60 лет со дня основания Севмашвтуза

Каждый уважающий себя корабел знает о Севмашвтузе – филиале Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. Сегодня вслед за Викторией Корабеловной мы отправляемся именно туда, чтобы пройтись по корпусам учебного заведения и рассказать, как сегодня живут юные судостроители Северодвинска.

История помнит своих героев

Севмашвтуз был основан 60 лет назад в Северодвинске на базе Ленинградского кораблестроительного института постановлением Совета Министров СССР. Это было назревшее и верное решение, позволившее стране на месте готовить специалистов по постройке и ремонту атомных подводных лодок, чем втуз по сей день и занимается. За время своего существования Севмашвтуз сменил семь руководителей, несколько раз расширялся путем строительства дополнительных учебных корпусов, а также лабораторного и спортивного корпусов, в 2012 г. на его базе создан Институт судостроения и морской арктической техники Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Первый учебный год в Севмашвтузе преподавало всего 15 человек, сегодня здесь работает 65 преподавателей и сотрудников из числа учебно-вспомогательного персонала. За университетом числятся множество достижений, собственных разработок, а также немалое количество достойных и выдающихся студентов, многие из которых достигли высоких позиций в отрасли.

Фото: Корабел.ру
Морской блогер Виктория Корабеловна и директор Севмашвтуза Марк Ивлев  / Фото: Корабел.ру

Вот некоторые из таких выпускников. Юрий Душкин – генеральный директор СПО "Арктика". Константин Куликов – генеральный директор АО "НИПТБ "Онега". Сергей Маричев – генеральный директор ЦС "Звездочка". Михаил Будниченко – Герой труда РФ, генеральный директор АО "ПО "Севмаш". Юрий Спиридонов – главный советник генерального директор АО "ПО "Севмаш". Александр Спиридонов – депутат Госдумы.

Севмашвтуз, изображение Севмаша / Фото: Корабел.ру
Севмашвтуз, изображение Севмаша / Фото: Корабел.ру

Пара интересных фактов. В основном корпусе Севмашвтуза на стене красуется панорама Севмаша примерно 2010 г. создания, понять это можно по запечатленному на рисунке будущему флагману Республики Индия, который ушел с Севмаша после ремонта только в 2013 г. Панорама создана по реальной фотографии, её оберегают и хранят, как дань почета и уважения предприятию. А рядом между лестничными пролетами запечатлен корпус СПО "Арктика" с огромным белым медведем.

Севмашвтуз, изображение СПО
Севмашвтуз, изображение СПО "Арктика" / Фото: Корабел.ру

Научные достижения и конкурсы

Сегодня в университете учатся порядка 1400 студентов, подавляющее большинство – молодые девушки и парни, принявшие осознанное решение связать свою жизнь с кораблестроением, машиностроением, производством и другими направлениями, представленными во втузе.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Обучение – практико-ориентированное. Как отмечает директор Севмашвтуза Марк Ивлев, последние годы здесь самое активное внимание уделяется проектной деятельности.

Успешный студент Севмашвтуза, претендент на стипендию ОСК, спортсмен Александр Кузнецов / Фото: Корабел.ру
Успешный студент Севмашвтуза, претендент на стипендию ОСК, спортсмен Александр Кузнецов / Фото: Корабел.ру

Возможно, именно поэтому студенты вуза имеют такую высокую подготовку, а также лично принимают участие, например, в разработке подводных аппаратов, созданных полностью силами университета. 

Старший преподаватель кафедры судовой электроэнергетики и автоматики Сергей Платоненков / Фото: Корабел.ру
Старший преподаватель кафедры судовой электроэнергетики и автоматики Сергей Платоненков / Фото: Корабел.ру

"Направление подводной робототехники в Севмашвтузе развивается давно, поэтому у нас образовался небольшой музей достижений. Вот рама 2018 года от первого аппарата, можете оценить её масштабы. Большая, железная, этот аппарат в конкурсе ничего не занял. Вот рама второго робота: меньше, мобильнее. Тут мы уже продвинулись. А вот рама третьего, уже заняла призовое место, так же оставили на память. Аппарат 2019 г. – призер многих соревнований", – рассказывает о достижениях Севмашвтуза старший преподаватель кафедры судовой электроэнергетики и автоматики Сергей Платоненков, стоявший у истоков работы втуза по подводной робототехнике.

3D-принтер / Фото: Корабел.ру
3D-принтер / Фото: Корабел.ру

Также в учебном кабинете специально для "Корабел.ру" по просьбе морского блогера Виктории Корабеловны показали, как работают 3D-принтер, лазерный резак, настольный фрезерный станок.

Настольный фрезерный станок / Фото: Корабел.ру
Настольный фрезерный станок / Фото: Корабел.ру

"Скажем так, у нас тут все по-взрослому. Полный производственный цикл. А после того, как собираем аппарат, обязательно участвуем в соревнованиях, ездим по городам: Астрахань, Владивосток, Санкт-Петербург. Большая часть команды, кстати, проходит сейчас производственную практику", – объясняет директор Севмашвтуза Марк Ивлев.

Подводный аппарат в разработке / Фото: Корабел.ру
Подводный аппарат в разработке / Фото: Корабел.ру

Также студенты Севмашвтуза участвуют в чемпионате профессионального мастерства, различных олимпиадах, конкурс и регулярно занимают первые места.

Победы Севмашвтуза / Фото: Корабел.ру
Победы Севмашвтуза / Фото: Корабел.ру

Действующий подводный аппарат

Вся созданная подводная робототехника испытывается в бассейне, расположенном на уровне глаз, что делает весьма удобным её проверку и обкатку.

Испытательный бассейн для подводных аппаратов / Фото: Корабел.ру
Испытательный бассейн для подводных аппаратов / Фото: Корабел.ру

Через компьютер при помощи специального провода робот подключается к джойстику, и человек получает над ним полный контроль.

Подводный аппарат
Подводный аппарат "Лемминг" / Фото: Корабел.ру

Конкретно "Корабел.ру" показали действующий подводный аппарат последнего поколения "Лемминг", который в 2023 г. проходил, так сказать, проверку боем непосредственно в Арктике на судне "Профессор Молчанов" в рамках проекта "Плавучий арктический университет", который уже много лет проводит и курирует САФУ.

Подводный аппарат
Подводный аппарат "Лемминг" / Фото: Корабел.ру

Два аппарата полностью справились с поставленной перед ними задачей по осмотру винторулевой группы. Кстати, для работы на глубине в темноте они оснащены мощными фонарями. 

Подводный аппарат
А вот так выглядит управление подводным аппаратом / Фото: Корабел.ру

Учебные классы

Лаборатория автоматизации электроэнергетических систем. Название говорит само за себя. Главное тут отметить, что все установленные стенды сделаны по заказу на СПО "Арктика". И это не просто железные коробы, а реальные электрораспределительные устройства с полным насыщением, которые выпускает компания. Благодаря этому студенты могут получать реальные навыки работы с подобным оборудованием.

Лаборатория автоматизации электроэнергетических систем / Фото: Корабел.ру
Лаборатория автоматизации электроэнергетических систем / Фото: Корабел.ру

Лаборатория судовых полупроводниковых преобразователей и электромагнитной совместимости. Также полностью укомплектована.

Лаборатория судовых полупроводниковых преобразователей и электромагнитной совместимости / Фото: Корабел.ру
Лаборатория судовых полупроводниковых преобразователей и электромагнитной совместимости / Фото: Корабел.ру

Дает возможность студентам работать с реальной техникой, которую они потом будут встречать на судах и кораблях.

Виктория Корабеловна проверяет исправность оборудования в классе / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна проверяет исправность оборудования в классе / Фото: Корабел.ру

Компьютерный класс. Когда морской блогер Виктория Корабеловна зашла туда, шел учебный процесс. Нужно отметить, что класс технически оснащенный, с мультимедийным оборудованием.

Компьютерный класс / Фото: Корабел.ру
Компьютерный класс / Фото: Корабел.ру

Профориентационная работа со школьниками

Отдельного внимания заслуживает включенность втуза в профориентационную работу. Школьники попадались все время: от помещения, где испытывают подводные аппараты до отдельных учебных классов, где лектор рассказывал подрастающему поколению об особенностях строения корабля и работы ВРК. 

Севмашвтуз / Фото: Корабел.ру
Идет профориентационная работа / Фото: Корабел.ру

При этом в ход шли не только слова, но и конкретные модели, собранные самими студентами. Также школярам показали так называемое "кладбище кораблей". Там расположились различные модели судов, которые студенты каждый год готовят на смену в лагерь "Штормовой".

Севмашвтуз / Фото: Корабел.ру
Так называемое "Кладбище кораблей" / Фото: Корабел.ру

Продумывают все от проекта до реализации, а втуз закупает необходимое для этого оборудование.

Севмашвтуз / Фото: Корабел.ру
АПЛ проекта 971 / Фото: Корабел.ру

Впоследствии, когда такой школьник поступает в Севмашвтуз, он легко принимает систему практико-ориентированного обучения, а после также легко адаптируется к работе.

Директор Севмашвтуза Марк Ивлев / Фото: Корабел.ру
Директор Севмашвтуза Марк Ивлев / Фото: Корабел.ру

"Севмашвтуз – единственное учебное заведение в стране, где по сию пору сохранена в неизменном виде с 1965 года система практико-ориентированного обучения завод-втуз. Ключевая особенность такой системы – совмещение обучения и работы. Студенты становятся работниками реальных предприятий, где наравне с другими специалистами получают возможность не только узнать, что такое настоящая работа на заводе, но и внести свой вклад в производство. Разумеется за работу они получают зарплату. Считаю, что это очень хорошая система и уникальное предложение для наших абитуриентов", – объясняет особенности обучения директор Севмашвтуза Марк Ивлев.

Завершим этот раздел на том, что каждый год в Севмашвтуз поступает порядка 150-160 человек. Традиционно востребованы специальности кораблестроения и судовые энергетические установки. Отсев в процессе обучения незначительный. Таким образов втуз не только помогает найти себя молодым талантам, но и способствует развитию всей Архангельской области, ведь корабелы, как известно, сегодня в дефиците.

Севмашвтуз, изображение Севмаша / Фото: Корабел.ру
Севмашвтуз, изображение Севмаша / Фото: Корабел.ру

Условия проживания

Добавим несколько слов об условиях проживания студентов. Севмашвтуз располагает тремя общежитиями, чего хватает, чтобы разместить всех иногородних или нуждающихся в жилье. При этом каждое общежитие отремонтировано и приведено в современный вид. Кстати, пусть и не часто, во втуз поступают абитуриенты из других регионов и даже стран. Всё-таки условия обучения и труда здесь на высоком уровне.

Планы на ближайший год

"Планы – всегда развиваться и идти вперед, как бы это ни было трудно. Каждый год мы обновляем образовательные программы. Сейчас вот планируем открытие новых специальностей. Перевели на специалитет подготовку студентов по судовым энергетическим установкам. Будем наращивать материально-техническую базу. Также впереди нас ждёт приемная кампания. Будем бороться за студентов", – завершает мысль директор Севмашвтуза Марк Ивлев.

Севмашвтуз / Фото: Корабел.ру
Севмашвтуз / Фото: Корабел.ру

Беседовала: Виктория Коребеловна

Подготовил текст: Петр Щеголихин




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Комсомольске-на-Амуре возводят памятник работникам Амурского судостроительного завода
13:06 / события