда, а также суда для перевозки навалочного груза.
 
Конечно, есть организационные решения, с помощью которых мы можем выйти из нынешнего положения. Однако у нас много конкурентов. Это в первую очередь Китай, Япония, Индонезия и Индия.
 
Как вы думаете, Константин Петрович, почему к проектированию наших верфей привлекают иностранных специалистов? Мы не в состоянии выполнить подобную работу?
Решить эти вопросы мы однозначно можем. Мне кажется, это вопросы больше политического характера.
 
Основным потребителем вашего труда, т.е. молодых инженеров, потенциально является или должна являться, “ОСК” Насколько тесно у вас осуществляется взаимодействие?
С “ОСК” у нас есть конечно определенные взаимоотношения, есть соответствующие договоры и т.д. Например, завтра, 27 марта на базе нашего Университета состоится заседание комитета по информационным технологиям.
 
Если же говорить о подготовке и переподготовке кадров, то в этом направлении мы тоже работаем. Сейчас вступает в действие Президентская программа и в прошлом году мы уже сделали небольшой выпуск в направлении реализации этой программы. Однако, с моей точки зрения она пока малоэффективна.
 
ВУЗ - это инструмент для получения определенной профессии и вхождении в определенную отрасль, поэтому, на мой взгляд, привлечением абитуриентов должны заниматься предприятия. Нужно приглашать людей не в ВУЗы, а в отрасль, рассказывая про хорошую зарплату, замечательные перспективы, о социальных пакетах и романтике.
 
К сожалению, пока, у нас такой плотной работы не получается, хотя есть попытки, например, сделать общий сайт, но для всего этого опять таки необходимы средства.
 
А как быть с идеей о создании научно-учебного центра вместе с Крыловским институтом?
Увы, но пока эта идея не находит поддержки со стороны Дутова А. В. Не очень им хочется объединяться. Но с моей точки зрения, это гениальная идея - объединить две структуры подобного рода. У нас есть молодежь, которая могла бы оказаться на площадках Крыловского института с реальными задачами и экспериментами. Включить их мозги в учебный процесс - было бы здорово! Но пока, к сожалению, эта идея никак не реализуется, хотя пересечений у нас с Крыловским центом довольно много.
 
При подготовке нами одного из материалов по научно-исследовательским судам нам сообщили о том, что руководитель верфи Western Baltija Shipbuilding, которая строит учебное судно для прибалтийского Клайпедского университета, пригласил всех студентов факультета морского инжиниринга университета посещать предприятие и наблюдать за всеми этапами строительства. Существует ли подобная практика у нас и не задумывается ли ваш университет о возможности создания какого-либо судна?
Безусловно у нас тоже имеется такая практика. Ныне наш сотрудник Александров В.Л. чуть ли не каждую неделю возит студентов на верфи. Также мы сейчас делаем довольно крупный проект по созданию судна катамарана для ВМФ. Это будет примерно 15-метровая модель. Однако, строить специально для себя какое-либо судно мы не будем. В этом нет необходимости.
 
Вообще, если говорить о «прибалтах»: эстонцах, латышах и т.д., то мы их всех переучили за прошедшие годы. Сейчас этот поток поутих. У них появляются свои точки обучения в этой отрасли. Однако, поток иностранных студентов у нас большой.
 
Мы и с Николаевской “Корабелкой” сотрудничаем, хотя, не так тесно, как нам бы этого хотелось. Мы к ним ездили в гости, они также посещали наш университет, периодически проводим видео-конференции. Зато у нас очень хорошие связи с белорусами. Например у них в “Политехническом университете” открылись кафедры судостроения. У нас учился их декан.
 
Мы стараемся работать в этом направлении. Дружить с коллегами и поддерживать с ними тесные связи.


Беседовали: Ивакин Н.Н., Ольга Солгалова



Комментарии   30.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К., 29.04.2013, 19:50Надо корабелов-практиков  по достижению пенсионного возраста не в дачники отправлять, а приглашать на преподавательскую работу в отраслевые вузы. То же по другим специальностям. А показатель  среднего возраста профессорско-преподавательского состава с развитием отрасли никак не коррелируется. А отраслевые диссертационные советы нужно создавать при отраслевых НИИ И КБ, как это было раньше.
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 30.04.2013, 00:53"Участвуем" надо писать...
 
Обучаемого надо заинтересовать предметом - это, думаю, задача преподавателя - хотеть заинтересовать. Остальные задачи его менее важные.
В новостях тут было, что БЗ организует работу со студентами... Он, завод, часто подобного рода штуки затевает. И ЛАО - тоже. Это - пример другим, это надо продолжать и развивать формы сотрудничества студентов с предприятиями, тогда не будет "перерыва" в процессе передачи опыта.
Да, верно подмечено, про "нашу нишу". Наша ниша сейчас - это арктическое хозяйство (научные станции, продажа знаний, коммерческие ледокольные проводки, добыча ПИ, еще что-то, связанное с наукой и деньгами), по крайней мере, на ближайшее обозримое будущее.
 
Про Корею и Китай... Значит, нам нужно думать что-то про наш климат... Дорогое производство получается, значит, - дорогие суда: ледоколы, там, крутые, самые-самые в мире, НИСы и пр..
 
Про проектирование верфей полностью согласен с нашим ректором. далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 30.04.2013, 12:31У меня впечатление, что это интервью с человеком очень уставшим от своей работы и давно находящимся в депрессии.
Интервью практически поностью состоит из "увы", "однако", "к сожалению", "хорошо бы, но...", "было бы здорово! Но пока...".
"Мы пытались, пытались...", "и сейчас над этим работаем... . Да....". Я это все пишу без иронии и сарказма.
 
"Сейчас Министерство образования вводит в показатели эффективности работы ВУЗа количество научных работ студентов и мы БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ заниматься поиском средств для их финансирования."
То есть, до того как Минобр "вынудил", этим не занимались и заниматься не собирались?
 
"Безусловно у нас тоже имеется такая практика. Ныне наш сотрудник Александров В.Л. чуть ли не каждую неделю возит студентов на верфи."
Это не практика. Практика это нечто системное. А то, что "ныне" - это личная инициатива одного из наших ведущих корабелов, личный ресурс которого это позволяет. Аналогично по Пашину и Шляхтенко. Люди такого уровня могут многому научить, но это значит, что кого-то научат, а кого-то нет. далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 30.04.2013, 15:48"У меня впечатление, что это интервью с человеком очень уставшим от своей работы и давно находящимся в депрессии"
Очень верно подмечено.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 30.04.2013, 12:49Цитата:
"Совсем недавно наш журналист готовил материал по сварке и переговорил с десятком главных сварщиков различных предприятий. Однако, в качестве консультанта “Корабелку” не назвал никто.
- В свое время этот рынок был монополизирован, в том числе “Политехническим институтом”." и т.д.
 
Можно узнать какой "рынок" монополизирован? Консультантов? Обучения? У Корабелки нет лицензии на обучение инженеров-сварщиков? И при чем здесь Корея и иже с ней?
-0+
#проф, 30.04.2013, 20:51ну что сказать.. ну печально.. но давайте смотреть правде в глаза... ну что светит выпускнику Корабелки? - ну вот оставив в стороне романтику профессии .. давайте трезво оценим  три фактора
1. вероятность трудоустройства по специальности в первые 3 месяца после окончания ВУЗа
2. начальную зарплату
 
3  его зарплату через 5 лет работы по специальности
 
ну и сравним по тем ж критериям с другими техническими ВУЗами - вот и будет картина...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 30.04.2013, 21:19Я бы брал критерии: зарплата, жилье/быт, возможности карьерного роста.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 01.05.2013, 03:56Выпускнику светит та "дорога", которую ему "осветил и показал" ВУЗ или родители или старшие товарищи и наставники.
В интервью говорится: "К нашим преподавателям часто обращаются ... Они также активно привлекают ребят к работе. В частности, у Шляхтенко Александра Васильевича очень много ребят работает в КБ."
Никто не сомневается в возможностях упомянутых в интервью авторитетов пристроить понравившихся им студентов. А остальные?
Видимо нет в Корабелке не только программы профориентации, но и программы мероприятий по трудоустройству. Отсюда и картина...
Если студента обучает, скажем Александров или Пашин или Рождественский, скорее всего все три фактора будут на высоте, а если кто-то из ... (понятно кого), то все факторы по нулям, если нет поддержки со стороны. Зато ректор может сказать что-то типа "у нас есть практика работы по трудоустройству студентов". Подумав добавить - "которые откуда-то свалились на нашу голову".
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 01.05.2013, 18:16А вот из моей группы только самые худшие студенты пошли работать на заводы и в кб(((
-0+
#Михаил К., 01.05.2013, 21:16А у меня, наоборот. Все, кто соображал и имел опыт общественной работы - все уехали по распределению, на производство, зарабатывать жилье, потому как в основном были иногородными, некоторые уже женатыми. На меня был индивидуальный вызов из Северо-Западного пароходства, пригласили, когда еще был на там практике.
-0+
#проф, 01.05.2013, 14:56Я бы все таки посмотрел именно так на проблему как она озаглавлена, ( ну вот просто отвлекаясь на секунду от того что делает или НЕ делает ВУЗ) .. давайте трезво смотреть на вещи.. возьмем простой вариант ..ну вот питерский школьник... ну вот поступил в Корабелку... дальше что?- не зависимости от качества образования  - какие у него перспективы в отрасли? какая заплата и какой рост ему светят? - не забываем что мы говорим о молодых людях которым надо создавать и... чего уж там - содержать свои семьи...
давайте посмотрим что могут предложить самым талантливым из наиталнтлевейших  выпускникам ВУЗов  предприятия Судпрома  ?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 01.05.2013, 17:59А другие предприятия - что-то то могут предложить? При имеющейся в России системе кредитования карьерный рост в промышленности - это нереально. У нас сотрудники после года работы берут кредит на жилье под 4-6% годовых...
-0+
#проф, 02.05.2013, 16:27Альберт Георгиевич, разница очевидна ...есть относительно узкие специальности, есть более широкого " применения" - скажем если человек обучается " на электроньщика" - то он может работать ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ в очень многих отраслях а вот если на корабела...то есть то что его учили -это конкретно судостроение... то... если не он сам то возможно его родители - при выборе ВУЗа - посмотрят на перспективы трудоустройства , зарплатные и карьерные перспективы - конкретно в судостроении ....
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 02.05.2013, 17:08Ну в общем да, однако 50% выпускников-корабелов по специальности все равно не работает.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 02.05.2013, 17:21Думаю больше, чем 50% (((((
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 02.05.2013, 17:32Корабел может работать где угодно - от мебельного цеха до руководства атомной энергетикой России :)
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 02.05.2013, 17:41Это естественно. ))))
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 02.05.2013, 17:16В отношении перспектив... На мой взгляд, в современных условиях, очень многое зависит от студента. От его подхода к делу и желания работы по специальности. Если человек начинает искать работу, скажем с 3 курса, старается изучить 1-2 иностранных языка, профессиональное программное обеспечение, прочие отраслевые инновации и т.д., думаю, что особых проблем с трудоустройством у него не будет. Именно в этом, кстати, должен серьезно помогать ВУЗ (из слов Борисенко понятно, что у них по этому поводу - "ноль на массу"). А если по окончании Корабелки ничего кроме диплома в руках, то будут большие проблемы.
Как побочная ассоциация: Инструкторов по рукопашному бою иногда спрашивают - "А вот если вплотную возле меня оказались два амбала с оружием, что надо делать?"
В большинстве случаев следует ответный вопрос "А что вы делали до того момента, который описываете и не приходило ли вам в голову, что можно не доводить до таких крайностей?"
Вот и встает вопрос - Институт "терпит" с далее...
-0+
#проф, 02.05.2013, 17:51Все это верно и я собственно не спорю.. просто если судить здраво то человек сегодня желающий изучать именно кораблестроение с тем что бы работать именно  этой отрасли...и при этом он еще понимает что ему надо какие-то разумные деньги зарабатывать. то ... те самые 1-2 упомянутые языка - которые ему неплохо бы выучить.. это корейский и китайский ....к сожалению...
Мне кажется мы не должны себя обманывать и должны трезв оценивать состояние судостроения - его эффективность и как следствие даже не конкурентоспособность а просто допустимый максимальный уровень зарплат при данном уровне эффективности ...
Ну и... как мотивировать умных и талантливых идти ИМЕННО в корабелку .?. ну и конечно ВУЗ все это прекрасно знает и так же и относится к студентам....как к неудачникам которых не взяли в другие вузы- которые таки  или пойдут в КБ или  на завод - получать гроши или тех кто  изначально найдет применение своим таланам в других отраслях...
далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 03.05.2013, 22:59Если бы руководство Корабелки полностью владело информацией о положении дел в отрасли, причем не только в РФ, а в мире вообще, то могло бы внятно донести до абитуриентов их перспективы развития в отрасли, которая нашей страной не ограничивается. Судостроители и морские инженеры достаточно востребованы в мире, чтобы можно было говорить об интересной карьере. Можно было бы даже профориентационное пособие издать. Интересное и красочное.
А если ВУЗу все это "до фонаря", в стиле - пусть предприятия отрасли абитурой занимаются, обещания раздают, и т.д., а мы тех кто "повелся" чему-нибудь поучим и обратно отправим - результат будет крайне печальным ((((
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 02.05.2013, 18:15Думаю здесь мы имеем дело со стереотипом непрестижности работы инженера в СССР, плюс 20-летний провал, когда многие инженеры торговали носками на рынке, а те что остались в профессии теряли квалификацию. За рубежом совсем не так и naval architects - это элита инженерного сообщества.
 
Работа инженера-корабелстроителя - одна из немногих, потенциально востребованных на международном глобализованном рынке. Юрист, бухгалтер, медик, и даже инженер-строитель на международном рынке труда не востребованы из-за нормативной базы, лицензирования и т.д. Сейчас в отрасли уже много индусов-инженеров (со знанием английского!), не говоря уже о китайцах но там есть языковая проблема. Поэтому вопрос к российскому образованию лишь в том, готовят ли они корабелов до такого уровня, чтобы не становиться "рабом ОСК" под руководством "эффективного менеджера" (сынка какого-нибудь чиновника, получающего в разы большую зарплату), а иметь возможность искать работу на глобальном рынке труда.
-0+
#Михаил К., 02.05.2013, 23:07Многое зависит именно от вузов, потому как развитие отрасли должно начинаться с вузов, с их научной работы. Вузы должны работать на опережение. у нас, к сожалению, зачастую наоборот. Зачастую вузы прячутся за отраслевую специфику, что не способствуют развитию отрасли, только прогресс он общий для всех.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 03.05.2013, 22:42Полностью с Вами согласен.
К сожалению ректор в данном случае считает, что "привлечением абитуриентов должны заниматься предприятия отрасли". На мой взгляд, это уровень рассуждений руководителя техникума, готовящего специалистов по 2-3 специальностям типа "слесарь-сборщик судовой", "электрогазосварщик", и т.д.
-0+
#проф, 04.05.2013, 15:03Еще добавлю
за много -много лет - ни разу никто из Корабелки не обращался  ни с вопросами ни за материалами какими-то ни на предмет практики студентов -
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 04.05.2013, 15:40Куда не обращался? ))
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 04.05.2013, 18:47Кстати студенты в конце обучения даже примерно не представляют рынок предприятий и организаций отрасли. И безусловное большинство преподавателей не могут им ничем помочь.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 04.05.2013, 21:12Также как и начале обучения даже примерно не представляют чему их будут учить. )))
А поступающим на Приборы в принципе не объясняют ни чему будут учить ни кем в итоге станут. По крайней мере раньше. Думаю, что и сейчас.
"Альма матер" окончательно превращается в пыльное болото с лягухами (((((((((
-0+
#проф, 04.05.2013, 21:37К нам в компанию не обращался... при том что из " Макаровки". регуярно
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 05.05.2013, 00:23Извините, я отсутствовал и похоже что-то упустил. В какую компанию не обращался? )))
-0+
#Проф, 05.05.2013, 12:46Г-н Донской -все в порядке)) название не упоминалось))))
Предпочитаю, на форуме сохранять режим условной анонимности... к ОСК отношения не имеем)))))
Свежие новости
Новый стикер для КорабеловЪ
17:00 , 04 Мая 2024 / пресс-релизы