реклама

Судно будет идти само. В России запускают прорывной проект

Безэкипажность — один из наиболее актуальных трендов в современной промышленности, в том числе и судостроительной. В конце 2018 года отраслевой центр "Маринет" запустил проект по безэкипажному судовождению, участие в котором принимают отечественные судоходные компании и разработчики морских навигационных решений и систем управления. А сейчас появились сведения о том, что к проекту присоединился российский оператор спутниковой группировки "Космическая связь". В общем, проект набирает обороты - пора присмотреться к нему повнимательнее.
"Корабел.ру" обратился к генеральному директору отраслевого центра "Маринет" Александру Пинскому за подробностями о происходящем. Предлагаем читателям ознакомиться с его ответами.
 
Александр Пинский, генеральный директор отраслевого центра "Маринет" / Корабел.ру

— Александр Савельевич, что из себя представляет проект?

— Прежде всего, я бы хотел заметить, что пока могу рассказать только общие вещи, поскольку реализация проекта только началась. Плюс есть сведения, попадающие под подписанные соглашения о конфиденциальности.

Пилотный проект автоматического и дистанционного судовождения имеет несколько целей:
- разработка и апробация технологий автоматического судовождения и дистанционного управления, обеспечивающих повышение безопасности судоходства и уменьшение численности экипажа на борту;
- создание тиражируемого решения на основе этих технологий, которые позволят не только оснащать новые суда, но и модернизировать существующие суда коммерческого и технического флота;
- представление результатов пилотного проекта Минтрансу РФ и IMO с предложениями о внесении изменений в нормативную базу, позволяющих применить средства автоматического судовождения и дистанционного управления судном с одновременным уменьшением численности экипажа на борту.

Если коротко суммировать эти цели, то в результате проекта должна открыться дорога к появлению малоэкипажных судов как минимум в российских водах, как максимум — в мировом масштабе

— Какие разработчики в нем участвуют, какие судоходные компании?

— В проекте участвуют три судовладельца: ПАО "СКФ", ООО "Пола Райз" и ФГУП "Росморпорт". Соответственно, апробация технологий будет идти одновременно на трех разных судах, чтобы создать максимально универсальный набор решений, применимых на судах различного назначения, а также провести максимально широкий анализ рисков и подготовить убедительную основу для наших предложений регуляторам отрасли. В Арктике это челночный танкер "СКФ", в Черноморско-Азовской акватории — сухогруз "Пола Райз" и на Балтике — грузоотвозная самоходная баржа Росморпорта. В качестве разработчиков выступают АО "Кронштадт Технологии" и АО "НПП "АМЭ". Также в проекте участвуют другие организации, в том числе ФАУ "Российский морской регистр судоходства" и ФГУП "Космическая связь".
 
Арктический челночный танкер "СКФ" / "Совкомфлот", ПАО

— А как это все работает?

— Архитектура решения включает в себя ряд систем, ключевыми из которых являются (помимо традиционных существующих на судне систем):
- система машинного зрения, которая позволит в автоматическом режиме обнаруживать и идентифицировать объекты вокруг судна;
- система автоматического судовождения, которая позволит в автоматическом режиме изменять курс и маневрировать в зависимости от окружающей обстановки;
- система контроля технических средств и регистрации данных, которая будет собирать все технические и навигационные телеметрические данные, данные видеонаблюдения вокруг и внутри судна — что позволит, по сути, посекундно знать все, что происходило во время рейса;
- система связи, которая обеспечивает двустороннюю телеметрию и передачу данных видео на дистанционный пульт управления;
- и дистанционный пульт управления, который позволяет оператору контролировать судно в режиме реального времени и, при необходимости, брать управление судном на себя.

Системы используют различные данные, интегрируя их между собой:
- для области долгосрочного планирования (в том числе планирования маршрута и мониторинга флота) — электронные карты в сочетании со спутниковыми данными (снимки, данные мониторинга подвижных объектов, ледовой обстановки и т.д.), данными АИС, погодными данными и т.п.;
- для области среднесрочного принятия решения — данные радиолокации, АИС, предупреждения и сообщения, данные о техническом состоянии судна и т.д.;
- для области оперативного принятия решений — дополнительно интегрируются данные системы машинного зрения и видеопоток для оператора дистанционного управления, звуковые оповещения и т.п.

В целом это решение должно подтвердить возможность практического применения целевой концепции безэкипажного управления судном: судно преимущественно идет в автоматическом режиме, автоматически реагируя на изменения окружающей обстановки (в том числе в части расхождения), и только на отдельных участках дистанционное управление на себя берет человек. Таким образом, мы достигаем следующего, еще не существующего в мире уровня автоматизации судна, когда присутствие человека не требуется не только в машинном отделении, но и на мостике.

Разумеется, в рамках пилотного проекта экипаж находится на мостике и полностью контролирует движение судна.

— Какие этапы будут у проекта?

— Проект предполагает несколько этапов: 
- создание базовой функциональности на основе нормативных документов и динамических моделей судов, когда совместно со всеми партнерами проекта разрабатываются алгоритмы автоматического судовождения и контроля состояния судна;
- опытная эксплуатация в режиме "помощника" (advisor), когда системы собирают данные и предлагают экипажу те или иные действия, не влияя на судно — а экипаж управляет судном на свое усмотрение;
- опытная эксплуатация в режиме автоматического и дистанционного управления, но под постоянным контролем экипажа, который в любой момент может взять управление на себя. 

Разная специфика судов позволяет отработать и различные аспекты автоматического и дистанционного судовождения. Так, например, вместе с Росморпортом мы планируем отработать технологии управления караваном: пульт дистанционного управления будет находится на головном судне-земснаряде, с которого будут управляться несколько барж, работающих в этом караване. Или отработка специфики арктического региона благодаря апробированию решения на танкере СКФ, совершающем рейсы между Мурманском и Приразломной. 
 
Арктический челночный танкер "СКФ" у Варандейского терминала / "Совкомфлот", ПАО

— Какой эффект ожидаете?

— Эффект от проекта видится не только в появлении малоэкипажных судов и продвижении к безэкипажной навигации — хотя для меня возможность открыть новую страницу в истории мореходства и установить в этом наш отечественный приоритет, конечно, важна. Но данные решения способны существенно повысить безопасность и эффективность традиционного судовождения: экипаж получает дополнительную своевременную информацию для принятия решений и поддержку со стороны квалифицированного берегового персонала; судоходная компания получает возможность контролировать все, что происходит на судне, оптимизировать его движение и оперативно влиять на решения; судовладельцы, страховые компании, морские администрации — беспрецедентную прозрачность и достоверность информации о движении и состоянии судов.

Все вместе это существенного снижает риски человеческого фактора и открывает инструменты повышения безопасности и экономической эффективности существующего флота даже без непосредственного сокращения экипажа на борту. И, помимо прочего, приводит к появлению новой профессии — "берегового экипажа", высококвалифицированных специалистов, поддерживающих экипаж и управляющих судами посредством созданных технологий.

Материалы по теме:
"Если поддержать наши компании сейчас, они могут стать мировыми лидерами" (о том, что такое "Маринет")
Время роботов уже наступило (интервью с гендиректором НПП ПТ "Океанос")
"Мы заняли нишу недорогих, но работающих приборов" (интервью с гендиректором "Лаборатории подводной связи и навигации")
"Совкомфлот", ПАО Санкт-Петербург
8 (812) 385-94-10
"Авиационная и морская электроника", НПП, АО Санкт-Петербург
+7(812)327-46-67
"Российский морской регистр судоходства", ФАУ Санкт-Петербург
+7 (812) 380-20-72
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Кронштадт Технологии", ЗАО Санкт-Петербург
+7(812)449-90-90
"Пола Райз", ООО Санкт-Петербург
+7(812) 416-44-65
"Космическая связь", ФГУП Москва
+7 (495) 730-0450



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Khotenov Artemii Nikolaevich, 19.03.2019, 17:01То кричат,что нужно растить флот,восстанавливать, чтобы дать работу морякам своей страны, а теперь безэкипажность...звучит как безысходность..
--1+
#Камышин Андрей Александрович, 19.03.2019, 18:14Без экипажных судов никогда не будет. Это утопия.
-1+
#Sotniychuk Anton, 20.03.2019, 16:06Конечно же утопия. Только беспилотный "Си Хантер" US Navy прошел от Калифорнии до Гавайских островов и до 2025 года они строят десять беспилотных корветов. И это, извините, корабли с оружием.
-1+
#Нещеретов Микола, 20.03.2019, 08:07В открытом океане судно может идти полностью без экипажа, а при подходе к порту на судно высаживается лоцман и швартовочная команда. Вполне реально.
-0+
#Беланов Геннадий Петрович, 19.04.2019, 14:42почитайте абзац  Какой эффект ожидаете    какая может быть экономия.Они будут контролировать все, что происходит на судне.Интересно будет посмотреть как они распишут ответственность.Или они принимают решение,а сидящий на пароходе отвечает.Фантазеры.Пока они бабло пилят.
Свежие новости
Окская судоверфь произвела закладку киля малого морского танкера
15:25 / судостроение