реклама

Тестовая акватория "Эрмитаж": что это, зачем и для кого?

На финишную прямую выходит создание первой в России тестовой акватории е-Навигации, предназначенной для проверки и отработки навигационных, связных, информационных систем, судовых и береговых комплексов. Вернее, она уже создана и даже продемонстрирована в Дании на международной конференции e-Navigation Underway. Осталось выполнить последние этапы в этом и в завершающем 2020 году. Сейчас проходит подготовка к опытной эксплуатации и приемочным испытаниям, а в следующем году планируется дооснащение акватории рядом элементов и внедрение дополнительного функционала.
Тестовая акватория охватывает водные пространства Северо-Запада (восточную часть Финского залива, Неву со Свирью и Ладожское озеро) и называется "Эрмитаж" — в честь главной достопримечательности ключевого города этого региона Санкт-Петербурга. Разработала ее Группа "Кронштадт" по заказу российского Министерства транспорта.

Что вообще это такое — тестовая акватория, зачем она нужна, как создавалась и какое применение будет иметь? Такие вопросы неизбежно возникают у каждого, кто впервые слышит это словосочетание. Мы выяснили все подробности у руководителя данного проекта, директора департамента картографии и гидрографии Группы "Кронштадт" Марата Исмагилова.
 
Директора департамента картографии и гидрографии Группы "Кронштадт" Марат ИсмагиловГруппа "Кронштадт"

Марат Ирекович, можете сразу обозначить, что это за акватория и зачем она нужна?

— Предназначение тестовой акватории "Эрмитаж" – разработка, внедрение и практическая отработка задач е-Навигации. Пока она будет работать на базе подразделений Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" и ФБУ "Администрация "Волго-Балт", включающих системы управления движением судов (СУДС), лоцманские службы и часть судов. Персонал этих организаций участвует в проекте, а кроме того, к нему подключены наши партнеры. В будущем планируется включение в работу и коммерческих судов, в частности, судов "Совкомфлота" уже частично оснащенных совместимым оборудованием.

Состоит акватория из двух сегментов — морского (это восточная часть Финского залива от острова Гогланд до Большого порта Санкт-Петербург) и речного (Нева, Свирь и Ладожское озеро). Речной в свою очередь делится на три фрагмента — собственно речной, озерный и шлюзовый.

Группа "Кронштадт" развивает направление е-Навигации уже около десяти лет. Так в 2010 — 2011 годах (тогда еще в рамках единой Группы "Транзас", до разделения и ее последующего переименования) нами были выполнены НИР и ОКР серии "Подход". Чуть позже по предложению наших специалистов в федеральную целевую программу "ГЛОНАСС" была включена ОКР "е-Море", направленная на практическое внедрение технологий е-Навигации в нашей стране. После заключения в 2016 году первого госконтракта с Минтрансом России на выполнение ОКР "е-Море" Группа "Кронштадт" совместно с партнерами начала создание данной тестовой акватории. В 2019 году завершается выполнение второго госконтракта (2017 — 2019 гг.), и в 2020 году планируется заключительный контракт по теме ОКР "е-Море".

Тестовая акватория имеет свой web-портал https://enav-hermitage.ru/ru/, который мы планируем обновить и полностью перевести на английский язык в этом году.

Хорошо, а в чем, собственно, будет состоять функционал акватории?

— Ключевая задача проекта – повышение безопасности судоходства за счет снижения нагрузки на судоводителей, операторов СУДС, лоцманов и других участников процесса. Нагрузка снижается за счет существенного сокращения голосовых переговоров указанных лиц, компенсируемого внедрением функционала обмена цифровыми данными (маршрутами, целями, тревогами и др.), что резко снижает вероятность принятия ошибочных решений судоводителем, повышает уровень контроля за его действиями со стороны СУДС и судовладельца.

Существует несколько уровней и, соответственно, этапов внедрения функционала е-Навигации: базовый, расширенный, внедрение систем поддержки принятия решений и т.д. Они отражают сложность и важность решаемых в ОКР задач. В базовом наборе присутствует возможность отображения для оператора СУДС геопривязанных данных дистанционного зондирования земли ("космоснимков"), передачи данных виртуальных АИС СНО, приема от судового комплекса планируемого маршрута судна, его редактирования и согласования оператором СУДС в ручном и автоматическом режимах и передачи на судно. Есть автоматизированный обмен сообщениями с основным судовым радио- и навигационным оборудованием, а также судовыми комплексами е-Навигации.

Ранее мы внедрили в развернутые на предыдущих этапах программно-аппаратные комплексы е-Навигации (судовой, береговой и лоцманский сегменты) дополнительные базовые функций. Сюда входит отправка и получение планируемых маршрутов движения между судном и оператором СУДС (рабочим местом е-Навигации) или между двумя судами по каналу АИС. Есть возможность передавать на судно и лоцману информацию о цели СУДС (AIS network), передавать от СУДС сообщения по безопасности мореплавания и данные погодной станции или просто обмениваться информацией между СУДС и судном в текстовом чате (при помощи TCP/IP-соединения, организуемого посредством WiMax, Wi-Fi, Iridium, VSAT, 3G4G или др., в формате, соответствующем "STM SeaSWIM").

Кроме того, будет внедрен большой набор расширенных функций. Во-первых, это мониторинг позиции судна оператором СУДС (с рабочего места е-Навигации) с предупреждением об отклонении от планируемого маршрута и приближении к опасным районам. Во-вторых, отправка целей от средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП) судна в систему управления флотом филиала ФГУП "Росморпорт" и ФБУ "Администрация "Волго-Балт" для удаленного контроля и последующего анализа действий судоводителей. В-третьих, удаленный мониторинг работы и сервис судовых навигационных систем (TCP/IP, в произвольном формате). В-четвертых, передача от СУДС и прием на судне оперативной информации о навигационных предупреждениях через интернет по стандарту Международной гидрографической организации S-124 (TCP/IP, формат сообщений S-124).
 
Границы тестовой акватории Эрмитаж / Группа "Кронштадт"

Вы все время оперируете термином "е-Навигация". Поясните вкратце, что это такое?

— Давайте я вам процитирую определение Международной морской организации: "е-Навигация представляет собой гармонизированные мероприятия по сбору, интеграции, обмену, представлению и анализу морских данных на судах и на берегу при помощи электронных средств с целью совершенствования мореплавания и повышения эффективности связанных с ним служб обеспечения безопасности, охраны на море и защиты морской окружающей среды".

Если коротко, то это навигация, опирающаяся на решение задач повышения безопасности плавания с использованием современных цифровых технологий. Тема достаточно многогранна — так, например, Группа "Кронштадт" в рамках нашей тестовой акватории впервые в России начала развивать автоматизированную систему обмена данными (АСОД) в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ/УКВ) в полосе ОВЧ морской подвижной службы (VHF data exchange system – VDES). Эта технология через несколько лет придет на смену ставшей уже для всех привычной технологии АИС.

Вернемся к тестовой акватории. Как шел процесс ее создания?

— Процесс шел непросто в силу новизны, как технической, так и организационной. Плюс сказался человеческий фактор, поскольку мы понимаем, что для коллег из названных выше организаций мы фактически стали дополнительной нагрузкой.

Тем не менее, за эти годы было развернуто пять систем управления движения судов (СУДС), двенадцать судовых электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС), десять лоцманских комплектов — это является базовым оборудованием. К этому нужно добавить несколько экспериментальных образцов, впервые внедряющихся в России: это автономные онлайновые автоматизированные уровнемерные посты, синтетические АИС СНО, системы удаленной передачи ЭНК и наша гордость — автоматизированный гидрографический тральный комплекс (АГТК). АГТК получил в 2018 году свидетельство об изобретении и не только является уникальным для России, но и имеет мировую новизну.

А программное обеспечение какое ставили?

— Программное обеспечение разработки нашей компании и наших партнеров – "Транзас", "МОРИС", "Форт-XXI", "Нониус".

И какова точность моделируемых ситуаций и процессов в рамках тестовой акватории?

— Сложно ответить просто...

Есть перечень классических задач е-Навигации, прописанных в стратегии ее внедрения, утвержденных ММО (IMO) и Международной ассоциацией маячных служб (МАМС/IALA). Мы стараемся последовательно внедрять эти задачи, получая выигрыш во времени обмена информации между судном и СУДС, судном и судном, лоцманом и берегом.

Здесь идет сплав организационных и управленческих задач, и к ним сложно применить традиционные математические, вероятностные или даже нечеткие подходы.
 
Группа "Кронштадт"

Насколько я понимаю, это первый подобный отечественный проект. Ориентировались ли вы на какие-то иностранные аналоги?

— Да, это первый отечественный проект. И, конечно же, мы изучали и продолжаем изучать международный опыт, активно общаемся с коллегами на конференциях и рабочих группах. Налаживаем взаимодействие с крупнейшей европейской тестовой акваторией Sea Traffic Management "STM", которая сейчас развивается под эгидой BALT SAFE – крупного европейского проекта.

Так, например, в ноябре прошлого года я встречался с руководством STM и Шведской морской администрацией (SMA) в Лондоне на конференции STM. В начале апреля мы обсуждали аспекты развития е-Навигации в мире на рабочей группе eNAV23 МАМС (IALA) в Сингапуре. В сентябре 2019 планируем участвовать в конференции e-Nav Underway Asia-Pacific в Сеуле.

В настоящий момент АО "Кронштадт Технологии" – это единственный российский представитель в МАМС из российских коммерческих компаний, поэтому мы находимся на острие развития данных технологий.

Кстати, раз уж вы подчеркнули коммерческий статус вашей компании, то расскажите, есть ли рыночные перспективы использования тестовой акватории?

— С коммерцией здесь все не так просто, так как во главе угла стоит безопасность судоходства, что, как правило, поддерживается государством. ММО уже объявила, что в сравнительно ближайшее время (заявлен 2021 год, но я думаю, что реально это произойдет несколько позже) элементы функционала е-Навигации могут стать обязательными в мире. Соответственно, все мировые СУДС должны будут работать с обменом маршрутов с судами, общением с ЭКНИС в цифровой форме и т.д. В общем, иметь тот функционал, который заложен в нашем проекте.

Эти требования рано или поздно будут распространяться и на наши суда. Поэтому Россия должна иметь собственные технологии, чтобы не зависеть от крупнейших международных производителей. С выходом "Транзаса" из фактической российской юрисдикции (он и ранее был формально зарубежной компанией, но все понимали, что собственник — российский) важность этой задачи еще более повысилась.

Соответственно цель создания данной и других тестовых акваторий в России (да и в мире) – отработка новых технологий на локальных территориях с тем, чтобы в будущем распространить этот функционал и на остальные акватории стран.

Если же брать чисто коммерческие перспективы, то в принципе подходы традиционные. В первую очередь рассматриваем возможность продажи оборудования с функционалом е-Навигации (СУДС, ЭКНИС и др.). Оно востребовано уже сейчас (поскольку цена от этого не сильно возрастает, зато появляется конкурентное преимущество), но когда станет обязательным, то спрос существенно вырастет.

Кроме того, планируем создание сервисов для судоводителей, которые можно будет предоставлять через облачные сервисы. Это пока не входит в рассматриваемый проект, но уже прорабатывается нами на перспективу. Как уже отмечалось, мы единственные в России сейчас разрабатываем оборудование VDES (они придет на смену АИС), развиваем новые проекты – АГТК и др. Они тоже потом обретут монетизацию.

По крайней мере, к АГТК уже проявили интерес Росморречфлот и администрации бассейнов ВВП. Если все пройдет успешно, то АГТК может поставляться на ВВП в рамках будущей федеральной целевой программы "ГЛОНАСС".
 
Доклад на конференции в Копенгагене, февраль 2019 / Группа "Кронштадт"

В Дании уже состоялась презентация "Эрмитажа". Какой была реакция специалистов, какие отзывы и мнения услышали?

— Реакция была весьма положительная, как со стороны руководства МАМС, так и со стороны сообщества. Если быть точным, то это уже второй наш доклад в Копенгагене, первый раз я выступал на этой площадке в феврале 2017 года.

Сейчас акцент на внедрение е-Навигации постепенно смещается в Азию, прежде всего в Корею. И на этом фоне такой успешно развивающийся европейский проект, как наш, конечно же, народ порадовал. Кроме того, мы исторически сильны в комплексном подходе, внедрении новых технологий, активных работах на внутренних водных путях – что вообще редкость (кроме нас, этим занимаются только в Штатах и немного в Европе).

Наши новые продукты и подходы были также по достоинству оценены: развитие VDES (в России мы делаем это единственные, в мире — немногие), применение беспилотников, разработка трального комплекса, популяризация е-Навигации в России и СНГ (мы впервые перевели на русский язык все ключевые документы МАМС и ММО) и т.д. Кстати, все переведенные документы общедоступны на нашем портале.

Есть ли намерение сделать что-то подобное для других российских акваторий — Азово-Черноморского региона, Каспия, Баренцева моря или Приморья?

— Да, сейчас есть несколько очень интересных перспективных проектов, они еще не утверждены окончательно, но вероятность их открытия весьма высока.

Это ОКР "е-Море-nonSOLAS" (будущая ФЦП "ГЛОНАСС" 2021 — 2024 гг.). В районе Астрахани (также на стыке речных и морских путей) планируется создать аналогичную тестовую акваторию, но в ней впервые будет уделено серьезное внимание так называемым non-SOLAS судам, то есть рыболовецким и другим небольшим судам. Это направление стало сейчас основным в Корее (там до 70% инцидентов на воде случается с рыбаками), и мы предложили развить его и у нас. Конечно, здесь речь идет уже не об ЭКНИСах, а о небольших программах для смартфонов, которые позволят обмениваться информацией между всеми судами, в том числе и рыбацкими – невидимыми сейчас на картинке АИС.

Это проект "Е-НАВ" "Маринет" – рабочей группы "Национальной технологической инициативы". Это более близкий проект, он может начаться уже в этом году. В рамках существующей тестовой акватории "Эрмитаж" (морской ее части) будут внедряться технологии, дополняющие существующий функционал.

И есть еще один грандиозный проект по более массовому внедрению е-Навигации в России. Он предварительно запланирован в рамках программы "Цифровая экономика", которая активно развивается за последний год. Но здесь пока еще много неопределенности, поэтому детальнее стоит обсудить его уже попозже.

Вы упомянули про "Маринет". А по проекту "Эрмитаж" вы тоже сотрудничали с этой программой?

— Нет, в рамках "Маринет" создавался только проект "Е-Нав", а тестовая акватория, как я уже говорил, шла по линии ФЦП "ГЛОНАСС". Хотя определенное поле для взаимодействия у обоих этих проектов было. Изначально "Е-НАВ" делали наши коллеги из "Транзаса". Там создавалась пилотная зона е-Навигации в границах морского сегмента нашей тестовой акватории. Для исключения пересечений между проектами были скорректированы ТЗ обеих работ, и они стали дополнять друг друга. В этом в частности и заключалось упомянутое мною взаимодействие.

Но в 2018 году, после покупки группы "Транзас" финской компанией Wärtsilä, она вышла из "НТИ"/"Маринет", и перед коллегами из "Маринет" возникла задача поиска нового исполнителя по данному ключевому для НТИ проекту. Они предложили выполнить его нам, мы – оценили это доверие и принципиально согласились. Сейчас завершается процесс согласования изменения данного проекта. Теперь его будет выполнять специально созданная проектная компания (учредители – "РВК" и "Кронштадт"). Надеюсь, он запустится до конца этого года.

Больших деталей раскрывать пока не могу – проект еще окончательно не согласован.

Материалы по теме:
Судно будет идти само. В России запускают прорывной проект (о проекте внедрения безэкипажных судов)
"Если поддержать наши компании сейчас, они могут стать мировыми лидерами" (о том, что такое "Маринет")
"Мы заняли нишу недорогих, но работающих приборов" (интервью с гендиректором "Лаборатории подводной связи и навигации")
"Форт XXI НПП", ООО
Королев
+7(495)789-90-19
"Совкомфлот", ПАО Санкт-Петербург
8 (812) 385-94-10
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Wärtsilä Corporation", Ltd Хельсинки
+358(10)709-00-00
"Нониус инжиниринг", ООО Санкт-Петербург
+7(812)313-65-98
"Кронштадт Технологии", ЗАО Санкт-Петербург
+7(812)449-90-90
"Кронштадт", ГК Санкт-Петербург
+7(812)449-90-90
"Морские и речные информационные системы", ООО Санкт-Петербург
+7(812)642-26-46



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости