реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Архангельский порт Экономия

0 7615 3 мин
В прошлый четверг мне удалось посетить северную окраину Архангельска, в которой расположен порт Экономия. Воспользовался случаем и сфотографировал порт со стороны, а также узнал его историю.
«Иван Рябов». Теплоход (лесовоз) проекта 1590П. (СССР. Построен 14.12.1979)
«Иван Рябов» / Олег Кулешов
В годы первой мировой войны Архангельск становиться единственным открытым портом в Европейской России. Тогда же начинается перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в конце 1914 года происходит строительство одного из новых районов порта — «Бакарицы», который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов.

В 1915-1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт Экономия. Тогда же около железнодорожной станции "Архангельск-пристань" оборудован новый район порта Левый берег. В 1916 году закончилось переоборудование железной дороги до Вологды на широкую колею. За годы первой мировой войны грузооборот Архангельского порта достиг небывалых размеров и составил в 1916 году — 2,8 миллиона тонн. К 1917 году морской порт имел 36 стационарных и передвижных кранов, 7 линейных и 9 портовых ледоколов.

«Новая Земля» Судно для перевозки навалочных грузов. Проект BC14 (Построено в Китае. Март 2009)
«Новая земля» / Олег Кулешов

Революция 1917 года, гражданская война нанесли огромный урон хозяйству Севера. За три года портовое хозяйство пришло в упадок. Акватория порта была сильно засорена, глубины на фарватере и у причалов уменьшились, резко сократился флот. Задача восстановления порта оказалась чрезвычайно трудной. Но, несмотря на все трудности, порт начинает оживать. В первую навигацию в Архангельский порт пришло 36 иностранных судов, 8 советских судов ушло в заграничные рейсы. Лес Севера пошел на экспорт. Вывоз из Архангельского порта составил 37,7% от республиканского экспорта древесины.

Вторая половина двадцатых явилась началом новой эры в освоении Арктики. В 1929-30 годах "Георгий Седов" совершает поход в высокие широты. Экспедицией руководил О. Ю. Шмидт, капитаном парохода был В. И. Воронин. Этой экспедицией впервые были организованы полярные станции и поднят красный флаг на островах Ледовитого океана. От Красной (бывшей Соборной) пристани 28 июля 1932 года ушел в сквозной арктический рейс ледокольный пароход «А.Сибиряков». Под командованием капитана В. И. Воронина это судно впервые в истории человечества за одну навигацию прошло Северным морским путем. Сбылась мечта М.В.Ломоносова. В 1935 году сквозные рейсы в Арктике совершили сразу несколько транспортных судов, а в 1939 году осуществлен двойной сквозной рейс. Таким образом была доказана возможность эксплуатации Северного морского пути на всем его протяжении. Большой вклад в освоение Севморпути внесли архангельские портовики, своевременно обслуживая арктические суда и ледоколы.
 
«Новая земля» / Олег Кулешов

В годы Великой Отечественной войны Архангельский морской торговый порт снова становится стратегически важным для страны. В сентябре 1941 года Совнарком СССР принял решение об обеспечении круглогодичной работы Архангельского порта. В несколько раз была увеличена несущая способность причалов на Бакарице и Экономии. Началось строительство железнодорожной ветки от Исакогорки до района Экономия, железнодорожные пути подведены к причалам Бакарицы. 31 августа 1941 года порт принял первый союзный конвой «Дервиш». Во второй половине 1941 года весь объем импортных грузов на Севере принял Архангельский порт. Мурманский порт находился в стадии эвакуации из-за близкого наступления гитлеровских войск. За годы войны морской порт переработал миллионы тонн стратегических грузов. Многие портовики были призваны в ряды действующей армии. Рабочих рук не хватало. Тогда на смену пришли подростки. 16 летние мальчишки работали крановщиками, выполняя план на 180 процентов. К концу войны потовое хозяйство требовало полной замены и реконструкции. Многие причалы представляли собой временные сооружения, сделанные во время войны. Акватория порта требовала больших дноуглубительных работ.

За теплоходом «Иван Рябов» стоит «Заполярье», Судно для перевозки навалочных грузов. Проект ВС14. (Построен в Китае. 13.08.2008)
«Иван Рябов» / Олег Кулешов

С 1977 года торговый порт переходит на круглогодичную навигацию. Самые жестокие морозы были теперь не помехой. Проводка транспортных судов к причалам их швартовка, кантовка требовали огромных усилий. Осуществление огромного объема работ по строительству и реконструкции береговых объектов обусловило значительное увеличение общей протяженности причального фронта. В последующие годы хотя и медленно, но продолжается реконструкция Архангельского морского порта.

За период 1960-1990гг. грузооборот, старейшего порта страны, вырос с 2,8 до 5,4 млн.т. Около половины всех грузов составлял экспорт лесоматериалов. Через Архангельский порт отгружаются (перерабатываются) строительные грузы, зерно, промышленное оборудование, грузы снабжения для Арктики.

За свою многовековую историю Архангельский порт прошел путь от начала зарождения русской морской торговли кожами, холстами, мехом до современного многопрофильного торгового порта с мощной инфраструктурой, способной круглогодично перерабатывать до 4,5 миллионов тонн груза.
 
«Новая земля» / Олег Кулешов

420 лет назад Архангельск был единственным звеном связующим Русь со странами Западной Европы. Сегодня это современный порт с богатой историей и древними традициями, стоящий в начале самого перспективного пути из Европы в страны Востока. Это Северные Ворота, открывающие путь к минеральным богатствам Арктики.
"Архангельский Морской Торговый Порт", ОАО Архангельск
+7 (8182) 45-41-40, +7 (8182) 45-41-18



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
МРК "Буря" завершает государственные испытания в Балтийском море
21:12 , 18 Апреля 2024 / вмф