Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова
Проекты: 20380
- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 10798 раз   |
Новости со строительства новейших корветов проекта 20380 поступают в нашу редакцию практически каждый день. 31 августа во Владивосток, для проведения заводских ходовых испытаний, прибыл корвет "Громкий". 3 сентября поступило известие с Санкт-Петербурга - на корвет "Гремящий" заселяется экипаж.
В ближайшем будущем российский флот будет иметь в своем составе 13 таких кораблей, и сегодня мы расскажем об этом проекте и каждом его представителе, но сперва вернемся к новостям о корветах "Громкий" и "Гремящий".

Корвет "Громкий" покинул Амурский судостроительный завод и взял курс на Владивосток 10 августа. 31 августа корабль, с помощью плавучего дока "Зея" и нескольких морских буксиров, был доставлен на достроечную базу завода в Приморье. В ближайшие месяцы начнется самый ответственный этап работ - заводские ходовые и государственные испытания.
 
Вывод "Громкого" из акватории АСЗ / Фото: Амурский судостроительный завод

На корвете "Гремящий", строящемся на заводе "Северная верфь", закончилась подготовка к заселению экипажа. Готовность корабля к приему команды вместе с личным составом проверяла комиссия 13-ой бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей. 

В ходе проверки судостроители предъявили комиссии жилые, служебные и санитарно-бытовые помещения, медицинский блок, камбуз.  Была продемонстрирована работа систем обеспечения жизнедеятельности корабля, дизель-генераторов, средств внутрикорабельной связи, проверена укомплектованность заказа аварийно-спасательными средствами. Для проверки работы камбузного оборудования - тестомесильного агрегата, пароконвектомата, плиты и духовых шкафов корабелы по сложившейся традиции организовали пробную варку обеда.

Экипаж будет вселяться на "Гремящий" поэтапно в течение 2 недель. Его задача – изучить работу систем и оборудования, в период швартовных испытаний отработать взаимодействие в штатных и внештатных ситуациях и подготовиться к выходу на ходовые испытания.
 
Корвет "Гремящий" у причала завода "Северная верфь" / ОАО "СЗ "Северная верфь"

Корветы проекта 20380, если по-простому, то малые сторожевые корабли - проект многоцелевых кораблей 3-го ранга ближней морской зоны. Их предназначение:
 
  • Действия в ближней морской зоне государства, ведение борьбы с надводными кораблями и подлодками противника;
  • Артиллерийская поддержа морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  • Патрулирование зоны ответственности с целью блокады.

В связи с тем, что первые корабли проекта долгое время не покидали Балтийское море, начали ходить слухи о недостаточной мореходности этих кораблей. Но после летней смены командования Балтийского флота выяснилось, что дальние походы этим кораблям по силам. И корветы это доказали своими походами за пределы Датских проливов - корветы "Бойкий" и "Сообразительный" с успехом совершили трехмесячный "круиз" по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану. 
 
Зенитный ракетный комплекс "Редут" на корвете "Стойкий" / Корабел.ру

По состоянию на 4 августа в боевом составе ВМФ РФ находится пять кораблей этого типа - "Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий" - в составе Балтийского флота и "Совершенный" — в составе Тихоокеанского флота. Ещё восемь корветов находятся в различных стадиях постройки на заводе "Северная верфь" и Амурском судостроительном заводе.

Разработка корвета началась после трудностей, связанных со строительством предыдущего многоцелевого корабля "Новик" проекта 12441, который так и не был достроен. В связи с этим, после нового конкурса, в котором победило конструкторское бюро "Алмаз", командованием ВМФ было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Новые корабли должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.
 
Корвет "Стойкий" / Корабел.ру

Постройка головного корабля, под именем "Стерегущий", началась в декабре 2001 года на заводе "Северная верфь". Затем на этом предприятии, по проекту 20380 и его модификациям (проект 29385 и проект 20386), было заложено еще 8 кораблей: "Сообразительный" (проект 20380, 2003 год), "Бойкий" (проект 20380, 2005 год), "Стойкий" (проект 20380, 2006 год), "Ретивый" (проект 20380, 2015 год), "Строгий" (проект 20380, 2015 год), "Гремящий" (проект 20385, 2012 год), "Проворный" (проект 20385, 2013 год), "Дерзкий" (проекта 20386, 2016 год).
 
На Амурском судостроительном заводе строительство линейки корветов 20380 ведется с 2006 года. Именно тогда в мае, на предприятии был заложен корабль "Сообразительный". Затем было заложено ещё три корабля: "Громкий" (2012 год), "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (2015 год) и "Резкий" (2016 год).

В 2017 году, во время спуска на воду корвета "Гремящий", начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников сказал, что серия корветов проекта 20385 будет состоять из четырех кораблей, в дальнейшем будет осуществляться строительство корветов проекта 20386. Получается есть вероятность, что будет произведена закладка еще двух кораблей по проекту 20386.
 
Спуск на воду корвета проекта 20385 "Гремящий" / Корабел.ру

Отличия между проектами 20380, 20385 и 20386 в следующем:
  • Проект 20385 - модернизация 20380. Боекомплект зенитного ракетного комплекса "Редут" увеличен с 12 до 16 ячеек. Противокорабельные ракеты Х-35 "Уран" заменены на 8 ракет Калибр-НК.
  • Проект 20386 - проект корвета нового поколения на основе 20385. В нем будет реализован модульный принцип вооружения и возможность базирования беспилотного летательного аппарата.
Пусковые контейнеры для противокорабельных ракет "Уран" / Корабел.ру
 
Одной из интересных особенностей кораблей проекта 20380 является их надстройка. Она выполнена из многослойных композиционных материалов по так называемой технологии "стелс". Ее особенностью является не только малая радиолокационная заметность, но и трудногорючесть.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух дизель-дизельных агрегатов ДДА12000, созданных совместно специалистами Коломенского завода и "ЗВЕЗДЫ".
 
Корвет "Стойкий" / Корабел.ру

Из вооружения следует отметить наличие противокорабельного ракетного комплека "Уран-У". Противовоздушная оборона состоит из зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик-М" (на баке), переносных ЗРК "Игла" (запуск с плеча или с палубной установки) и две 30-мм артустановки АК-630М (в корме). Артиллерийского вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 21,3 км. Система противоторпедной защиты представлена комплексом "Пакет-НК", который состоит из двух четырехтрубных 330 (324) -мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен палубный Ка-27ПЛ. Кроме того, на кораблях в большом количестве устанавливается различное радиотехническое вооружение. 
 
Артустановка "А-190 на корвете "Стойкий" / Корабел.ру

По состоянию на сегодня - ближайшие корабли серии, которые получит флот, это "Громкий" и "Гремящий". Как уже было выше сказано, они вовсю готовятся к своему первому выходу в море.

В феврале 2018 года прошла информация, что, возможно, будет отменено строительство оставшихся корветов проекта 20380. В случае такой ситуации есть вероятность, что флот полностью сконцентрируется на постройке последней модификации корвета проекта 20386. И внешне это будет совершенно другой корабль. Его самой главной фишкой станет - принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением (возможны модули с буксируемой ГАС "Виньетка", "Калибр-К" на 4 ракеты, модуль РЭБ и РТР и др.), что позволяет расширить круг решаемых задач. Также особенностью станет уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении моря.
 
Сторожевой корабль 'Дерзкий' / БФК-Проект, ООО

Если  же говорить в целом про проект и подвести промежуточные итоги, то лето 2017 года доказало правильность постройки подобных корветов для отечественного Военно-морского флота. 
 
Корвет "Сметливый" проекта 20380 / Корабел.ру
 
Корвет "Стойкий" / Корабел.ру
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"Коломенский завод", ОАО
Россия, Коломнасправочная завода: +7(496)613-89-80; инженерно-производственный центр: +7(496)613-89-35 Коммерческая дирекция: сбыт: +7(496)613-88-45; снабжение: +7(496)613-89-38
"Звезда", ПАО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)362-07-47, +7(812)703-00-70
"Алмаз ЦМКБ", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)373-28-00
"Амурский судостроительный завод", ПАО Россия, Комсомольск-на-Амуре+7(4217)57-34-83, +7(4217)54-91-00
"Северная верфь", Судостроительный завод ПАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-29-01, +7(812)324-29-14

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Постников Александр, 04.09.2018, 18:07Сколько можно этих корветов уже... Эсминцы пора уже, наконец, строить!!!
-0+
#Кулешов Олег Васильевич, 05.09.2018, 10:47Пусть сперва фрегаты допилят
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 04.09.2018, 19:07Похоже, для авторов заметки что фрегат, что корвет - всё одно...:(
-0+
#Кулешов Олег Васильевич, 05.09.2018, 10:47Спасибо! Вот так косякнул я. Пишу про корветы, а в голове фрегаты 22350 :). В общем невнимательность.

Предыдущая новость