реклама

Верфь 2.0: как и почему на судоремонтном заводе в Балаково начали строить суда

0 4679 10 мин
Любая река, как известно, не стоит в берегах и с течением времени меняет русло. Конечно, в ответ на это придуман комплекс дноуглубительных работ и всевозможная техника, но противостоять естественному течению вещей бывает невозможно. Так же и в экономике: новые условия диктуют свои правила, производствам приходится перестраиваться “в новое русло”. Журналисты Корабел.ру пообщались с руководством Балаковского ССРЗ (Саратовская область) и выяснили, как на заводе удалось сделать перезагрузку и, помимо ремонта, начать строить суда.
Разница между московским и местным саратовским временем составляет плюс один час. Утром, еще затемно журналистов “Корабел.ру” встретил директор Балаковского ССРЗ Михаил Федорович Ломтев.

Он - выпускник Астраханского Государственного Технического Университета (специальность - электрооборудование и автоматика судов): вуз известен тем, что готовит сильных специалистов в сфере судостроения, ремонта, проектной деятельности и газо- нефтедобычи.
 
Справа - директор Балаковского ССРЗ Михаил Ломтев.  Балаковский ССРЗ / Корабел.ру


Довольно быстро был определен маршрут экскурсии по заводу: сначала цеха, затем слип, где нам пообещали показать два строящихся для ФКУ "Дирекция государственного заказчика" гидрографических судна, которые планируется эксплуатировать на северном морском пути. 

Михаил Федорович, что собой представляет Балаковский ССРЗ сегодня? Сколько человек на нем трудится и каковы производственные площади?

Я думаю, площадь - не самый главный параметр, хотя и является основной из характеристик предприятия. Наверное, стоило бы говорить отдельно о площади слипа, а значит и об объеме судов, которые мы имеем возможность брать в ремонт и строить. Что касается численности сотрудников предприятия: она зависит от объема выполняемых работ. Недавно регистру был предъявлен второй корпус из двух строящихся гидрографических судов, соответствующие документы уже отправлены заказчику. В строительстве находится круизное судно “Озон”. Численность рабочих вместе с подрядными организациями при полной загрузке может составлять порядка 300-350 человек. Это основные, вспомогательные рабочие и ИТР.
 
Производственные мощности Балаковского ССРЗ сосредоточены в одном длинном здании - 
блоке цехов, в состав которого входят электроцех, корпусный цех,
судомонтажный цех / Корабел.ру


Какого года завод?

Заводу больше 100 лет. Как раз недавно праздновали юбилей. История предприятия обширная и каждая ее страница отражена в музее Истории завода. 

Во время Великой Отечественной войны здесь в основном велись ремонтные работы. К слову, мы чтим память ветеранов каждый год: как Ветеранов труда, так и войны, у нас есть памятная табличка и стелла, с возложения цветов к которой каждый год начинается шествие бессмертного полка от нашего предприятия.

Еще могу сказать, что с момента основания предприятие несколько уменьшилось в площади. Здесь были свои литейные мастерские, огромный станочный парк, своя кузница, дизельный цех. Компания (прим. - ООО “Объединенные верфи Вега”), приобрела данное предприятие уже в том виде, в котором оно находится на сегодняшний день. Могу точно сказать, что в 90-е годы все выглядело намного хуже. Объединенные верфи Вега, я считаю, сделали очень много для того, чтобы предприятие получило дополнительный стимул к работе. И, вот, не считая ремонтных работ, было порядка семи объектов строительства. Это плавучие насосные станции, сухогрузные суда, одно из которых несколько лет успешно эксплуатируется, буксирный катер и батопорт.
 
Семейная династия работников БССРЗ: слева-направо -
Раиль Мингалимов, оператор плазменной машины,
Рушан Мингалимов, электрогазосварщик,
Линар Мингалимов, главный технолог-конструктор,
декабрь 2020г., Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Слева - направо: Виктория Корабеловна, морской блогер,
Линар Мингалимов, главный технолог-конструктор,
Николай Шелковников, главный строитель,
декабрь 2020 г., Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру

Что нового из оборудования было приобретено и введено в эксплуатацию?

Касаемо оборудования используемого на предприятии - оно в подавляющем своем большинстве находится в эксплуатации уже очень давно, и, что уж говорить, многое просто морально устарело. Обновить станочный парк, грузоподъемные средства и другую технику, конечно, очень хочется, но на сегодняшний день не представляется возможным без инвестиций и помощи со стороны государства. Тем не менее стабильно приобретается сварочное, малярное, мелкостаночное оборудование и инструмент, что обеспечивает бесперебойную работу предприятия.
 
Балаковский ССРЗ / Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру


Мы заметили, что у вас почти нет отдельных и небольших цехов.

Да, у нас есть основное здание - это блок цехов, в его состав входят электроцех, корпусный цех, судомонтажный цех.

В корпусном цехе пусто, потому что корпуса гидрографических судов практически готовы. Из текущих работ по данному проекту ведется изготовление цистерн, фундаментов, дымовых труб и других конструкций для достроечных работ. Здесь же собирается два блока круизного судна "Озон".
 
Балаковский ССРЗ, декабрь 2020 г.
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру


Постройка круизного судна идет в срок?

Да, в срок. Им занимались в конструкторском бюро “Стапель” (г. Ростов-на-Дону), рабочую документацию по корпусу и по системам делают ООО “Форс-Технологии” - наши партнеры. Заказчик у круизного судна частный, он очень щепетильно относится к своему, так скажем, детищу. 
На нас этот заказчик вышел самостоятельно. Дело в том, что подобные проекты в том же Санкт-Петербурге стоят в 2 раза дороже. 
 
Часть корпуса круизного судна "Озон", декабрь 2020 г., Балаковский ССРЗ / Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру

Расскажите о вашем партнере - “Форсс Технологиях”.

“Форсс Технологии” для нас - молодая компания, наши относительно недавние партнеры, и знакомство с ними стало приятным открытием. 

Любая компания, будь то конструкторское бюро или производственное предприятие должны отличаться качеством и скоростью выполнения работ. Мы очень ценим партнерство с “Форс-Технологии”. И, к слову, мы стали площадкой для испытания их совершенно новой разработки в области 3D моделирования.

*Подробнее о технологии рассказал Антон Чернов, заместитель руководителя корпусно-технического отдела “Форсс-Технологии” :

Одно из последних новшеств от “Форсс-Технологий” - 3D модели вместо чертежей. “Вместо” - сказано довольно условно, но суть разработки такая: мы предоставляем представителям завода шлем дополненной реальности. В нем картинка полупрозрачная - видно и реальное машинное отделение, и наложенную на него 3D модель. Все системы, двигатели, трубопроводы можно “пощупать”, посмотреть, как будет выглядеть помещение после монтажа. И если образовалась несостыковка чертежей с реальным помещением - то это сразу видно. Это в свою очередь сулит колоссальную экономию денег и времени. 

ССЫЛКА на статью о разработке "Форсс Технологий".
Вид модели машинного отделения в очках виртуальной реальности / Корабел.ру
 
Главный технолог-конструктор Балаковского ССРЗ Линар Мингалимов изучает 3D модели систем
в машинном отделении строящегося гидрографа, декабрь 2020 года
Далее - продолжение интервью с директором Балаковского ССРЗ Михаилом Ломтевым.

Михаил Федорович, расскажите, пожалуйста, что завод построил за последнее время? 

Начну с того, что в должности директора на заводе я работаю чуть больше года. Но проекты нашего предприятия довольно известные и не трудно их перечислить. Например, большая плавуче-насосная станция на 6 насосных агрегатов, 60 метров в длину и с жилым комплексом. Было построено, сдано и теперь уже успешно эксплуатируется сухогрузное судно проекта РСД-60, сейчас оно носит название “Единый”. Судно того же проекта - теплоход “Могучий”, его можно увидеть у нас на слипе. Сейчас "Могучему" заказчик хочет изменить ледовый класс и процедура проходит согласование с инспекцией речного регистра и, естественно, с проектными организациями. Поэтому на сегодняшний день мы на некоторое время приостановили работы на нем - именно приостановили, а не закончили. 

Если проект будет успешно согласован в начале 2021-о, то спуск “Могучего” состоится летом этого же года.

Какие у вас планы на 2021 год?

Сейчас ведем переговоры с ООО “АБ Энерго” (г. Омск) по строительству еще одной плавуче-насосной станции. Мы, как соисполнители, уже прошли конкурсную процедуру, идет урегулирование в части договорных отношений. Планируем со следующего года начать строительство. Предыдущие проекты, которые мы уже сдали, были шестиагрегатными плавуче-насосными станциями. Эта будет 4-х агрегатной. 
Заказчик из Уфы, и в проекте есть некоторые интересные детали. Обычно мы строим насосные станции для мелиорации, здесь же станция будет выполнять роль дополнительного охлаждающего элемента турбин.

Также мы ведем переговоры по поводу строительства двух буксиров, один ледокольного класса, второй – небольшой буксир. Строительство планируется в рамках программы правительства Москвы по разгрузке транспортных линий города. Они хотят круглогодично запустить “речные автобусы”. И для круглогодичного обеспечения необходимы такие буксиры.

Планируете ли работать с рыбаками?

Да, уже есть заказы. Правда, не на моем предприятии, а на Волжском заводе (также входит в ООО “Объединенные верфи Вега”). Мы хотим поучаствовать в изготовлении валовых линий и дейдвудных труб - как соисполнитель. 

Ваш непосредственный начальник - Елена Владимировна Майер, глава ООО “Объединенные верфи Вега”. Как бы Вы охарактеризовали ее?

Мое знакомство с “Вегой” и с Еленой Владимировной происходило с Ахтубинского завода в 2012-м году. Там я работал заместителем директора по производству. На тот момент мы строили 52-й проект для Санкт-Петербургской судоходной компании “Транспетрочарт”. После этого я работал на Волжском заводе, когда только начинался проект “Могучий”. Какое-то время работал заместителем по производству. Потом приехал в Санкт-Петербург. На меня Елена Владимировна вышла сама и позвала со Средне-Невского завода обратно.
 
Слева - направо: гендиректор "Объединенных верфей Вега" Елена Майер, директор Балаковского ССРЗ Михаил Ломтев, декабрь 2020 г., Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
Я иногда просто поражаюсь количеству той информации, которая укладывается в ее голове, я всегда восхищался ее аналитическим умом.

Чисто с профессиональной точки зрения Елена Владимировна, наверное, никогда не перестанет меня удивлять - она великолепный стратег и политик. Еще она очень большой профессионал, и я ценю такие ее качества как постоянное самосовершенствование, саморазвитие и какую-то сумасшедшую работоспособность. То есть она никогда не останавливалась, ее всегда интересовали какие-то новые вещи, она всегда вникает в абсолютно любой процесс. Я сомневаюсь, что можно задать Елене Владимировне вопрос про один из заводов, даже про любой из заказов, и она не будет знать на него ответ.
Как человек? Она замечательная мама троих детей, такие люди не могут быть “незамечательными”.

(прим. - ССЫЛКА на большое и развернутое интервью с Еленой Майер).

Пройдя цеха мы вышли к слипу. Расскажите, что здесь хранится, ремонтируется и строится?

Вы можете наблюдать флот, который у нас ежегодно приходит на зимний отстой и ремонт. Сначала мы поднимаем суда для докового освидетельствования и проводим незначительные виды работ. После - спускаем, и до весны они здесь стоят. После них поднимаются суда в рамках очередного освидетельствования, которое длится всю зиму. Сейчас у нас на слипе ремонтируются суда таких судоходных компаний как ООО “Навитранс”, АО "Акватик", ООО "Фарватер", ООО "СК "Вега", ООО "Речные путешествия". В свое время предприятие являлось ремонтной базой для Волжского пароходства. Тут в зиму стояло по 60-70 единиц флота. 
 
На заднем плане - сухогруз "Могучий" проекта RSD60 
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Танкер "Охта", декабрь 2020 г., Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру


Года два назад Елена Владимировна Майер рассказывала, что сама концепция судоремонта должна поменяться с точки зрения организации. Должны быть лицензируемые, грубо говоря, компании, чтобы “кустарный” ремонт канул в лета.

Все верно. Но это неизбежно приведет к изменению стоимости, а на сегодняшний день заказчик - судовладелец - не готов платить больше. В целом же, вектор правильный, но вектор показывает только направление. Мы не знаем, когда доберемся до конечной цели. 
Что касается нашего завода - мы предлагаем заказчику обоснованные скидки и не работаем с непроверенными подрядчиками. Абсолютно каждая компания проходит проверку службой экономической безопасности. 

Сдача гидрографов планируется в 2021-м году?

Да, все верно. 
Гидрографы для "Росатома", декабрь 2020 г., Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Один из двух строящихся в Балаково гидрографов, Балаковский ССРЗ, декабрь 2020 г.
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру
 
Балаковский ССРЗ / Фото: Корабел.ру

Ну и в завершении - мы знаем, что Балаковский ССРЗ развивает и другие направления деятельности. Расскажите о них.

Мы пытаемся использовать потенциал завода в разных направлениях. Так, относительно недавно работали в качестве перевалочной базы для наших коллег с Балаковского филиал АО "Апатит" (балаковский химический кластер Группы "ФосАгро"), переваливали у себя большие объемы минеральных удобрений. В этой же сфере планируется работа с Балаковским металлургическим заводом.

Подобные работы происходят по схеме “автомобиль-площадка-судно”. Для этого нами даже были изготовлены и смонтированы дополнительные крановые пути. Оба крана у нас теперь могут передвигаться вдоль всей погрузочной зоны. В планах есть даже такие проекты как открытие яхт-клуба в малоиспользуемой на сегодняшний день акватории предприятия.

Есть большое количество яхт в Балаково?

Дело в том, Балаковский ССРЗ находится к северу от Саратовской ГЭС - на верхнем бьефе. И здесь нет ни одной лодочной станции или яхт-клуба. Решили попробовать себя и в этой сфере. И надеемся, что нас ожидает если не успех, то как минимум ценный опыт.
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости