реклама

Восточно-Сибирское пароходство ставит на судостроение и туризм

Восточно-Сибирское речное пароходство – одно из немногих, кто сохранил не только грузовой флот, но и продолжает развивать пассажирский. В том числе, осваивая новые туристические маршруты. О жизни "естественного монополиста" на водном транспорте Иркутской области и Бурятии рассказывает коммерческий директор ВСРП Анна Чинник.
Коммерческий директор АО "Восточно-Сибирское речное пароходство" / Фото: ВСРП
Коммерческий директор АО "Восточно-Сибирское речное пароходство" / Фото: ВСРП

– Анна Евгеньевна, ВСРП входит в число старейших пароходств России, отсчитывая свою историю от организации "буксирного пароходства" на Ангаре в 1885 году. Каков объем грузоперевозок вы обеспечиваете сейчас, спустя почти 140 лет?

 

– Ежегодный объем грузоперевозок составляет около двух миллионов тонн. И около 600 тысяч пассажиров. У нас несколько направлений деятельности: от разного рода перевозок, до строительства судов на собственной производственной площадке. Все они для нас являются ключевыми, хотя сегодня в какой-то мере можно говорить о строительстве как о приоритетном направлении.

 

– Где базируется основной флот пароходства?

 

– Мы крупнейший грузоперевозчик внутренним водным транспортом в регионе. Основные мощности пароходства находятся на реке Ангара в Иркутске, на территории Иркутской ремонтно-эксплуатационной базы.А также на территории речного порта города Свирска.

Пароходство обладает всей необходимой инфраструктурой для осуществления деятельности по перевозке грузов. У нас самый мощный в Восточной Сибири речной флот, собственные судоремонтные базы, разветвленная система филиалов, координирующих перевозки на разных направлениях.

 

– Сколько пассажирских судов работает в пароходстве?

 

– На сегодня у пароходства 15 пассажирских судов. Из них пять судов на подводных крыльях, два на воздушной подушке, четыре теплохода и четыре круизных судна. Все эти суда задействованы на туристических маршрутах. ВСРП осуществляет туристические пассажирские перевозки по акватории озера Байкал, Иркутскому и Братскому водохранилищам, а также экскурсионные маршруты по городу Иркутску.

 

– В начале лета вы сообщили о плане запустить новый туристический маршрут, связывающий Иркутскую область и Бурятию? Интересуются ли новыми маршрутами местные жители? Или основная доля туристов — гости из других регионов?

 

– Да, мы ставили перед собой такую цель, и мы её достигли. 12 июня состоялся первый пассажирский рейс до поселка Танхой на побережье Байкала в Республике Бурятия. Основными гостями стали жители нашей области, но в дальнейшем, мы уверены, данный маршрут будет интересен как для иркутян, так и для посещающих наш регион туристов. Затем состоялись еще два рейса: 26 июля и 2 августа.

Планируем в будущем развивать это направление деятельности и осваивать новые маршруты, которые будут интересны посещающим наш регион туристам из России и иностранным путешественникам.

 

– Какую специфику имеет судоходство на Байкале, Ангаре, Селенге?

 

Наш бассейн специфичен тем, что разделен по природным условиям. У нас озеро Байка разряда "М" — с волнами до шести метров. Реки Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, Турка — разряда "Л" — малые реки. Иркутское водохранилище имеет достаточные глубины для судоходства, но у истока Ангары глубина составляет не более двух метров, что препятствует сквозному сообщению от причала в Иркутске на озеро Байкал для некоторых судов.

Кроме того, Иркутская, Братская и Усть-Илимская гидростанции не имеют судопропускных сооружений через плотины, из-за чего ограничиваются возможности широкого развития речных пассажирских и грузовых перевозок.

 

– Как проходит навигация-2023, и с какими результатами завершилась навигация в 2022 году?

 

– В прошлом году мы наблюдали увеличение числа пассажиров, перевезенных судами нашего пароходства. Пассажиропоток составил порядка 650 тысяч человек, перевозка которых осуществлялась пассажирскими судами по Байкалу и Ангаре, а также паромами, доставляющими туристов и грузы на остров Ольхон.

В этом году навигация началась с опозданием из-за неблагоприятных погодных условий, которые не балуют нас в течении всего сезона, но мы уверены в хороших результатах ее завершения. Сейчас маршруты хорошо заполняются и спрос постоянно растет.

 

– Почему в отличие от многих пароходств Вы сохранили в своем составе пассажирский флот? В том числе, предназначенный для перевозки туристов.

 

– Холдинг "Истлэнд", в который входит ВСРП, является одним из лидеров туристической отрасли не только в Иркутской области, но и вообще всей Восточной Сибири. Поэтому вполне естественно, что сохранение и развитие пассажирского флота было приоритетной задачей, с чем мы успешно справляемся.

Этому способствует уникальная природа региона, жемчужина которого озеро Байкал. Множество живописных и интересных мест и в акватории Ангары. Поэтому спрос на пассажирские перевозки всегда был, есть и будет. И наше пароходство старается развивать данное направление туризма. Мы активно работаем по организации новых туристических маршрутов и повышению комфорта для наших пассажиров.

Опять же, спрос на пассажирские перевозки продиктован тем, что в регионе много населенных пунктов, до которых по суше добраться крайне затруднительно, а то и невозможно, как в случае с островом Ольхон. По сути, наши суда связывают эти небольшие поселки с областным и районными центрами.

 

–Каково состояние флота ВСРП, учитывая тот факт, что большая их доля построена еще во времена СССР и в первое постсоветское десятилетие ? Все они на ходу?

 

– Действительно, многие суда построены еще в советское время, но, благодаря нашим производственным мощностям, пароходство имеет возможность поддерживать их в хорошем рабочем состоянии. Мы проводим необходимые технические осмотры, замену устаревшего оборудования, двигателей, капитальный ремонт корпусов и вспомогательных помещений. На судах установлены современные навигационные приборы, пожарное оборудование. Суда оснащены спасательными средствами и системами оповещения.

Прогулочное судно
Прогулочное судно "Баргузин-1" после обновления / Фото: ВСРП

 

– Так в прошлом году со стапелей Ремонтно-эксплуатационной базы ВСРП после капитального ремонта сошел буксир "Капитан Андрулайтис". В этом году в навигацию по Байкалу вышел  восстановленный  теплоход "Баргузин-1".

 

– Среди ваших судов, например, буксир "Варяг" эксплуатируется с 1954 года. Он по-прежнему "не сдается врагу", как его героический тезка?

 

– На время врагу он все-таки сдавался — находясь в аренде, безответственно эксплуатировался. Поэтому мы его вернули в состав родного флота и сейчас восстанавливаем.

 

– Насколько удачной была идея перестроить буксиры проекта Р-18А в пассажирские суда? Какова их дальнейшая судьба?

 

– На озере Байкал эксплуатируются два судна проекта Р-18. Это бывшие буксировщики Р-18/7635 "Севан" и Р-18/224 "Балхаш", которые в ходе масштабной реконструкции стали лучшими круизными судами на Байкале. Лайнеры получили новые названия "Николай  Ерощенко" и "Империя".  

Прогулочное судно
"Империя". В прошлом буксир, теперь "плавучая гостиница" / Фото: ВСРП

 

– Есть ли ещё примеры нового рождения старых судов?

 

– В Ольхонском проливе эксплуатируется паром "Ольхонские ворота" - это бывший паром "Бурлов" (проект 603А/709), который ранее ходил по Братскому водохранилищу. Также был переоборудован теплоход "Лось" проекта Р-376, получивший после реконструкции название "Аквилон".

 

– Как ведется обновление флота пароходства?

 

– В планах компании дальнейшее развитие и усовершенствование судоходства на Байкале. Нами поставлена цель обновления и расширения парка судов пароходства за счет строительства новых, современных, что и реализуется на собственной производственной площадке. Необходимость этого назрела ввиду повышения привлекательности наших туристических направлений и популярности путешествий по озеру Байкал у отечественных и зарубежных туристов.

В дальнейшем планируем приступить к обновлению речного пассажирского флота. В том числе рассматриваем проекты по электросудам.

 

– Какие суда заложены в настоящее время, какие спустите на воду уже скоро?

 

– В настоящий момент мы реализуем два масштабных проекта по строительству пассажирских судов: два инновационных катамарана проекта HSC150B пассажировместимостью 148 человек и круизного судна проекта RPV8714 пассажировместимостью, в каютном варианте 144 человека, в прогулочном – 200. 

Все идет в рамках запланированного графика. Хотя и не без проблем. В процессе работы были вопросы по оснащению катамаранов, что связано с санкциями западных стран. Однако мы оперативно произвели необходимые замены, частично внесли изменения в рабоче-конструкторскую документацию. По катамаранам корпуса готовы, приступаем к установке оборудования. Спуск катамаранов планируем на навигацию 2024 года. Круизного лайнера — на навигацию 2026 года.

Корпуса катамаранов проекта HSC150B уже готовы / Фото: ВСРП
Корпуса катамаранов проекта HSC150B уже готовы / Фото: ВСРП

 

Круизное судно сейчас на этапе сборки корпуса. В настоящий момент изготовлено три блока из 14. На площадке ведутся активные сварочные и сборочные работы, постепенно вырисовывается будущий корпус лайнера. Длина судна составит 87 метров при высоте 14 метров. Это будет высококомфортабельный лайнер. Проектом, в частности, предусмотрены каюты для маломобильных граждан.

 

– Поступают ли новые интересные госзаказы?

 

– Да, сейчас ведем предварительные переговоры по строительству нового парома для переправы на остров Ольхон на Байкале. В предыдущие годы силами судостроителей пароходства было построено три парома для этой переправы и, думаю, в дальнейшем также примем участие в новом проекте.

 

– С какими проблемами сталкивается компания в деле развития речного туризма на территории Иркутской области и Бурятии? Какие преобразования требуются в организации туристической инфраструктуры?

 

– В настоящее время портовая и причальная инфраструктура, расположенная на озере Байкал, находится в неудовлетворительном состоянии, большинство объектов эксплуатировать просто невозможно. В связи с отсутствием причальных сооружений мы вынуждены ежегодно устанавливать и убирать свои причалы в поселке Листвянка, на острове Ольхон и в бухте Академическая, что влечет значительные затраты и, как следствие, влияет на увеличение стоимости перевозок.

 

– Еще в 1930-е годы при пароходстве был создан спецфлот для загранперевозок. Ходят ли сейчас суда ВСРП, как в советские времена, например, в Монголию? Интересен ли российский речной транспорт нашим международным партнерам?

 

– На сегодня международными перевозками мы не занимаемся. Выход к Северным морским путям невозможен из-за каскада ГЭС на реке Ангара. Из Байкала выход по реке Селенга ограничен небольшими глубинами, так что и в Монголию не ходим.

 

– В ходе своего развития ВСРП создает рабочие места сразу в двух регионах страны. Насколько работа на реке востребована у молодежи? Что делается для привлечения молодых квалифицированных кадров?

 

– Восточно-Сибирское речное пароходство тесно сотрудничает с образовательными учреждениями, готовящими кадры для речного флота. Студенты Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта частые гости на судах нашего пароходства. 

Пароходство, в свою очередь, оказывает поддержку учащихся в их стремлении связать свою жизнь с флотом. Весной этого года впервые состоялась научно-практическая конференция "Судоходство в Иркутской области: события, люди, перспективы развития" для студентов техникума на площадке Группы компаний "Истлэнд". Молодые люди смогли представить и защитить собственные научные разработки по рекреационно-туристическому и транспортному сектору, истории судоходного дела. 

Непосредственный контакт потенциального работодателя и студентов позволяет определить правильное направление обучения и повысить интерес к профессии будущих кадров речного флота.

 

– Анна Евгеньевна, спасибо за интересный рассказ. Успехов вам и в вашем лице Восточно-Сибирскому речному пароходству!




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Электростанции от КМЗ помогут "Газпрому" в обустройстве крупнейшего месторождения газа
09:38 / пресс-релизы