Южный фрахт
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"
- A + КомментарииПрочитано 153 раза   |
Что происходило на фрахтовом рынке в Азово-Черноморском бассейне и на Каспии в феврале - читайте в традиционном обзоре.
Завершившийся февраль хорошими новостями на рынке костеров не изобиловал. Большую часть месяца – две первые декады – ставки либо падали, либо в лучшем случае стояли на месте, что было обусловлено отсутствием груза. Чрезвычайно низкая активность зерновых трейдеров создавала неблагоприятные условия для вывода скапливающихся теплоходов из спота. Потребности получателей были закрыты ранее вплоть до марта, поэтому в переговоры они вступали неохотно и вели себя довольно агрессивно, сбивая цену. Судовладельцы этому активно противились, поскольку текущие ставки и без того находились на уровне рентабельности рейса. Лишь к концу февраля и в Азовском регионе, и на Каспии появились признаки оживления рынка.
 
Каспийское море

Азовско-Черноморский регион

Большую часть февраля идеи ставок фрахтователей находились за рамками рентабельности для судовладельцев. Большинство судов стояли в споте до получения приемлемого предложения. Скопление спотового тоннажа не позволяло рынку расти, но и снижаться дальше уже было некуда. В среднем на то, чтобы найти подходящую загрузку, уходило от двух до четырех рабочих дней. Чаще всего теплоходы забирали фрахтователи с горящими по срокам контрактами, для которых даты оказывались важнее, чем дополнительная маржа в размере одного-двух долларов с тонны.

Ближе к середине месяца предложение тоннажа еще больше возросло за счет вернувшихся из дальних рейсов теплоходов, что дополнительно ухудшило ситуацию в регионе. А к концу второй декады февраля в Азове и Ростове, в связи с повышением температур, были отменены все ледовые ограничения, что добавило негативных опасений: на рынке, и без того избалованном предложением тоннажа, стали ждать притока костерного флота без ледового класса.

Из-за неопределенности на товарном рынке в Азовском регионе, которая властвовала весь февраль, некоторые отправители предпочитали накапливать партии товара в речных портах и не тратиться на доставку до Азовских портов. К тому же с приближением весны все более становилось понятно, что погодные условия не станут препятствием в работе Волгоградского порта. Таким образом в этом году мы будем свидетелями его круглогодичной доступности. Экспортеры проявляли повышенный интерес к перевозке зерна из Волгограда, так как при отгрузке с его терминалов не нужно платить за перегруз на автотранспорт и нести дополнительные расходы на доставку товара, как это происходит в Астраханской области.

На фоне стремящейся к нулю активности торговли зерном, фрахтовый рынок выживал во многом за счет увеличившихся отгрузок непищевых товарных групп. Уголь, удобрения, металлы и генеральные грузы отправлялись с необычно возросшей для данного периода времени интенсивностью. Упавшие ставки фрахта позволяли Экспортерам конкурировать на внешних товарных рынках. Тем не менее, основной грузовой номенклатурой региона остается зерно, и все участники рынка сходятся во мнении, что рост фрахта возможен только с возобновлением активной торговли в этом сегменте.
 
Порт Синоп

В конце февраля, после объявления результатов турецкого тендера, игроки получили четкий сигнал: экспортные цены на зерновые придется снижать. Появившаяся определенность оживила фрахтовый рынок – предложений груза стало заметно больше. Однако ситуация на рынке костеров во многом будет зависеть от того, каким образом будут выстраивать свою работу экспортеры зерна – через отгрузки из глубоководных портов Черного моря или из портов Азовского региона.

С отгрузками из Черноморских портов в феврале складывалась схожая ситуация: за высоким рынком в декабре последовало резкое снижение количества отправок, и ставки фрахта упали. Долгосрочных контрактов не было, в основном фиксовались суда в споте на грани рентабельности. Судовладельцы все же надеются, что ослабление рубля будет способствовать заключению новых контрактов, даже несмотря на слабый спрос со стороны покупателей, и фрахтовые ставки вернутся к росту. Потенциал для их снижения давно исчерпан.

Каспийский регион

В Каспийском регионе фрахтовый рынок в первой половине феврале продолжил тренд января на снижение на фоне низкой вариативности выбора возможных рейсов. Отгрузки из Астрахани по-прежнему были осложнены проблемой с подвозом, в Актау сохранялись очереди, а в Махачкале отгрузки проходили в очень низком темпе, и многие крупные игроки предпочитали не работать оттуда.

При этом со стороны иранских импортеров сохранялся устойчивый спрос на зерновые, а с середины февраля их активность еще более возросла в связи с приближающимся Новрузом. Выросший спрос на тоннаж позволил судовладельцам преодолеть длительную тенденцию к снижению ставок и к концу второй декады месяца оттолкнуться ото дна.

Восходящий тренд, вызван не только грядущим Новрузом, но и увеличивающимся предложением удобрений из Туркмении. Отгрузки из Бекдаша на Баку (с дальнейшей отправкой на Черноморское побережье) постепенно превращаются в самостоятельный грузопоток, который в скором времени сможет конкурировать с перевозками зерновых на Иран. Высокая скорость погрузки и малое транзитное время позволят судовладельцам достичь высокой оборачиваемости флота, а растущие ставки делают эти рейсы все более рентабельными.
 
Берег Каспия в Туркмении / Doron / Википедия

Прогноз

Основным трендом проходившей во второй половине февраля в Дубае выставки Gulfood 2020 стало существенное снижение цены пшеничной муки на внешних рынках. Это по цепной реакции должно ударить и по цене пшеницы в новом зерновом сезоне, скорректировав ее вниз, что подтвердилось результатами турецких зерновых тендеров.
Азовский рынок фрахта находится на таких уровнях, ниже которых опускаться он уже не будет. Завершившиеся в Турции тендеры по закупке пшеницы указали текущий уровень цен на зерновые, и теперь следует ожидать оживления и среди трейдеров. В марте, по мнению экспертов, будет отскок ставок фрахта от дна и их умеренный рост примерно на 1$ в неделю. Дополнительный оптимизм рынку придаст и слабеющий рубль, который должен добавить маржинальности продавцам российского зерна.

В Каспийском регионе мы будем наблюдать стагнацию, поскольку обозначившиеся проблемы не решены и будут продолжать оказывать негативные влияние на рынок. Вероятнее всего, сложившаяся ситуация сохранится до начала навигации на реке, то есть до апреля, когда заработают речные порты и можно будет осуществлять отгрузки напрямую из них, минуя каспийские терминалы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Поделиться новостью
"Глогос проект", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость