Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства
- A + КомментарииПрочитано 140 раз   |
Пунктом 26 приказа Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации" (далее - Положение по расследованию) предусматривается, что при несогласии с заключением по аварии или транспортному происшествию, утвержденным решением территориального органа Ространснадзора, жалоба направляется на рассмотрение в Ространснадзор в десятидневный срок со дня получения копии решения территориального органа Ространснадзора. Направление указанной жалобы влечет за собой повторное расследование транспортного происшествия в соответствии с указанным пунктом.
Означает ли указанная норма, что заключение по результатам расследования транспортного происшествия и связанные с ним акты Ространснадзора не подлежат обжалованию в судебном порядке?

По смыслу статей 27, 29, 127, 198 АПК РФ в судебном порядке может быть обжалован акт уполномоченного органа, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.

Пунктом 4 Положения по расследованию предусмотрено, что целью расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по предотвращению транспортных происшествий в будущем.

Расследование транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства и не препятствует другому расследованию или делу. Расследование не преследует цель – распределить вину.

В соответствии с пунктом 19 Положения по расследованию инспекторы Ространснадзора для проведения расследования получают заключения работников Российского Речного Регистра, организаций, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия. Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.

По результатам расследования транспортного происшествия, составляются Заключение, в котором изложены условия и обстоятельства, при которых произошло транспортное происшествие, факторы, которые привели к аварии или инциденту, причины, выводы, рекомендации по предотвращению подобных случаев в будущем, а также Решение начальника территориального управления с указанием причин, вида, классификации транспортного происшествия согласно требованиям Положения по расследованию, и Постановление начальника территориального управления об отнесении транспортного происшествия на учет участникам события.

Разделы заключения по транспортному происшествию, в которых содержится подробное изложение обстоятельств транспортного происшествия, анализ и комментарии причинных факторов, обсуждение результатов расследования, включая выявление вопросов безопасности и выводы расследования, не содержат норм обязательных для исполнения, так как само Положение по расследованию не включено в перечень нормативных актов, содержащих обязательные требования (приказ Ространснадзора от 11.02.2021 N ВБ-221фс).

Имеющие силу обязательных предписания Ространснадзора издаются в качестве отдельного документа, по результатам проведения проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства (пункт 4.6. приказа Ространснадзора от 15.04.2013 N АК-475фс "Об утверждении Положения о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"). Расследование транспортного происшествия не является проверочным мероприятием и имеет своей целью "установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по предотвращению транспортных происшествий в будущем" (Пункт 4 Положения по расследованию).

Не отражают акты по результатам транспортного происшествия и какие-либо аспекты экономического спора, в них отсутствуют аргументы, касающиеся предпринимательской, иной экономической деятельности или ссылки на нормативные документы, регламентирующие вышеуказанную деятельность. Положение по расследованию не содержит понятия вина. Предметом расследования является деятельность по обеспечению безопасности плавания судна.

Представляется, что не могут акты по результатам расследования транспортных происшествий нарушить какие-либо права хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, так как участники транспортного происшествия не лишены права судебной защиты в отношениях по возмещению вреда, а выводы заключения никак не связывают их возможности по доказыванию.
Таким образом, издаваемые по результатам транспортного происшествия акты являются процедурными документами и сами по себе не налагают на лиц, участвующих в процессе, каких-либо обязанностей под угрозой административного принуждения, то есть не обладают признаками ненормативного правового акта государственного органа, обжалование которого предусмотрено действующим процессуальным законодательством.

Таким образом, поскольку заключения, решения и постановления по транспортным происшествиям не являются ненормативными правовыми актами суды имеют право отказывать в принятии заявлений об обжаловании указанных актов.

 
Управляющий партнер
Маслов Кирилл Андреевич
Поделиться новостью
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Грищенко Андрей Сергеевич, 09.09.2021, 04:35Обжаловали мы подобный акт проверки Госморнадзора в суде по КАС. Жалобу приняли но не удовлетворили. В чесле прочего в решении суд отразил: "Сам по себе акт не является распорядительным документом, нарушающим какие-либо права и свободы проверяемого лица, создающим препятствия к их осуществлению или возлагающим какие-либо обязанности на проверяемое лицо. Акт также не имеет признаков нормативного правового акта либо решения органа наделённого публичными полномочиями, а лиш фиксирует результаты контрольных мероприятий, выявленные в период проверки. Поэтому суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным акта проверки в части ссылки на нарушение капитаном судна ст.61 КТМ РФ".
Дело было связанно с затоблением буксируемого объекта, который буксировала компания доверителя. В акте проверки они написали что капитан нарушил ст.61 КТМ так как не осмотрел объект перед буксировкой. Далее за это полетели штрафы. А так как суд указал что акт проверки по сути просто мнение надзорного органа и не более, все штрафы мы обжаловали правда до Края, дела выйграли, а потом всё это приобщили в арбитраже в части споров по оплате услуг буксировки и ущербу окружающей среде (сумм иска 190 млн). На данный момент арбитраж перешёл в 3-ю инстанцию. далее...

Предыдущая новость