реклама
/ судостроение

Судовое создание

0 815 3 мин
Государственная ОСК обсуждает с Объединенной промышленной корпорацией (ОПК) Сергея Пугачева идею создания СП на базе петербургских судостроительных активов. Идея возникла в мае на совещании по развитию судостроения у премьера Владимира Путина. В «дочку» ОСК - Западный центр судостроения войдут «Адмиралтейские верфи», Средне-Невский судостроительный завод, Кронштадтский морской завод, а также госдоли - 21% «Северной верфи» и 51% калининградского «Янтаря», пишет газета "Интегрум".

В качестве вклада ОСК может предложить Средне-Невский судостроительный завод, а ОПК - «Северную верфь», рассказывает менеджер ОСК. Завод работает в тесной кооперации с «Северной верфью» - делает надстройки для строящихся на ней корветов. Пока этот завод - ФГУП, но к концу этого года будет запущена процедура его акционирования. Менеджер ОПК подтвердил, что его корпорация могла бы внести в СП пакет «Северной верфи» (72%), а государство - активы, которые входят в Западный центр ОСК. В их числе собеседник называл и Средне-Невский завод. По его словам, ОПК рассчитывает на контрольный пакет в СП, но никаких договоренностей о сделке пока нет.

Средне-Невский завод - очень проблемный актив, рассказывает чиновник петербургской администрации. Он специализируется на строительстве небольших кораблей и судов со стеклопластиковыми корпусами, в частности минных тральщиков, катеров и яхт. За последние три года сменилось пять директоров предприятия, завод не загружен серьезными заказами и его финансовое положение весьма плачевно, рассказывает чиновник. Финансовые результаты ФГУП не публикует, выручка «Северной верфи» в 2007 г. - 2,6 млрд руб., чистая прибыль - 2,4 млн руб. ОПК, скорее всего поможет предприятию выбраться из кризиса.

Если ОПК внесет в такое СП пакет «Северной верфи», а государство - Средне-Невский завод, то компания Пугачева сможет рассчитывать на контроль, а ОСК - лишь на блокпакет, оценивает один из петербургских судостроителей. Он уверен, что СП возможно лишь в такой конфигурации: государство вряд ли расстанется с успешными и крупными «Адмиралтейскими верфями», а также с калининградским «Янтарем», который выполняет экспортный заказ на строительство трех фрегатов для ВМФ Индии. Представители ОСК и ОПК от комментариев отказались.

Напомним, что Федеральная служба по оборонному заказу РФ (Рособоронзаказ) на прошлой неделе внесла петербургскую «Северную верфь» в реестр единственных поставщиков российских вооружений и военной техники. Это дало возможность Объединенной промышленной корпорации Сергея Пугачева, которой принадлежит контроль над верфью, рассчитывать на получение контрактов на строительство корветов проекта 20380 на общую суммы порядка 80 млрд руб., а также других, более мелких судов без участия в тендерах. Прибыль корабелов от исполнения этих заказов может достигать 25%.

Корветы проекта 20380 впервые начали строить в 2001 году - тогда соответствующие тендеры выиграли «Северная верфь» (три корабля) и Амурский судостроительный завод (один корабль). Правда, за семь лет был построен только один корабль - корвет «Стерегущий». Остальные три пока находятся на разной стадии строительства. Вместе с тем руководство ВМФ России неоднократно заявляло о том, что только российским военно-морским силам в ближайшие годы потребуется порядка 20 кораблей такого класса. Каковы перспективы этого проекта на экспортном рынке вооружений, пока не сообщалось. Однако даже внутренние заказы на оставшиеся 16 корветов позволили бы их исполнителю заработать не менее 80 млрд руб. - «Стерегущий», переданный военным в ноябре прошлого года, обошелся в 5 млрд руб., хотя при его закладке называлась сумма 1,8 млрд руб.

Вместе с тем стоимость строительства судов в мире постоянно растет, и вполне вероятно, что в будущем стоимость постройки корветов будет продолжать увеличиваться. Получение «Северной верфью» статуса единственного поставщика дает ей права, оговоренные в постановлении правительства РФ от 25 января 2008 года №29. То есть верфь имеет право на уровень прибыли до 25% от затрат, а также возможность пересматривать цену на заказ в зависимости от увеличения цен на сырье, комплектующие и т.д. Такие условия значительно более выгодны для кораблестроителей, чем участие в тендерах, необходимость которых ранее оговаривалась при размещении подобных контрактов.

Подобные преференции частной компании вызывают особенно много вопросов в свете планов самого государства по созданию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на базе существующих сейчас государственных заводов. Тот же Амурский судостроительный завод, чей первый недостроенный корвет серии 20380, видимо, станет и последним, уже в ближайшее время может войти в структуру ОСК. «Риски при вхождении в этот рынок весьма велики, - предостерегает Елена Мязина, аналитик UniCredit Aton. - На данном этапе я бы не советовала частным инвесторам направлять деньги в оборонные предприятия. Государство готово вкладываться в эту отрасль, но играть с ним могут только наиболее приближенные к нему, и у миноритариев пока нет серьезных гарантий защиты их интересов».




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости