Верфи Объединенной Промышленной Корпорации (ОПК) передали ФГУП "Росморпорт" ле-докол "Москва". После подписания акта приема-передачи на судне в торжественной обста-новке подняли государственный флаг Российской Федерации. "Москва" - первый дизель-электрический ледокол, построенный на отечественном предприятии за последние 34 года.
С подписанием приемного акта ледокол перешел в собственность ФГУП "Росморпорт", порт приписки судна - Санкт- Петербург. Планируется, что "Москва" приступит к проводке судов в акватории Финского залива уже в зимнюю навигацию 2008 г.
"Москва" - головное судно серии многофункциональных ледоколов нового класса. Верфи ОПК выиграли международный тендер на строительство серии ледоколов для Росморпорта летом 2004 года. Учитывая сжатые контрактные сроки, предприятия ОПК приступили к строи-тельству ледоколов еще до утверждения технического проекта. Это стало возможным благо-даря внедрению так называемой гибкой системы планирования, позволяющей вносить опе-ративные конструкторские решения в проект судна даже в процессе постройки.
Головной ледокол серии был заложен на стапелях верфей Объединенной Промышленной Корпорации в 2005 г., спущен на воду в мае 2007 г. В октябре этого же года предприятие при-ступило к швартовным испытаниям судна. Государственные ходовые испытания "Москвы" были проведены в ноябре 2008 года. Во время испытаний ледокол показал отличные ходо-вые качества и исправность работы бортовых систем. Члены государственной комиссии от-метили строгое соответствие всех механизмов судна отечественным стандартам и междуна-родным нормам.
Верфи ОПК построили многофункциональный ледокол принципиально нового класса, анало-гов которому в России не строила ни одна верфь. Форма корпуса судна спроектирована с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна. Оригинальное техническое решение - оснастить ледокол двумя полноповоротными винторулевыми колонками - обеспечило судну повышен-ную маневренность.
Технический проект ледокола разработан специалистами ОПК при участии ЦКБ "Балтсудо-проект". Линейный дизель-электрический ледокол представляет собой двухпалубное судно, на котором предусмотрена площадка для приема вертолета. Водоизмещение ледокола со-ставляет ок. 10 тыс. тонн, длина - 116 метров, ширина - 26,5 м., осадка - 8,5 м., скорость хода на чистой воде - 17 узлов. Команда судна - 26 человек. Корпус ледокола рассчитан на толщи-ну проходимого льда до 1 метра. Такие характеристики наиболее оптимальны для использо-вания судна в акватории Финского залива.
Ледокол предназначен для проводки крупнотоннажных танкеров шириной 40-50 м.; буксиров-ки судов во льдах и на чистой воде; выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи судам; тушения пожаров.
Судостроительные предприятия, входящие в Объединенную Промышленную Корпорацию, имеют более чем 80-летний опыт постройки судов ледового класса. В 2007 году был достро-ен самый большой в мире атомный ледокол – "50 лет Победы".