реклама

Внедрение планшета, как способ ускорить работу электромонтажников на стапеле

Как сделать производство крупнейшего в России электромонтажного предприятия более гибким и эффективным? Очевидный и простой ответ – за счет цифровизации. Как изменилась работа электромонтажников после доступа к интерактивной модели и документации с промышленных планшетов, рассказывает начальник управления информационных технологий Северного производственного объединения "Арктика" Евгений Ляховский.
Фото: СПО
Фото: СПО "Арктика"

ВЕСЬ АРХИВ В ОДНОМ ПЛАНШЕТЕ

 

– Евгений Евгеньевич, как появилась идея раздать планшеты рабочим?
 
 – Для меня внедрение планшетов на производстве было мечтой еще с 2016 года. Однако тогда и техника была менее производительной, и у предприятия были другие приоритеты. В конце 2019 года мы совместно с руководством нашего крупнейшего цеха вернулись к этой идее. Было желание сократить трудозатраты электромонтажников на перемещения для получения рабочей конструкторской документации. Для выполнения работ нашим рабочим нужны не только материалы и инструмент, но и чертежи, спецификации, схемы, инструкции и др. На больших кораблях один комплект документации в среднем весит около пяти килограмм! Кипу бумаг электромонтажнику приходилось переносить в условиях стесненных помещений, трапов и переходов.

 

– Что было самым сложным в проекте?

 

– Процесс согласования использования планшетов на заказе: понадобилось и документальное оформление, и доработка этих устройств под требования верфи. Кроме того, нужно было как-то обеспечить актуализацию информации в приложении: Wi-Fi на кораблях и судах в период постройки, конечно, нет. В ходе опытной эксплуатации производственники и IT-специалисты работали совместно. Электромонтажники тестировали нашу разработку, выдавали замечания. Мы стремились к тому, чтобы нашим главным пользователям было комфортно работать с приложением.

Конструктор должен как аналитик работать с большими объемами данных и выявлять главное, а IT-специалист ‒ читать конструкторскую и технологическую документацию

– Как сегодня организована работа электромонтажников с планшетами?

 

– В нерабочее время планшеты хранятся в комнате мастеров, на столах стоят док-станции, визуально похожие на высокотехнологичную подставку для книг. Док-станции подключены к корпоративной информационной системе по локальной сети. До начала смены на планшет автоматически загружается актуальная 3D-модель электротехнической части строящегося корабля, а также необходимая конструкторская и технологическая документация. На утреннем разводе мастера выдают планшеты электромонтажникам. В течение дня они используют устройства, а в конце смены возвращают мастеру для установки на док-станцию. Нужно зарядить устройство и обновить информацию.

Фото: СПО
Фото: СПО "Арктика"

ПОД НУЖДЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

– Вы упомянули 3D-модель корабля; расскажите, как она используется электромонтажниками.

 

– Разработка софта, который устанавливается на планшеты, началась в 2018 году. Это кроссплатформенное веб-приложение "Диагностика ТМ-3D" для визуализации и анализа электронной структуры изделия (ЭСИ), в нашем случае – корабля. ЭСИ содержит всю необходимую информацию для подготовки производства и выполнения работ, в т.ч. координаты объемов помещений корабля, приборов, узлов прохода кабельной сети и других объектов судна. Мы получаем ЭСИ напрямую от проектных организаций, которые выгружают информацию из САПР. Веб-приложение на основе ЭСИ строит 3D-модель: это выглядит как упрощенное отображение объемов помещений корабля. 

 

Второй слой модели – визуализация приборов, узлов прохода кабельной сети и маршрута прокладки кабельных трасс, расположенных внутри помещений. При работе с моделью можно определить расположение объектов без обращения к рабочей конструкторской документации. Ко всем элементам трехмерной модели привязаны документы из электронного архива. Кроме того, доступен быстрый поиск и информация о выполненном заделе.

 

Простой пример: на планшете электромонтажник вбивает в поисковик индекс кабеля и получает визуальный маршрут его прокладки, полный перечень документации, необходимой для выполнения работ, а также сведения о состоянии выполненных работ по участкам маршрута, о выполнении работ с оборудованием, узлами прохода и т. д. Отмечу, что приложение используется не только на планшетах: с "Диагностикой ТМ-3D" работают инженеры проектных организаций и СПО "Арктика" на ПК для выполнения интеллектуального анализа данных, выявления ошибок и коллизий.

Сегодня на строящихся и ремонтируемых объектах используется порядка 100 планшетных компьютеров

– Какие характеристики должны быть у планшета?
 

– Чтобы выбрать оптимальный вариант, пришлось опробовать несколько различных планшетов. Мы выбрали те модели, которые подходят для эксплуатации в суровых условиях строительства корабля и удовлетворяют требованиям службы безопасности на режимных объектах. В этих моделях отсутствуют модули внешней беспроводной связи, камеры и микрофоны. Также они относительно легкие и имеют достаточно большой ударопрочный экран. Производитель заявляет, что устройство выдержит падение на бетонную плиту с трех метров. Но краш-тестов мы не делали и не планируем – бережем технику. 

 

Когда электромонтажник передвигается с планшетом по объекту, он кладет его в рабочую сумку. По нашему запросу производитель установил на планшеты аккумулятор повышенной емкости: во время тестов электромонтажники отмечали, что для сверхурочных работ штатной батареи не хватает. Для переноски устройства разработан специальный чехол с учетом увеличенных габаритов батареи.

Фото: СПО
Фото: СПО "Арктика"

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

– Как показали себя планшеты за четыре года эксплуатации?

 

– Сегодня в эксплуатации находится порядка 100 планшетов. Мы стремимся увеличивать количество техники, однако планшеты – довольно дорогое удовольствие, и к вопросу внедрения их на том или ином проекте мы подходим конструктивно. Особенно востребованы планшеты на крупных кораблях с большим количеством помещений и документации. За счет интерактивности представления данных об электротехнической части корабля удалось добиться значительного повышения производительности труда основных производственных рабочих. По отдельным видам работ и операциям производительность труда судовых электромонтажников возросла в несколько раз. Не менее важен и положительный отклик рабочих, от которых можно услышать: "У меня-то с планшетом все просто!" Кроме того, наш проект высоко оценило руководство Объединенной судостроительной корпорации.

 

– Какими видите перспективы развития проекта?

 

– Мы совершенствуем наш продукт и продолжаем работы по визуализации данных о корабле. Очередным шагом стало внедрение компонента для работы с JT-моделью, предоставляемой проектной организацией. Это позволяет электромонтажнику видеть на планшете не только схематичное представление объекта и всех его кабельных трасс, но и полное отображение отдельных помещений корабля с визуализацией приборов, узлов прохода кабельной сети и слесарного насыщения. В перспективе "Диагностику ТМ-3D" можно будет использовать не только при проведении электромонтажных работ, но и на других этапах строительства кораблей. В будущем наше приложение может найти применение и в других отраслях.

 

Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2023 №4/ 
Подписаться на журнал можно, прислав ваши реквизиты на amigo@korabel.ru

Материалы по теме:



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Разработки СПбГМТУ победили в конкурсе на Петербургской технической ярмарке
13:09 / образование