"Академик Черский" бросил все и идет на запад. Достроит ли он "Северный поток — 2"?

- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 13785 раз   |
Еще под занавес 2019 года на российское трубоукладочное судно "Академик Черский", о существовании которого знали разве что специалисты, обрушилась прямо-таки всемирная слава. Его название начали склонять на все лады в ведущих мировых СМИ, не говоря уже о разных соцсетях и блогах. К сожалению, повод для этого был не самый радостный — все было связано с прерванным строительством "Северного потока — 2" в холодных водах Балтийского моря и поиском возможных альтернативных решений этой проблемы.
Главные вопросы, которые обсуждались, это способен ли "Черский" достроить трубопровод и можно ли его отвлекать от проектов, реализуемых на Дальнем Востоке. Ясности в этом плане не было никакой, "Газпром" старательно обходил опасные темы уклончивыми ответами. В итоге большая часть журналистов и блогеров уверилась — это судно никто трогать не будут, а "СП-2" достроят какими-то другими силами.

Тем неожиданнее оказались последние новости. В феврале "Академик Черский" внезапно покинул Находку, где он проходил процедуру дооборудования, и направился в Сингапур. Но еще не дойдя до намеченной цели, указал новый пункт назначения — Шри-Ланка. Те, кто предполагал, что это тоже всего лишь уловка, оказались правы — недавно судно вновь поменяло цель, теперь в этой графе значится Суэц.

Что там делать "Черскому", если он не собирается выходить в Средиземку? Правильно, нечего. А дальше уже нет никаких сомнений, что конечной точкой маршрута окажется какой-нибудь порт на Балтике. В общем, все эти передвижения совершенно явно связаны с "Северным потоком — 2", это понятно. Но вопросов от этого не меньше.

Мы попробовали разобраться в ситуации вместе с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

Вопрос первый. Есть ли варианты с привлечением других иностранных компаний?

Швейцарская компания Allseas, которая увела со стройки свои суда, была выбрана в свое время "Газпромом" не просто так. Судно Pioneering Spirit, которым она располагает, это крупнейший в мире трубоукладчик. Именно с его помощью работы над "Северным потоком — 2" продвигались так быстро, активно и беспроблемно с технической точки зрения. Оно было построено на верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering в Южной Корее, а достраивалось в голландском Амстердаме. Судно довольно новое, отлично оснащенное, в строй вступило в 2014 году.

Есть и другие иностранные компании, работающие в этой сфере. Та же итальянская Saipem, которая была задействована в "Турецком потоке", когда он еще назывался "Южным", и с которой "Газпрому" в итоге пришлось расторгнуть контракт. Но таких потенциальных подрядчиков по пальцам перечесть. А самое главное, никто из них не согласится теперь ввязаться в эту историю.

— Это была изначальная позиция всех иностранцев по "Северному потоку — 2": мы работаем, не уходим, но лишь до того момента, как вводятся какие-то санкции. И по другим проектом все то же самое было еще в 2014-15 годах, когда вводились санкции по работе на российском шельфе — везде иностранцы остаются лишь до тех пор, пока это разрешено США. Если вдруг вводятся санкции, то они их выполняют, без обид, — напоминает Игорь Юшков.

Вопрос второй. Есть ли у "Черского" возможность укладывать трубы соответствующего диаметра?

Здесь каких только мнений не циркулирует в интернете! Очень распространен тезис о том, что с трубами того диаметра, что применяется на "СП-2", судно работать не сможет, поэтому его необходимо сначала модернизировать. Причем модернизация эта растянется на несколько месяцев.

Давайте не будем гадать и передавать разные слухи, а просто посмотрим сами на характеристики системы подачи и укладки труб "Академика Черского". Итак, цифры следующие:
  • Минимальный диаметр труб: 4 дюйма
  • Максимальный диаметр труб: 60 дюймов
  • Длина секции труб: 35 — 42 фута
  • Вместительность трубного стеллажа: 7 секций по 60 дюймов
  • Воздушный зазор между секциями: 18 дюймов
  • Максимальное давление трубной секции: 32 000 кгс
  • Максимальная скорость: 25 ф/сек.
 
Балтийское море / "Википедия"

Дюймы и футы в сантиметры и метры переводить наверняка все умеют. Нет, даже не в уме, можно просто открыть калькулятор и подсчитать. Получается, что 60 дюймов в диаметре — это примерно полтора метра. Теперь смотрим на то, какой диаметр имеют трубы для "Северного потока — 2". Видим, что он составляет чуть больше метра, если точнее — 1153 мм. То есть в этом плане проблем нет

Теперь конвертируем в метры заявленную длину секций, с которыми способен работать "Черский". Максимальная длина в 42 фута — это примерно 12,8 м. А на "СП-2" секции по 12 метров, то есть вполне вписывается.

Вопрос третий. Один ли "Академик Черский" будет работать на "Северном потоке — 2"?

Тут есть варианты. На Балтике имеется еще две трубоукладочные баржи с 10-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов — это "Фортуна" и "Дефендер". Первая принадлежит самому "Газпрому", второй владеет "Межрегионтрубопроводстрой" (МРТС). Обе могут прийти на помощь "Академику Черскому" и принять участие в достройке трубопровода.

Вопрос четвертый. Почему "Академик Черский" все время меняет курс?

— Потому что если он укажет сразу, что идет достраивать "Северный поток — 2", это будет поводом для американцев заранее сказать, что он нарушитель санкций и нужно вводить против него ограничительные меры, — дает ответ Игорь Юшков.

Санкции опасны в этом случае проблемами со страхованием, что автоматически усложняет (до прямого запрета) заходы в различные порты и будущую работу в датской акватории. Так что, скорее всего, "игра в города" не застопорится на Суэце, а продолжится с тем же задором. Пройдя канал, "Академик Черский" укажет в качестве следующей цели какой-нибудь порт в Испании, после Гибралтара сделает вид, что идет в Великобританию, а заходя в Балтику, обозначит конечной точкой, например, Усть-Лугу.

— Думаю, что стратегия Газпрома заключается в том, чтобы безопасно дойти до Балтийского моря, а там уже, когда он встанет на точку, в любом случае на него распространятся санкции. И вопрос только в том, будут ли придумывать американцы быстро что-нибудь, чтобы помешать трубоукладочным работам, либо они на это посмотрят сквозь пальцы, — резюмирует эксперт.

Вопрос пятый. Чем рискует "Академик Черский" в случае участия в достройке "СП-2"?

Судно неизбежно подпадет под санкции США — под те самые, от которых спешно сбегали суда компании Allseas. "Черский" будет внесен в некий черный список, попадание в который означает крупные неприятности для судовладельца. Неприятности эти имеют прежде всего денежный характер — счета и активы компании на территории Соединенных Штатов будут заморожены, а транзакции в долларах де-факто будут запрещены.

Очевидно, что таким образом на карьере "Черского" в плане участия в других международных проектах ставится жирный крест. Но это еще полбеды. Самый принципиальный момент — кто именно в итоге ответит за судно, компания "Газпром флот", которая является непосредственным судовладельцем, или сам "Газпром" как головной собственник?

— Я думаю, у "Газпрома" есть основания полагать, что пострадает только непосредственный собственник "Академика Черского" и других судов, которые, возможно, там будут работать. Это дополнительные трубоукладочные баржи и снабженцы, в том числе и те, которые подвозят трубы. Наверное, этот расчет правильный, потому что когда санкции за вывоз венесуэльской нефти недавно были введены против трейдерской компанию "Роснефть-Трейдинг", они не распространялись на головную компанию "Роснефть", — говорит Игорь Юшков.
 
Трубоукладочная баржа «Фортуна» / "Межрегионтрубопроводстрой"

Достройка "Северного потока — 2" для "Газпрома" является принципиальным моментом, поэтому такие риски для него вполне оправданы и окупаемы.

Вопрос шестой и последний. А что тогда будет с Киринским месторождением?

Если помните, то главным аргументом, который выдвигали сторонники того, что "Черский" никуда с Дальнего Востока не уйдет, была необходимость выполнять контракты на Сахалине, в которых задействовано судно. Аргумент вроде бы железобетонный, но по факту он не сработал и никак не мог сработать. Почему? Ответ предлагает наш эксперт по нефтегазовым вопросам. И наверное, в этом случае имеет смысл привести его реплику целиком.

"Когда говорили, что "Газпром" бросает один мегапроект ради другого, то, мне кажется, это демонстрирует полное непонимание того, что происходит с Киринским месторождением. А точнее, с Южно-Киринским, поскольку на Киринском, в общем-то, добыча уже идет, оно обустроено и запущено. Смысла строить там что-то дополнительное и бурить какие-то скважины нет. Максимум, что там можно добывать, это 5-6 млрд кубов.

Киринское месторождение воспринималось как добавочная ресурсная база для третьей очереди сахалинского СПГ-завода, который предполагал построить "Газпром". Основной ресурсной базой должно было выступать Южно-Киринское месторождение, и там действительно запасы гораздо больше — предполагалось добывать 21 млрд кубов газа в год на пике. Но американцы в 2015 году отдельными документами ввели санкции против Южно-Киринского месторождения. И это критично, потому что там предполагалось использовать автономные подводные добычные блоки, поставляемые американской компанией. Такие же, как на Киринском.

Теперь из-за санкций их не будет. Смысл сейчас "Академику Черскому" идти укладывать какие-то трубы на Дальнем Востоке, когда главная проблема не решена? Как добывать там газ, когда первоначальная схема разработки сейчас уже неактуальна? Поэтому на самом деле Южно-Киринское месторождение не является сейчас приоритетом для "Газпрома", а "Северный поток" является".


Материалы по теме:
Ямал да удал (о запуске проекта "Ямал СПГ")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Что там Россия заказала у Южной Кореи? Разбираемся с экспертом (про заказ газовозов на верфях Пусана)
Бизнес в ожидании шельфовой революции (о конференции RAO/CIS Offshore - 2018)

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Межрегионтрубопроводстрой", АО Россия, Москва+7(499)724-20-20
"Газпром Флот", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)609-62-55


Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Кислицин Андрей Владимирович, 11.03.2020, 11:48Практически, ничего не изменилось в мировой политике

Предыдущая новость