Южный фрахт
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"
- A + КомментарииПрочитано 145 раз   |
Что происходило на фрахтовом рынке в Азово-Черноморском бассейне и на Каспии в июне - читайте в традиционном обзоре
Июнь на рынке фрахта костеров стал месяцем ожиданий и надежд. Большая часть флота находилась в спотовых позициях, а судовладельцы искали груз и соглашались практически на любые условия. И если стагнация рынка в первой половине месяца объяснялась действовавшей ограничительной квотой на экспорт зерновых, то робкий рост ставок во второй половине месяца был связан исключительно с надеждами, потому что на рынке, по-прежнему, ничего не происходило, и груза было катастрофически мало.
 
Морской порт Азов

Азовско-Черноморский регион

Июнь в Азовском регионе начался с падения ставок фрахта до минимума. На базисе порты Азова – Черноморское побережье Турции тонна груза могла уехать в отдельных случаях за $8, что для некоторых судовладельцев означало работу не всегда даже в ноль. Однако и при таких ставках найти груз было очень трудно, и значительное количество тоннажа оставалось открытым в споте без особой надежды на улучшение ситуации в обозримом будущем. Объемы остатков старого урожая были малы, и деловая активность отечественных продавцов пребывала в вялом состоянии.

Ближе к середине месяца, ожидая увеличения спроса на флот в начале июля, судовладельцы стали держать теплоходы на коротком плече (максимум до Мармары), чтобы не пропустить роста ставок. Их ожидания базировались на слухах, что в первых числах июля потребуются суда для выполнения ранее заключенных контрактов, работа по которым затормозилась после введения ограничений на экспорт пшеницы. Фрахтователи же, пользуясь низким рынком, старались взять теплоходы, начиная с июля, сразу на несколько рейсов либо в тайм-чартер, однако со стороны судовладельцев это не встретило поддержки.

Тем не менее, в середине месяца ставки фрахта из азовских портов ни на конец июня, ни на начало июля еще не были сформированы. Большая часть флота на Черном и Азовском морях по-прежнему была открыта в споте, а те судовладельцы, что были готовы уйти в рейс в последние числа июня, давали ставки существенно (иногда до двух раз) выше рынка. Было понятно, что привычная зерновая программа из азовских портов ни у кого еще не сформирована, за исключением крупных фрахтователей, которые будут в первую очередь работать на своих судах, а на рынок выходить только в крайнем случае, чтобы избежать возможных потерь.

Во второй половине месяца ситуация с фрахтом в Азово-Черноморском регионе все еще оставалась сложной. На рынке уже начал появляться ячмень нового урожая, и трейдеры искали любые возможности, чтобы обойти квоту. Судовладельцы соглашались на спотовую отгрузку теплоходов, при фактическом оформлении документов и выходе в рейс после 1-го июля. Это позволяло отправителям вывести погруженный объем из-под квоты и при этом взять теплоход по низкой ставке. Появление подобных предложений, даже учитывая факт простоя флота, лишний раз свидетельствовало о нехватке груза.

Рынок оставался на стороне фрахтователей вплоть до конца июня. Однако, несмотря на то, что спотовых отгрузок оставалось все еще мало, а количество предлагаемого флота превышало спрос, судовладельцем удалось сбалансировать рынок, а в некоторых случаях и повернуть его в свою сторону. Они уже наотрез отказывались работать по минимальным ставкам, опасаясь пропустить долгожданный рост фрахта, и закрывали только спотовые позиции, придерживая промтовый флот на случай резких скачков ставок.
 
Загрузка зерна / Федеральное агентство морского и речного транспорта

Каспийский регион и транзит

По сравнению с началом навигации, рынок транзитных перевозок в июне несколько просел. Основная часть срочных грузов была вывезена, спрос на транзитный флот упал, и фрахтователи стали более тщательно подходить к выбору теплоходов. К тому же основная часть транзитных грузов в сторону Каспийского моря следовала в порт Туркменбаши, а рейсы в обратную сторону чаще начинались из Бекдаша. В результате в обоих портах возникло скопление судов и образовались очереди, что в итоге привело к снижению ставок как в сторону Каспийского моря, так и обратно.

В целом, весь июнь фрахт на Каспийском рынке стагнировал на уровне $18-20 за тонну из Астрахани на Иран, что в начале месяца было в два раза больше, чем ставка на сопоставимый рейс Ростов – Мармара. Заметным источником спроса на тоннаж оставался грузопоток туркменских удобрений, который для русскофлажного тоннажа являлся основной возможностью совершать рейсы в плюс. Тем не менее, все ждали начала июля, когда на рынок должно было выйти зерно ячменя нового урожая, торги по которому активно велись уже в последнюю неделю июня.

Прогноз

Участники рынка сходятся во мнении, что активность возобновится с 27-й недели. К этому времени в порту должен появиться ячмень нового урожая, а по пшенице начнутся твердые переговоры. Однако до середины июля глобальных перемен на рынке не произойдет. В начале нового сезона зерновые торгуются в очень большом диапазоне цен. Сильные колебания последних объясняются поступающими новостями и прогнозами грядущего урожая в основных странах-производителях зерновых. Из-за такой неопределенности долгосрочных контрактов заключается очень мало, что тормозит рост ставок в целом.

Главным фактором, оказывающим влияние на рынок, будет решение вопроса с квотами. Участники рынка считают, что у чиновников Россельхознадзора существует негласное распоряжение не выдавать карантинные и фитосанитарные сертификаты до получения разъяснений от Минсельхоза. Это может затормозить рост ставок в начале июля.

Рынок уже отыграл опасения, что Минсельхоз продлит запрет на экспорт подсолнечника до конца августа, чтобы стимулировать отечественную перерабатывающую промышленность. Цены как на подсолнечное масло, так и на семечку значительно выросли. В случае, если ограничения все же будут сняты, на семена подсолнечника на внешних рынках образуется серьезный спрос.
 
Иран / http://www.thinkstockphotos.com

Ожидается, что фрахтовые ставки в Каспийском регионе будут подрастать быстрее, чем из азовских портов из-за высокого спроса на ячмень со стороны Ирана.

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью
"Глогос проект", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость