реклама

Бизнес в ожидании шельфовой революции

В середине сентября в Санкт-Петербурге прошла очередная Международная конференция и выставка по освоению нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore). В центре внимания, как обычно, была добыча углеводородов, их транспортировка, состояние инфраструктуры, проекты нового оборудования и т.д.

Шельфу нужны инновации

Для начала несколько сухих цифр и фактов от организаторов: в мероприятии приняли участие более 300 отечественных предприятий и зарубежных компаний, в том числе "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", "Севмаш", "Газпром флот", "Газпромнефть-Сахалин", ВСЕГЕИ, "Океанприбор", ОКБМ им. Африкантова, Крыловский государственный научный центр, Судостроительный комплекс "Звезда", Aker Solutions, DNV GL, General Electric Oil&Gas, KBR, Kvaerner, Siemens, TechnipFMC и др. В рамках круглых столов за четырех дня конференции прозвучало свыше 250 докладов.

Из года в год на открытии конференции Министерство энергетики сообщает о радужных перспективах. Этот год не стал исключением.
 
Кирилл Молодцов, замминистра энергетики, на открытии конференции / Корабел.ру

— В прошлом году мы добыли на шельфе больше 22,3 миллионов тонн нефти и больше 32,9 миллиардов кубов газа, что практически на 17% больше, чем в 2015 году по нефти, и практически на 4% больше, чем в 2015 году по газу. Мы ожидаем рост и в этом году. Добыча нефти составит порядка 26 миллионов тонн, газа — порядка 34 миллиардов кубических метров, — заявил на пленарном заседании замминистра Кирилл Молодцов.

При этом почти тут же возникла дискуссия о том, насколько перспективными являются труднодоступные шельфовые месторождения в условиях сравнительно невысоких цен на нефть. Тем не менее вывод был однозначным — российский нефтегазовый бизнес должен вкладываться в шельф, если он хочет играть вдолгую. Баснословных прибылей прямо сейчас это не сулит, но к моменту, когда изменится конъюнктура, нам необходимо иметь уже готовый к росту шельфовый сегмент. Еще одно важное соображение — шельф требует новых, прорывных технологий, а значит может стать драйвером как собственно нефтегазовой, так и смежных отраслей.

— Российским производствам необходимо сконцентрироваться не только на программе импортозамещения, но и на создании прорывных технологий, которые позволят снизить издержки на всех этапах: от геологоразведки до добычи и транспортировки углеводородного сырья, — считает замминистра энергетики.

Государство готово поддерживать разработку таких инноваций бюджетными вливаниями. На миллиард рублей профинансированы новые проекты шельфового оборудования: мобильного комплекса на основе секционной донной сейсмокосы, комплекса морской электроразведки на основе донных станций, твердотельных буксируемых сейсмокос и безредукторной двухтопливной газотурбинной установки. ОКР по ним должны быть реализованы до конца 2018 года.

Еще полтора миллиарда выделены на подводные добычные комплексы: устьевое оборудование, подводная фонтанная арматура и штуцерный модуль, манифольд и донная опорная плита, система управления подводного добычного комплекса. Здесь проведение ОКР запланировано на 2017-2019 гг.
 
Стенд судостроительного комплекса "Звезда" / Корабел.ру


Шоу огня и воды

Как заметил на церемонии открытия генеральный директор выставочного объединения "РЭСТЕК" Игорь Кирсанов, 2017 год символически увязан с революционной тематикой. И неплохо бы, чтобы на арктическом шельфе начались свои революционные преобразования и прорывы. Кое-какие предпосылки для таких прорывов как раз можно было найти на самой выставке.

Высокие чины, перерезав красную ленточку, отправились гулять по территории Михайловского манежа, где были размещены стенды компаний. И останавливаться в ходе этой прогулки пришлось едва ли не на каждом шагу. Одной из первых же точек, где делегация во главе с Кириллом Молодцовым основательно "зависла", стал стенд НП "Национальное агентство контроля сварки". Здесь гостям продемонстрировали сразу две инновации.

Во-первых, заместителю министра показали аппарат для определения диффузионного водорода в металле сварных швов. Диффузионный водород опасен тем, что его избыточная концентрация создает возможность медленного разрушения сварных конструкций — не в момент сварки, а спустя недели или месяцы (в зависимости от марки стали). Кафедра сварки и лазерных материалов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого много лет разрабатывала метод определения водорода. Результатом стал специальный прибор.
 
Кирилл Молодцов у стенда "НАКС" / Корабел.ру

— Он использует очень точные измерители давления (а давление там мизерное), и эти данные через интерфейс передаются на компьютер. То есть во время измерения мы можем определить чувствительность материала к диффузии водорода. Нормативы содержания водорода в металле устанавливает Международный институт сварки — это 5, 10 или 15 сантиметров кубических на 100 грамм наплавленного металла. Наш аппарат и стандарт, разработанный кафедрой сварки, обеспечивает такую же точность измерения и такой же уровень измерения, как международный стандарт ISO3690, — объяснил корреспонденту "Корабел.ру" суть новации директор Регионального Северо-Западного межотраслевого аттестационного центра "НАКС", доцент кафедры сварки и лазерных материалов СПбПУ Алексей Левченко.

Во-вторых, для делегации устроили целое шоу — в прозрачной емкости, заполненной водой была произведена подводная сварка. Спустя три минуты Кириллу Молодцову показали безупречно сваренный шов.

— Несколько лет назад к нам пришли водолазы и сказали, что у них кончается проволока для подводной сварки, которую поставлял Институт электросварки им. Патона на Украине. А Украина прекратила продавать эту сварочную проволоку России из-за обострения международной обстановки. И коллектив кафедры теории и технологии сварки материалов под руководством доктора технических наук Сергея Паршина на деньги Межотраслевого аттестационного центра разработал за два года проволоку для сварки под водой очень высокого качества, — рассказал Алексей Левченко.

Это достижение чрезвычайно важно для российской промышленности, уверен он, поскольку крайне востребовано при освоении шельфа.
 
Подготовка к подводной сварке / Корабел.ру


Тримаран с ледовым зубом

Рассказывая о конференции, конечно, нельзя не упомянуть работу круглых столов. Тем обсуждалось много, но приведем для примера обзор одного из докладов. Так, интерес участников вызвал рассказ профессора Геннадия Крыжевича, представляющего Крыловский государственный научный центр, о проекте ледостойкой плавучей полупогружной буровой установки для Арктики.

— В условиях Арктики применение плавучих полупогружных буровых установок очень ограничено. Тем не менее, их создание и эксплуатация в принципе возможны. Примером можно считать проект "Полярная звезда". Он рассчитан на эксплуатацию в сплошном льду порядка 0,2 метра, а в битом — 0,7 – 1 метра. Естественно стремление создавать буровые установки с неограниченной ледостойкостью, которые могли бы максимально долго эксплуатироваться в условиях Арктики при толще льда порядка 2,5 – 3 метров. К сожалению, реальных попыток построить такой проект, пока нет, — ввел собравшихся в курс проблемы Геннадий Крыжевич.

Если опустить исторический экскурс и обзор предшествующих проектов, то суть его доклада сводилась к следующему. КГНЦ предлагает ППБУ, представляющую собой тримаран, имеющий внизу три понтона, которые соединяются с верхним строением с помощью трех колонн. Колонны выполнены в виде наклонных конструкций. Наклон сделан вперед, за счет этого они обладают ледорезными свойствами. Имеется ледовый зуб в нижней части, позволяющий разрушать подводные ледовые образования.
 
Стенд компании "Газпром нефть" / Корабел.ру

— Просматривался возможный вариант перевязки подводных понтонов между собой с помощью специальных раскосов, которые позволяют увеличить жесткость такой конструкции. Но вообще говоря, вполне возможно создание конструкции и без таких раскосов. Прочность и надежность функционирования такой установки будут обеспечены.

Важным элементом проекта, пояснил он, является то, что в центральной колонне, которая вынесена вперед, расположена шахта для бурения. И при этом райзер оказывается защищен от ледовых воздействий. В других подобных проектах для его защиты делается либо специальная колонна в центре, либо, как на "Полярной звезде", сделан специальный защитный кожух, увеличивающий тяжесть конструкции. Здесь же сами колонны создают и плавучесть, и устойчивость, и одновременно служат ледовой защитой. Они расставлены таким образом, что центральная колонна вынесена вперед и при движении ледового поля образующиеся обломки легко проходят, не заклиниваясь. На это вынесенной колонне в нижней части расположено турельное устройство, которое позволяет осуществлять самоориентацию такой платформы в ледовом поле. В итоге, платформа всегда устанавливается носом по отношению к движению ледового поля.

— Вот такие инновационные решения, резкие снижения ледовых нагрузок позволяют создать плавучую полупогружную буровую установку с очень маленьким водоизмещением. При этом она выдерживает толщину сплошного льда в 3 метра, сплошной лед. Возникающее усилие порядка 7,5 меганьютон, передаваемое на установку в целом, позволяет нам создавать якорные линии, которые будут удерживать ее при глубине моря около 400 — 450 метров, — завершил свой доклад представитель "Крыловки".
 
На территории выставки RAO/CIS Offshore / Корабел.ру

Дело за молодежью

Помимо этого, как и полагается на конференциях подобного уровня, в рамках работы RAO/CIS Offshore прошел еще целый ряд мероприятий. Например, Молодежный форум, где жюри за два дня заслушало 25 докладов студентов и молодых специалистов. Три лучших выступления были удостоены наград. Еще несколько докладчиков получили специальные призы от ООО "Газпром флота" и ООО "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск". Кроме того, все прозвучавшие доклады могут быть опубликованы в "ВАКовском" журнале "Вести газовой науки".

Не обошлось и без соглашений о сотрудничестве. "На полях" RAO/CIS Offshore состоялось подписание меморандума о вступлении Ассоциации "Созвездие" (ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности) в Арктический кластер инфокоммуникаций, иницированный Арктической академией наук и Ленинградским отделением центрального научного-исследовательского института связи.
 
Материалы по теме:
Нужна ли нам нефть арктического шельфа? (о конференции RAO/CIS Offshore — 2015)
Азиатский путь для российского оффшорного судостроения 
(о V Петербургском международном газовом форуме)
 
"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Санкт-Петербург
+7 (812) 415-66-07
"Концерн "Океанприбор", АО Санкт-Петербург
+7(812)320-80-40, +7(812)320-80-42
"Дальневосточный завод "Звезда", АО Большой Камень
+7 (42335) 5-11-40, +7 (42335) 5-11-42
"Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", АО Северодвинск
+7 (818) 450-47-17
"Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова", ОАО Нижний Новгород
+7(831)246-96-77
"Нефтяная компания "Роснефть", ПАО Москва
+7 (499) 517-88-99
"Газпром Флот", ООО Санкт-Петербург
+7(812)609-62-55
"Лукойл", ПАО Москва
+7(903)519-87-87, +7(495)627-44-44



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости