Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру, оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же желто-голубые сосны.Здесь Юлиан Семенов — автор романов о Штирлице несколько ошибается. Гороховец стоит на реке Клязьма, и до Волги там довольно далеко. Тем не менее, формально Гороховец считается Родиной Штирлица.
Семен Иванович Семенычев. 3-й справа, стоит / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Семен Иванович Семенычев / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Во Владимирском областном архиве в журнале "Владимирский календарь и памятная книжка" сохранилась реклама: "Судостроительный и котельный завод Семена Ивановича Семенычева в гор. Гороховце Владимирской губернии при реке Клязьме. Принимаются заказы на всевозможные судостроительные и котельные работы и резервуары".
Пароход "Быстрый" (г. Гороховец), 1912 год / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Иван Александрович Шорин / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Заводы Шорина. Гороховец / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Вид на Гороховецко котельно-судостроительный завод / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Завод Шорина. На переднем плане шаланды для землечерпалок / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Из воспоминаний ветерана труда, рабочего Гороховецко котельно-судостроительного завода Василия Ивановича Ухина [Источник – газета "Новая жизнь" №23–1984 г., А. Александров "Организация производства"].Тем не менее, даже в таких полукустарных условиях завод строил современные на то время пароходы. Так, в 1907 году именно на Гороховецком котельно-судостроительном заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа "Марфа Посадница" длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, грузоподъемностью 9150 тонн. Многие историки речного флота считают "Марфу Посадницу" – первым речным танкером.
"В октябре 1904 года я поступил на завод в качестве нагревальщика заклепок с окладом 25 копеек в день. Рабочий день продолжался с 6 утра и до 7 часов вечера, с перерывом на завтрак 0,5 часа и 1 час на обед. Оборудование имелось самое примитивное: 4 ручных пресса для колки листов, 2 пресса для колки углового железа, 2-3 ручных ножа для обрезки кромок листов и угольника.
Зенковка отверстий производилась вручную, коловоротом, посредством деревянного рычага. На судах, в углах поперечных и продольных переборок, сверловка производилась ручными "трещетками", изготовлявшимися на заводе.
Примерно в 1910 году на заводе был изготовлен двигатель системы "Болиндер", 2 токарных станка, 2 сверлильных и станок для штамповки заклепок.
Позднее был установлен второй двигатель, 2 токарных станка, кромкострогальный станок, комбинированные ножи и трех-валковые вальцы для правки листового металла, были установлены вентиляторы для дутья в кузнечных и гибочных горнах.
Я проработал нагревальщиком два года, потом перешел в подручные клепальщика с окладом 45 копеек в день. Когда мне исполнилось 19 лет, я стал клепальщиком и получал 80 копеек в день".
Баржа "Марфа Посадница" / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина" |
Характерная особенность баржи заключалась в закругленной форме носовой оконечности, благодаря чему судно было способно легко ходить по мелководью, а буксировать ее мог (даже при такой грузоподъемности) самый обычный маломощный буксир.Первые отечественные речные наличные баржи появились примерно с 1885 года. Проектировкой судов и строительством занимался Владимир Григорьевич Шухов, которого называют одним из основателей нефтеналивного флота в России. До 1917 года по проектам Шухова было построено 82 баржи различной грузоподъемности.
Владимир Григорьевич Шухов /
МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"
Умер Иван Александрович Шорин 26 марта 1918 года в возрасте 58 лет. По постановлению заводского комитета, гроб с телом Ивана Александровича от села Красного и до старообрядческого кладбища возле деревни Выезд несли на руках, а в течение всего шествия громадной похоронной процессии на заводе не переставал гудеть гудок.В книге И.А.Шубина "Волга и волжское судоходство" (1927 года издания) о заводе Шорина говорится следующее: "Котельный завод Ивана Александровича Шорина, также в г.Гороховце, кроме пароходных котлов, делал только железные баржи и достиг в этом большого совершенства, так что, когда Дмитрий Васильевич Сироткин (председатель Нижегородского биржевого общества) задумал создать свою знаменитую "Марфу-Посадницу", он заказал ее по своим чертежам заводу Шорина. Последний с честью выполнил задание, после чего построил еще ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем общества "Волга" и товарищества "Нобель". К тому времени товарищество "Нобель" разрабатывало свою программу постройки баржевого железного каравана, для чего предприятием был даже сделан особый заем в 10 миллионов рублей. Появление "Марфы-Посадницы", конечно, не могло не обратить на себя внимание фирмы Нобеля и представители и инженеры ее с разрешения Сироткина сделали не один рейс на новом судне с разными измерительными приборами. Результаты оказались блестящими и товарищество "Нобель" немедленно же заказало на Кулебакском заводе целую флотилию наливных баржей по типу "Марфы-Посадницы", произведшую в баржевом судостроении такой же переворот, как некогда в паровом судостроении пароходы американского типа".
Дмитрий Васильевич Сироткин /
МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
На Соловецком архипелаге построят новые причалы и проведут реконструкцию действующих 21:14 , 22 Апреля 2024 / судоходство |
Транспортная прокуратура нашла нарушения при строительстве угольного терминала в Диксоне 20:53 , 22 Апреля 2024 / порты |
Открыто бронирование на рейсы "Метеора" из Нижнего Новгорода в Ульяновск и обратно 20:21 , 22 Апреля 2024 / судоходство |
В Азове приостановили судоходство из-за ремонта поврежденного водовода 20:03 , 22 Апреля 2024 / судоходство |
Упрощено подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг 20:00 , 22 Апреля 2024 / события |
Пассажирская речная навигация в Подмосковье откроется в Первомай 19:46 , 22 Апреля 2024 / судоходство |
Готовность сухогруза "Каспийский берег" проекта RSD49 - около 80% 19:15 , 22 Апреля 2024 / судостроение |
Подготовлена проектная документация плавучей СПГ-установки на Камчатке 18:59 , 22 Апреля 2024 / события |