реклама

"Ярославский судостроительный завод": "Более 90 лет выпускаем конкурентоспособную продукцию по новейшим проектам"

0 3219 7 мин
Ярославский судостроительный завод начал свою работу в 1920 году. За это время предприятие успело обеспечить страну многими кораблями и судами различного назначения. ОАО "Ярославский судостроительный завод" прошло путь от небольшой катерной верфи до современного завода, строящего суда различных классов и типов, как гражданского, так и военного назначения, водоизмещением до 2400 тонн. О том, над какими проектами работает предприятие сейчас, рассказала в рамках МВМС-2013 в Санкт-Петербурге заместитель генерального директора по маркетингу ОАО "ЯСЗ" Лидия Гуревич.

Лидия Демьяновна, что завод может предложить Военно-морскому флоту?

ОАО ЯСЗ имеет значительный опыт строительства боевых кораблей и судов для ВМФ и других силовых структур России, а также зарубежных заказчиков. В их числе малые противолодочные корабли проекта 1241-2, ПСКР проекта 1241ПЭ, ракетные катера проекта 1241РЭ, ПСКР проекта 10410 "Светляк", амфибийные катера на воздушной подушке проектов 14660 "Барс" и 20910 "Чилим". Сегодня по заключённым с Министерством обороны России государственным контрактам мы строим десантные катера проекта 21820 и буксирное судно проекта 745мбс. Конечно, как и любому заводу, нам хотелось бы строить для этого заказчика больше. Эти проекты, равно как и другие, строящиеся сегодня для других заказчиков, мы представлялм на МВМС-2013.
 

Что касается десантного катера проекта 21820, то в серии на сегодня 3 единицы, но мы надеемся, что она будет продолжена. В этом году ЯСЗ планирует сдать заказчику первый катер. Десантные катера проекта 21820 предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колесной и гусеничной техники. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны на днище, мощными дизелями М507А-2Д и вентилируемыми водометными движителями.
 

Это пока самые крупные катера с легкосплавным корпусом из строившихся ЯСЗ. Головной катер этого проекта строился заводом "Волга". В ходе работы Ярославского судостроительного завода над проектом в процессе строительства внедрено значительное количество мероприятий, направленных на повышение надежности технических средств, улучшение обитаемости и замену снятых с производства образцов техники на современные аналоги. В инициативном порядке Ярославским судостроительным заводом был реализован ряд предложений государственной комиссии по улучшению боевых и эксплуатационных качеств головного катера. Все ответственные решения согласованы с НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ (филиал ВУНЦ ВМА имени Н.Г.Кузнецова) и оформлены решениями заказчика. Надеемся, что изменения, внесённые в проект, сделают его более привлекательным для заказчика. Всем трём катерам по инициативе завода к 200-летию войны 1812 года приказами главнокомандующего ВМФ присвоены действительные наименования, которые увековечивают память о героях этой войны: Денис Давыдов, мичман Лермонтов, лейтенант Римский - Корсаков.
 

Что касается морского буксирного судна проекта 745 мбс - оно уже спущено на воду, в настоящее время находится на швартовных испытаниях и будет передано заказчику в этом году. Судно обладает высокими мореходными качествами и способно работать в любых районах Мирового океана. Основное назначение судна: буксировка кораблей и судов; снятие с мели кораблей и судов; тушение пожаров на аварийных кораблях (судах) и береговых сооружениях; выполнение обследовательских работ с помощью малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата; эвакуация людей с поверхности воды.

В основе этого судна – проект 745, по которому на ЯСЗ массово строились ПСКР и буксиры. На новой модификации судна гребную электрическую установку на постоянном токе сменила ГЭУ на переменном токе, питание которой осуществляется от единой электроэнергетической системы судна. На буксире установлено носовое подруливающее устройство, что существенно повысило его маневренность. Также установлен вентильно-индукторный электродвигатель, разработанный филиалом ЦНИИ СЭТ - ФГУП "Государственный Крыловский центр". Двигатель имеет самый высокий КПД среди существующих аналогов и обладает повышенной надежностью. В результате скорость буксировки возросла более чем на 1 узел, а установка современных дизель-генераторов обеспечила снижение удельного расхода топлива на 23%. Повышение класса автоматизации позволило уменьшить численность экипажа с 32 до 22 человек. 

Взамен устаревшей механизированной грузовой стрелы установлен современный электрогидравлический кран. На судне появился также телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, позволяющий выполнять осмотровые, поисковые, подводно-технические работы в прибрежных морских водах на глубинах до 300 м. По инициативе ярославских судостроителей буксирному судну зав. №444 присвоено действительное наименование "Виктор Конецкий" в честь выдающегося писателя-мариниста.
 

Ярославский судостроительный завод – один из ведущих в России строителей скоростных катеров и судов. Это - серии катеров на воздушной каверне проекта 14232 "Меркурий", катеров с водометами проекта 12260 "Ястреб" и проекта 14172 "Терьер", катеров на воздушной подушке "Барс" и "Чилим", а также десантных катеров проекта 21820, о которых уже упоминалось. Несколько лет назад передана Федеральной таможенной службе России серия катеров проекта 14232. При полном водоизмещении в 99 т "Меркурий" развивает скорость 50 узлов. Таможенники, которые эксплуатируют эти суда, отмечают, что с появлением катеров проекта 14232 на море заметно убавилось число нарушителей таможенного режима. Ведь "Меркурий" догонит любого.

Катера "Ястреб" проекта 12260 при небольших размерах (водоизмещение - около 11 т, длина - 13м) неприхотливы в эксплуатации. У них отличные мореходные качества, высокая скорость (свыше 40 узлов), маневренность, хорошие бытовые условия для экипажа. Водометы, выбранные в качестве пропульсивной установки, позволяют катеру отходить от стенки лагом, разворачиваться на 3600, резко тормозить. Их строительство сегодня продолжается для ФСБ и МВД России.
 

Многоцелевой скоростной катер с водометными движителями проекта 14172 "Терьер" предназначен для использования в качестве служебно-разъездного, патрульно-инспекционного или лоцманского. Используется на реках и водохранилищах, в прибрежной морской зоне с удалением от берега не более 50 миль, в портовой и рейдовой зонах. Из сказанного о катерах очевидно, что наш завод готов исполнить заказ ВМФ на строительство катеров с любым принципом поддержания движения, опыта для этого у нас достаточно.
 

И, хотя ваш вопрос касается конкретно ВМФ, мне хотелось бы упомянуть также о кораблях проекта 10410 "Светляк", которых Ярославские судостроители построили по заказу Пограничной службы ФСБ России 8 единиц. Корабли этого проекта заслужили как гордость команд, которые на них служат, за свои корабли, так и уважение нарушителей границ. Оптимальные обводы корпусов в сочетании с автоматизированными дизельными установками у этих проектов при соответствующем качестве постройки представляют простые и экономичные в эксплуатации корабли, имеющие высокие скорости полного хода – свыше 29 узлов и большую дальность плавания – 3900 миль, которые без труда выполняют предписанное им назначение: охрана государственной морской границы и несение дозорной службы в прибрежной зоне.

В декабре 2012 году отряд ОАО "Ярославский судостроительный завод" передал заказчику последний корабль проекта 10410 "Светляк" зав. №808, который отличается от своих предшественников этого же проекта. На этом корабле значительно улучшены: обитаемость за счёт произведённой перепланировки корабля, эксплуатационные качества за счёт замены силовой установки с двигателями завода "Звезда" на установку с дизелями фирмы MTU. Корабль уже приступил к исполнению обязанностей. Выходы в море показали, что все механизмы и оборудование работают безупречно. Корабль проявил себя с самой лучшей стороны как по ходовым качествам, так и по своей надёжности и экономичности. Бытовые условия обеспечивают нахождение экипажа на борту при выполнении заданий в комфортных условиях. Это – подтверждение качественной работы ярославских судостроителей.

А что касается гражданского судостроения, над чем сейчас работает ЯСЗ?
В плане гражданского судостроения у нас совершенно новые проекты. Новый проект – это всегда интересно, это всегда – движение вперёд. Минтранс проводило конкурсы на строительство речных танкеров и обстановочных судов. Мы участвовали в них и победили. В соответствии с заключёнными госконтрактами мы сейчас строим серию обстановочных судов проекта SV 2407 - 6 единиц и серию танкеров бункеровщиков проекта RT 18 - 3 единицы. 4 июля головное обстановочное судно ушло на испытания. Испытания прошли успешно – все тактико-технические характеристики, заложенные в договорную спецификацию, подтверждены. В скором времени судно уже отправится к заказчику. Доведем его до Беломорска, далее на буксире – до Дудинки, а дальше уже к заказчику – в Енисейречтранс.
 

Кроме того, не так давно закончено строительство серии водолазных судов проекта SDS 08 по заказу Минтранса России. Знаем, что интерес к ним есть, просто пока не все знают, что в России есть такие суда, построенные по совершенно новому проекту, разработанному Морским инженерным бюро. В честь 1000-летия Ярославля по инициативе коллектива ЯСЗ головному судну присвоено наименование "Стольный град Ярославль". Последующие три водолазных судна этой серии получили имена городов Ярославской области: "Ростов Великий", "Углич" и "Рыбинск".
 

Удалось ли наладить необходимые контакты на Военно-морском салоне?
В течение всего Салона делегацией Ярославского судостроительного велась достаточно активная работа: какие-то встречи были запланированные, но, большинство их, конечно же, нет. Интерес как к продукции завода, так и к состоянию его дел достаточно высокий. Большой плюс в том, что МВМС предоставил возможность обсудить с потенциальными заказчиками, что они хотят получить и что есть у нас. Если честно, трудно оценивать продуктивность работы на таком мероприятии. Успешно ли все прошло, станет известно потом. По крайней мере, мы старались показать - какие у нас есть наработки и возможности. Здесь заказчики имеют возможность сами посмотреть, сравнить и оценить все возможности как проектантов, так и судостроителей, получив сразу же ответы на свои вопросы, не тратя на это много времени.

С зарубежными компаниями работаете? Или может планируете?
Что касается зарубежных компаний, это всегда длительный процесс. Как правило, они сначала собирают информацию, анализируют, а потом уже решают работать или нет совместно. Впрочем, любой заказчик ставит себе цель, в первую очередь, не попасть впросак. Да и мы, когда выбираем поставщиков, покупая материалы и комплектующие изделия для строительства судов, очень тщательно анализируем и качество, и цену, и репутацию поставщиков. Здесь, на Салоне, специалистами ЯСЗ тоже ведётся работа по поиску новых поставщиков. Посещаем их стенды, ведём переговоры, потом будем анализировать и выбирать.
 

А что касается зарубежных компаний – не так давно ЯСЗ завершил заказ на строительство серии рыболовных судов для норвежцев, два из них были сданы заказчику под ключ, а четыре – в достаточно высокой степени насыщенности. А, насчёт планирования этой работы можно сказать только одно – мы готовы приступить к исполнению иностранного заказа, опыт и возможности для этого имеются, ограничение лишь одно - чтобы он соответствовал нашим техническим возможностям.

 

А как вы организуете работу с поставщиками? Как отбираете их?
Если раньше мы закупали оборудование в соответствии с заказными ведомостями, в которых проектанты уже прописывали поставщиков,  то сейчас мы проводим конкурсы. То есть, при проектировании КБ прописывает, что нужно, а дальше мы выбираем то, что подходит по качеству и по цене, также обращаем внимание и на сроки поставки. Все на конкурсной основе.

Сейчас у завода есть перспективные проекты в разработке, а хватает ли кадров?
За последние годы количество рабочих значительно увеличилось. Жизнь сама заставила нас это сделать. Раньше у нас по три заказа стояло, а теперь больше десяти. К сожалению, период спада в судостроении ни для кого из нас, судостроителей, не прошёл бесследно. Мы, ярославцы, тоже потеряли значительное количество специалистов. Сейчас принимаем специалистов, которые приезжают к нам работать бригадами из других городов, из Украины. Но таких специалистов мы тоже стараемся отбирать внимательно. В первую очередь обращаем внимание на квалификацию и опыт работы.

По словам Лидии Демьяновны, чтобы отношения между заказчиком и исполнителем складывались, нужно просто добросовестно отрабатывать контракт - точно в срок и качественно. Пока Ярославскому СЗ это удается. Вот уже более 90 лет предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию по новым проектам. 

Анастасия Судникова

 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Новый стикер для КорабеловЪ
17:00 / пресс-релизы