реклама

В России впервые наладили выпуск судового оборудования рыбопереработки

В России впервые запустили производство судового рыбоперерабатывающего оборудования. Речь идет о фабриках, которые на сегодняшний день заказчикам приходится закупать за рубежом. Кронштадтский морской завод приступил к изготовлению данного оборудования для использования на сейнерах, траулерах-процессорах и краболовах. Первые заказы отправятся на "Красное Сормово".

Подробности нам рассказал Андрей Викторович Маслов - руководитель совместного российско-норвежского проекта на АО "Кронштадтский морской завод".
С началом активной фазы обновления рыбопромыслового флота в 2017 обнаружилась проблема, связанная с отсутствием судового рыбоперерабатывающего оборудования, произведенного в России. При этом судовладельцам, разместившим заказы на новые суда на верфях, предписано увеличивать долю используемых материалов и изделий отечественного производства до 70%. Да и сами судовладельцы понимают, что такое оборудование будет проще доставлять, настраивать и обслуживать при эксплуатации. 

Начиная с 2020 года в России наконец запустили производство перерабатывающего оборудования для рыбопромысловых судов. Взялись за это направление специалисты Кронштадтского морского завода в партнерстве с норвежской компанией Bjordal. Здесь уже изготавливают системы для переработки рыбного сырья глубокого уровня. Такие комплексы позволяют в итоге доставлять на берег не просто безголовые тушки, а уже практически готовый продукт или полуфабрикат. 


 - Андрей Викторович, какое оборудование для рыбопереработки будут выпускать на Кронштадтском заводе? 

 - На Кронштадтском морском заводе разворачивается производство нескольких типов оборудования. Первое предназначено для переработки рыбной продукции на борту, второе относится к оборудованию для аквакультурных хозяйств и береговой переработке.

Оба направления мы развиваем в сотрудничестве с норвежской компанией Bjordal, которая является одним из мировых лидеров в области проектирования и производства судового и берегового оборудования для переработки морепродуктов. 

В своей работе мы ориентируемся на их многолетний опыт, в том числе изготавливаем оборудование по проектам Bjordal, выстраиваем технологическую цепочку в соответствии с норвежскими производственными процессами, устанавливаем аналогичное технологическое оборудование на заводе, на каждом этапе консультируемся с норвежскими специалистами.
 
Монтаж рыбоперерабатывающего оборудования / Фото: Кронштадтский морской завод

 - Из чего состоит линейка выпускаемого оборудования?

 - Мы изготавливаем оборудование для всей цепочки - от добычи до дальнейшей переработки, конечной заморозки и упаковки. Выпускаемое оборудование для обработки лова предназначено для установки и эксплуатации на сейнерах, траулерах-процессорах и краболовах. 

Речь идет о фабриках, в целом, аналогичных береговым, но основная сложность заключается, в первую очередь, в том, что они должны быть гораздо более компактными, ведь на судне пространство очень ограничено.  

 - Это серийное производство? 

 - Серийное производство пока не налажено - практически каждый проект создается в единственном экземпляре. Сам процесс запускается следующим образом. К нам обращается заказчик с определенным набором требований, параллельно при этом ведя переговоры с проектным бюро. Когда мы предоставляем характеристики предполагаемой фабрики, в КБ формируют окончательный проект.

 - На какой стадии сейчас производство?

 - Основное производство уже запущено, но мы планируем его расширить. До конца года планируется изготовить 14 конвейеров и комплект вспомогательного оборудования. Это пока относительно несложные изделия из нержавейки, такие, как например, емкости, принимающие улов или желоба для перемещения морепродуктов.
 
Контроль технолога при изготовлении конвейера / Фото: Кронштадтский морской завод

 - Сейчас уже есть заказчики?

 - Да, мы работаем с СЗРК. Краболовы, которые сейчас строятся для Консорциума на заводе "Красное Сормово", оснастят как раз нашим оборудованием.

 - Какие возможности у этого оборудования? 

 - Крабовые фабрики сами по себе не очень сложные. Система такая: краб вылавливается, идет на забой, дальше (в зависимости от того, каким должен быть конечный продукт) либо промывается морской водой, варится и разделывается, либо консервируется или замораживается.

 - Все это будет делаться вручную?

 - Большие крабы разделываются только вручную. А вот небольшие особи уже будут отправляться на полностью автоматизированную линию - рабочие будут только укладывать по ящикам.

Здесь, на самом деле, все зависит от задач, которые ставит заказчик. Чем больше степень автоматизации, тем дороже выходит перерабатывающий комплекс. Можно сделать так, чтобы 90% процессов осуществлялось за счет автоматики и контролировало это все два-три человека, а можно поставить 14 работников с общим процентом автоматизации оборудования менее 50%.
 
 - Это уже будет считаться оборудованием отечественного производства?

 - Не совсем так, есть некоторые нюансы, которые пока не позволяют развернуть у нас полномасштабное производство. К примеру, в России ещё не изготавливается часть оборудования, которое заложено в проекте, примерно половина все еще производится в Германии, Исландии и Дании. Например, филетировочные машины и машины для забоя мелкого и среднего краба.

В случае с сормовскими краболовами мы производим конвейеры, отправляем их в Норвегию, они формируют общий заказ, далее готовую фабрику отправляют на "Красное Сормово". На первый взгляд такой путь кажется не совсем логичным, но пока что другой возможности нет, а мы опираемся на конечное слово от коллег из Bjordal.  

С каждым годом требования к локализации становятся все строже, поэтому мы готовимся в 2022 году взять на себя 100% работ, выполняемых пока в Норвегии.

 - А для траулеров производите оборудование?

 - Для траулеров пока ничего не изготавливали, но мы подали заявку на несколько конкурсов на поставку рыбоперерабатывающих фабрик для судов, которые строятся для холдинга "Норебо" и для Рыболовецкого колхоза им. Ленина. Надеемся на победу и скорейшую возможность наработки компетенции для траулеров.
 
Изготовление деталей рыбоперерабатывающего оборудования / Фото: Кронштадтский морской завод

 - Что еще планируется доделать до полноценного запуска производства?

 - Сейчас ожидаем отгрузки станков лазерной резки и гибки. После этого технологическое оснащение нашего цеха будет полностью соответствовать производству Bjordal в Норвегии. 

 - Есть планы по выходу на экспорт с этой продукцией в будущем?

 - Да, мы прорабатываем эти моменты. Готовую продукцию в перспективе мы планируем поставлять в Норвегию, а также на верфи Турции, где строятся рыболовецкие суда, оснащаемые фабриками для переработки морепродуктов, спроектированные Bjordal.

Материалы по теме: 
"Кронштадтский морской завод" в процессе перемен
Перспективы Кронштадтского морзавода — какие новшества вводит одно из старейших морских предприятий

 
"Кронштадтский морской завод", АО
Кронштадт
+7 (812) 435-21-01
"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина", ПК Петропавловск-Камчатский
+7(415)22-23-80-13
"Норебо Холдинг", AO Мурманск
+7 (8152)63-76-37
"Bjordal", Ltd Санкт-Петербург




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости