реклама

Зарплаты выпускников: ожидания и реальность

- A + Автор: Березниченко Вячеслав КомментарииПрочитано 696 раз   |
Во всех российских вузах, имеющих отношение в судостроению, абитуриентов как минимум чуть больше, чем один человек на место. Следовательно, из года в год в отрасли должно происходить обновление кадрового состава. И из года в год верфи, заводы, конструкторские бюро кричат о нехватке кадров. Быть может, с зарплатами что-то не так?

Как рассказала корреспонденту Корабел.ру директор hh.ru по СЗФО Юлия Сахарова, в 2023 году российские работодатели из сферы судостроения и судоремонта разместили на hh.ru около 20 000 вакансий, что превышает прошлогодние показатели на 16%. Из них 3000 вакансий, доступных недавним выпускникам судостроительных вузов. Это на 15% больше, чем в 2022 году.

 

В интервью Корабел.ру ректор СПбГМТУ Глеб Туричин отметил, что сегодня в отрасли работает около 180 тыс.человек, из них более 30 000 – инженеры. Примерно 1200 инженеров ежегодно выбывает. Следовательно, только для восполнения отрасли вузы должны выпускать 1200 кораблестроителей в год. А с учетом развития и того больше. При этом до сих пор неясно, кто должен определять требующееся количество бюджетных мест в вузах. Зато очевидно, что молодых инженеров в отрасли нехватка. Об этом свидетельствует статистика.

Будущие корабелы из СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ
Будущие корабелы из СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ

Наибольший спрос на персонал в судостроительном секторе страны, судя по числу вакансий, держится у работодателей Северо-Западного региона. Традиционно первое место занимает Петербург, как по числу вакансий в целом по отрасли (более 5000 вакансий или 26% от всего объема по стране), так и по динамике вакансий за год (+43%!). Кроме Петербурга, в рейтинг вошли и другие регионы СЗФО: Ленобласть (3,8% вакансий от всего объема в сфере в целом по стране), Калининградская область (1,5%), Мурманская область (1%).

 

Согласно данным сервиса hh.ru "Люди в цифрах", компаниями-лидерами по числу вакансий в сфере судостроения с начала 2023 года являются:

 

  • концерн "Калашников"; 
  • группа компаний "Доброфлот";
  • промышленная группа "КОНАР";
  • НПП "Радар ММС";
  • завод "Красное Сормово";
  • Балтийский завод;
  • машиностроительный завод "ЗиО-Подольск";
  • Кронштадтский морской завод;
  • центр судоремонта "Дальзавод";
  • "Красный гидропресс";
  • "РАТЕП";
  • "РМ-стил";
  • Ярославский судостроительный завод;
  • Находкинский судоремонтный завод;
  • ГК "Арис" и "ГЕСЕР";
  • Невский судостроительно-судоремонтный завод;
  • ДВЗ "Звезда";
  • СЗ "Вымпел".

 

По итогам третьего квартала 2023 года начинающему специалисту без опыта работодатели из сферы судостроения готовы предложить в среднем зарплату порядка 54 000 рублей. С начала года доход в подобных вакансиях вырос на 2300 рублей.


В свою очередь, молодые соискатели, имеющие образование по специальностям из сферы судостроения, как правило, запрашивают доход от 65 000 рублей. В данном случае мы видим, что запросы молодых соискателей превышают предложения работодателей в среднем на 11 000 рублей. При этом компании, по словам Юлии Сахаровой, готовы достаточно оперативно повышать зарплату сотрудникам. Вот только чаще это касается представителей рабочих профессий, что давно привело к тому, что сварщики и слесари нередко зарабатывают больше инженеров того же завода.

Институт лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ
Институт лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ

Наиболее активными в поиске работы на данный момент являются петербургские и московские выпускники, а также недавние студенты из Приморского края. На эти регионы за последнее время приходится более 70% резюме от студентов корабельных вузов.

 

Все, что выше, – сухая статистика. А древо жизни, как водится, пышно зеленеет. Мы разослали в профкомы "корабельных" вузов письма-опросы, попросив распространить их среди студентов старших курсов и недавних выпускников. Приведем некоторые из ответов на вопросы о зарплатных ожиданиях.

 

Собственно вопросы:

 

Вуз, факультет, кафедра, где вы проходите/проходили подготовку?

Вы поступали на бюджет, как коммерческий или по целевому набору?

На какую зарплату вы рассчитываете/рассчитывали после окончания вуза?

В какой мере оправдались ваши ожидания?

После окончания вы пошли работать в судостроительную отрасль или нашли более привлекательную должность в смежных отраслях?


 

СПбГМТУ (Корабелка)

 

Дарья

Факультет морского приборостроения, кафедра систем автоматического управления и бортовой вычислительной техники. Практику проходила на самой кафедре.

Поступала как обычный абитуриент.

После окончания вуза завышенных ожиданий по зарплате не было. Обычный инженер в Санкт-Петербурге получает зарплату 70 000 рублей, поэтому на такую зарплату и рассчитывала.

Ожидания оправдались как в отношении учебы, так и в отношении работы.

Я нашла работу по специальности благодаря своей кафедре.

Павел

Окончил факультет морского приборостроения. Бакалавриат: кафедра проектирования и производства морских подводных аппаратов и роботов. Магистратура: кафедра бортовой вычислительной техники и автоматики. Соответственно, на этих кафедрах и проходил практику.

Поступал на бюджет как обычный абитуриент.

На сегодняшний день рассчитываю на зарплату 115 000 - 150 000 руб.

ЗП инженера-конструктора в сфере, на которую обучался, составляет 60 000 - 80 000 руб., что ниже ожидаемой.

Работаю по специальности.
 

Даниил

Факультет корабельной энергетики и автоматики (ФКЭиА), кафедра электроэнергетики и автоматизации судов. Проходил практику на Балтийском заводе в электромонтажном цехе.

Как обычный абитуриент.

Начало карьеры – 40 000 – 60 000 руб. Но со временем рассчитывал, что она поднимется до 100 000 руб. Пока что ожидания оправдываются.

Начал работу на Адмиралтейских верфях с ЗП 49 000 руб. Посмотрим, что будет в дальнейшем.

Продолжаю там работать.


 

Анастасия 
Факультет кораблестроения и океанотехники, кафедра теории корабля. Проходила практику в Крыловском государственном научном центре.

Поступала как обычный абитуриент.

В начале 40 000 – 50 000 руб.

Ожидания оправдались.

Работаю по специальности.


Дарья

Факультет морского приборостроения, кафедра проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов. Практику проходила на "Малахите".

Обычный абитуриент.

70 000 руб. и выше.

Не оправдались.

В поиске работы. Возможно, не в отрасли.

 

ГУМРФ (Макаровка)

 

Кристина

Институт водного транспорта. 26.04.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры".

Бюджет.

70 000 - 80 000 руб.

Не полностью оправдались.

В судостроительную отрасль. ПАО "ЦКБ "Айсберг"


 

Константин

26.03.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры".

Целевое.

50 000 – 70 000 руб.

В целом оправдались.

Моя работа связана с проектной и конструкторской документацией на строительство плавтехсредств.


 

Выпускник Макаровки Константин по-своему примечателен, поскольку поступил в вуз по целевому набору, что значит, наверняка работал в отрасли до учебы. Ожидания были чуть ниже, чем у других. Поэтому и "в целом оправдались" – знал, куда шел.


 

Михаил
1. 26.03.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры".
2. Бюджет.
3. 70 000 – 80 000 руб.
4. Удовлетворительно.
5. В судостроительную отрасль. ПАО "ЦКБ "Айсберг".

Кирилл
1. "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры".
2. Бюджет.
3. 70 000 -100 000 руб.
4. Почти полностью.
5. Судостроительная отрасль.

 


НГТУ (Нижегородский университет)


Никита

М22-КС-2 "Кораблестроение и авиационная техника".

Как обычный абитуриент.

На первое время хотелось бы в районе 60 000, как, например, в ОКБМ им. Африкантова (если речь идет о работе на предприятии после окончания магистратуры/аспирантуры).

После окончания бакалавриата мои доходы меня устраивают. Часть денег запросто могу выделять на научную деятельность.

В магистратуре занимаюсь наукой по специальности.


 

Никита – еще один примечательный персонаж. Мы с ним связались, чтобы узнать, что же это за доходы, которые его устраивают. Он объяснил: на первом курсе магистратуры имел доход от 30 000 до 50 000 руб. в месяц. Из них 35 000 руб. "набирались стипендиями" и 15 000 руб. получал в КБ, где работал на полставки. В этом году он из КБ ушел, но продолжил заниматься научной деятельностью, что вкупе со стипендиями приносит ему те же 50 000 руб. дохода.


 

АГТУ (Астраханский университет)


Ответы, присланные из Астрахани, поначалу удивили, но после телефонного разговора с доцентом кафедры Института морских технологий, энергетики и транспорта АГТУ Василием Чанчиковым все встало на свои места.

Анкета из Астраханского государственного университета / Фото: Василий Чванчиков
Анкета из Астраханского государственного университета / Фото: Василий Чванчиков

Большинство в графе об ожиданиях написало "от 100 000 руб.". Некоторые не стали мелочиться, указав от 200 000 руб. Ну а студент Б.А. Абубакари, по всей видимости, иностранец, и вовсе сначала написал 120 000 руб., но следом добавил 2500 долларов. В последней графе отметил, что поедет работать в судостроительную отрасль.


 

Анкета из Астраханского государственного университета / Фото: Василий Чванчиков
Анкета из Астраханского государственного университета / Фото: Василий Чванчиков

Мы поинтересовались у доцента Чанчикова, почему ответы студентов АГТУ так разительно отличаются от "средней температуры по больнице". Оказалось, что его студенты, конечно, мечтатели, но мечтатели вполне адекватные. Они просто давали ответы на перспективу. Действительно, если взглянуть на таблицу "Люди в цифрах", предоставленную нам сервисом hh.ru, то судостроителям с опытом работы от трех лет как раз сегодня и предлагают те самые 100 000 рублей.

 

Динамика предлагаемых зарплат в сфере судостроения в зависимости от опыта, Россия, 2023 (данные hh.ru)

Стаж в профессии отрасли судостроения I кв.II кв.III кв.
Нет опыта51 724  ₽53 000 ₽54 000 ₽
От 1 года до 3 лет86 206 ₽85 057 ₽85 000 ₽
От 3 до 6 лет100 000 ₽100 000 ₽100 000 ₽
Более 6 лет114 942 ₽114 942 ₽114 942 ₽

"Наши ребята работают в отрасли уже с третьего курса, так что на заводы и в КБ они придут уже с определенным опытом. Поэтому их ожидания в основном оправданы, – сказал доцент. – И они практически уверены в том, что у них не возникнут проблемы с приемом на работу. Потому что в нашем регионе, как и в целом по стране, кадров остро не хватает".

 

Редакция "Корабел.ру" искренне желает студентам "корабельных" вузов и г-ну Абубакари в особенности, чтобы все мечты сбылись. И семь футов, как говорится!


Статья впервые опубликована в журнале WWW.KORABEL.RU 2023 №4/ Подписаться на журнал!

 

Читайте также:

 

 "Система не дает дорогу талантам с низким баллом аттестата"

 

"Мы теперь нужны не только кораблестроению. Глеб Туричин"

 

Глава ПИШ Корабелки Олег Тимофеев: "Нашему выпускнику не потребуется адаптация на рабочем месте"

 

Автор: Березниченко Вячеслав
Поделиться новостью



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость