Южный фрахт
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"
- A + КомментарииПрочитано 123 раза   |
Август на рынке фрахта костеров прошел под флагом спотовых сделок. Как ни старались фрахтователи перетянуть одеяло на себя, в выигрыше постоянно оказывались судовладельцы, которые готовы были предоставить теплоходы здесь и сейчас.
Азовский и Черноморский регионы

На Азовском рынке фрахта месяц начался с непростых переговоров по уровню ставок на фоне низкой активности трейдеров из-за мусульманского праздника Курбан-Байрам. Некоторые из них пытались апеллировать к тому, что в ближайшее время теплоходы одновременно будут возвращаться с выгрузки, что сформирует их избыточное предложение. Однако этого не произошло, а часть грузов даже осталась открытыми. В итоге ставки удержались на прежнем уровне порядка $15-16 за тонну пшеницы на базисе Ростов – Самсун.
 
Зерновоз / "Морское Инженерное Бюро", ООО

Совсем иная ситуация сложилась к началу августа с отгрузками из Украины, где рынок костеров замер, и суда длительное время оставались открытыми без груза. На первой неделе месяца на базисе Бердянск – Египет за тонну пшеницы просили порядка $16-18 при объеме партии в 5-10 тысяч тонн. На фоне ожидавшихся в европейских странах-импортерах зерна длительных выходных, Трейдеры проявляли активность только по высоко маржинальным контрактам.

Ожидания участников рынка на активизацию торговли после окончания празднования Курбан – Байрама не оправдались и в Азовском регионе. Из-за падения курса турецкой лиры все закупки были приостановлены, что привело рынок к стагнации. Покупатели выжидали, когда сельхозпроизводители начнут снижать цены из-за высокого урожая зерна, а судовладельцы старались держать свой флот на коротком плече, чтобы не пропустить подъема ставок.

В начале второй недели из-за погодных условий многие суда задержались в Черном море на выгрузке и в ожидании прохода Керченского пролива. Некоторые фрахтователи попытались это использовать и сбить ставки, используя в качестве аргумента тезис о том, что вскоре в споте появится открытый тоннаж в поисках груза и ставки пойдут вниз. Однако ситуация развивалась с точностью до наоборот. Поступление нового урожая продолжало давить на рынок, из-за чего теплоходы в споте были очень востребованы, что подняло рабочий уровень ставок на $1-2 выше прежнего.

Ситуация с дефицитом спотового тоннажа сохранилась и во второй половине месяца. грузоотправители предпочитали закрывать контракты с датами отгрузки в августе, чтобы избежать штрафов и убытков по уже оплаченным партиям зерна. На этом фоне судовладельцы, чьи теплоходы были открыты в споте, использовали момент, и постарались получить максимально высокий фрахт. В результате уровень ставок с отгрузками в августе к последней неделе месяца вырос до $17 за тонну пшеницы на базисе Ростов – Самсун. Похожая тенденция присутствовала и в Черноморском регионе в целом.
 
Черное море / Корабел.ру

В самом конце месяца рынок в полную силу ощутил на себе приток зерна нового урожая, и ставки в моменте достигли $18-19 за тонну пшеницы. Дешевое зерно с элеваторов Средней Волги резко увеличило объем отгрузок на первую половину сентября.

Фрахтовый рынок в Черноморском регионе к концу месяца также продемонстрировал положительную динамику и ставки из глубоководных портов Украины пошли вверх. Из Одессы или Николаева при отгрузке в Египет партией в 10-11 тыс. тонн пшеницы в 20-х числах августа давали порядка $16-17 за тонну.

Речной каботаж

В августе сохранялся высокий спрос на тоннаж с речки, на работу в транзите через Волго-Донской канал, а также на каботажные перевозки по внутренним водным путям (ВВП) и рейдовую перевалку. Значительно выросли ставки на перевозки по ВВП до Азовских портов и Астрахани. Так, если в начале навигации ставка за тонну ячменя на базисе Чистополь – Астрахань была рабочей на уровне 900 рублей, то к началу августа на этом направлении она дошла до 1800 рублей за тонну.

Возросший спрос на зерно из России с поставкой на дальние направления и отгрузкой из глубоководных портов Черного моря (в Иорданию, Пакистан, Марокко и т.п.), не оставлял надежд на волатильность на рынке внутренних перевозок. Теплоходов не хватало для выполнения уже заключенных контрактов и ставки фрахта на внутренних водных путях стремительно шли вверх. Основная часть флота к середине месяца ушла с Северо-Запада на Юг, в результате чего на базисе Самара – Санкт-Петербург ставки выросли с 1400 до 2000 рублей за тонну.

Каспийский регион

В Каспийском регионе из-за отсутствия каботажного флота во второй половине августа увеличился спрос на теплоходы "река-море" с отгрузками из элеваторов на Средней Волге в иранские порты с новым урожаем ячменя и пшеницы. Однако основные судовладельцы русско-флажного флота не спешили заключать контракты на дальние даты с отгрузкой зерна с речки, предпочитая им сделки в споте.
 
Каспийское море

Прогноз

Для судовладельцев тенденция работы на споте сохранится на продолжительное время. В этом будут заинтересованы как сами судовладельцы, которые видят рынок растущим из-за большого количество запросов на разные даты, так и покупатели, которым на фоне падающих цен выгодно оперативно отгружать контрактные партии.

Ставки на перевозку со Средней и Верхней Волги в южные регионы России превышают стоимость перевозки по железной дороге в Азовские порты и Новороссийск, и дальнейший их рост маловероятен, поскольку находится за гранью рентабельности. Таким образом, ставки на каботажные перевозки достигли своего апогея. Учитывая, что суда до окончания навигации на реке успеют сделать два-три рейса максимум, сентябрь у многих судовладельцев уже закрыт, и торги будут идти уже на октябрь. Таким образом, каботажные перевозки вряд ли подорожают, а вот на экспортном направлении еще есть куда расти.

С другой стороны в последние два года на зерновом рынке сильно ощущается монополизация и давление больших игроков. Фрахтовый рынок Азовского региона уже не столь привлекателен, как ранее, и мы вряд ли в обозримом будущем сможем наблюдать ставки в $30 и более на Черноморском направлении. Зато во второй половине зернового сезона этого года возможно повторение ситуации мая-июня, когда фрахтовый рынок лежал на дне. Это станет непростым испытанием для судовладельцев старых и невостребованных теплоходов.
Поделиться новостью
"Глогос проект", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость