Тем не менее продукция завода и по сей день продолжает трудиться во всех портах бывшего Советского Союза. Речь, конечно, идет о знаменитых "Бычках" – портовых буксирах 498 проекта. Кроме того, на заводе строились рыбопромысловые суда, сухогрузы типа "река-море", суда размагничивания проекта 1799 "Глобус" и другие суда. | ||||||||||||||||||||
Родина Штирлица
Гороховец, которому в 2018 году исполняется 850 лет, входит в Золотое кольцо России. Самый старый Знаменский монастырь в городе основан в начале VII века, центральный Благовещенский собор – в 1700 году. Красивый, самобытный город. В списке знаменитостей, которые родились в Гороховце, значатся не так много известных широкому кругу личностей. Однако там есть одно имя, которое знакомо каждому соотечественнику от мала до велика, – это Отто фон Штирлиц, или полковник Максим Максимович Исаев. Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру, оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же желто-голубые сосны.Здесь Юлиан Семенов — автор романов о Штирлице несколько ошибается. Гороховец стоит на реке Клязьма, и до Волги там довольно далеко. Тем не менее, формально Гороховец считается Родиной Штирлица. Энтузиасты в свое время предлагали установить в Гороховце памятник знаменитому разведчику, тем не менее администрация города проект не согласовала, не нашлось нужного количества денег. Хотя, обыграй эту тему городские власти – может, и вышел бы еще один туристический центр, не хуже Мышкина или белорусского Бобруйска. Судостроительные и котельные работы История гороховецкого судостроительного завода связана с двумя большими русскими промышленниками: Семеном Ивановичем Семенычевым и Иваном Александровичем Шориным. Свою лепту внес председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин, уже известный нам по истории завода "Нижегородский Теплоход".
Семен Иванович Семенычев родился в 1863 году в деревне Груздево Гороховецкого уезда в обычной крестьянской семье. До 18 лет работал пастухом. После женитьбы в 19 лет на крестьянке деревни Омлево М. Самойловой, супруги уезжают в Баку, где котельщиками работали братья Семенычева. Это ремесло перенял и сам Семен Иванович.
По натуре он был очень волевой и предприимчивый человек и к тому же большой труженик. Работая на судоверфи в Баку, вечерами Семен Иванович ремонтировал во дворе дома старые лодки и баркасы. Вскоре супруги Семенычевы возвращаются в Гороховец и на скопленные деньги заводят "свое дело", покупают большой участок земли [где ныне расположен Гороховецкий судостроительный завод], ставят деревянные постройки и приобретают самое необходимое оборудование. Поначалу предприятие Семенова занималось ремонтом котлов, барж, буксиров, постепенно осваивалось и судостроение. Во Владимирском областном архиве в журнале "Владимирский календарь и памятная книжка" сохранилась реклама: "Судостроительный и котельный завод Семена Ивановича Семенычева в гор. Гороховце Владимирской губернии при реке Клязьме. Принимаются заказы на всевозможные судостроительные и котельные работы и резервуары". В 1882 году Семенычев продает свое предприятие Ивану Александровичу Шорину. На деньги, вырученные от продажи, он покупает старое оборудование от сгоревшей бумаго-оберточной фабрики и строит в Гороховце новое предприятия по производству бумаги. В 1918 году фабрика Семенычева сгорела, и спустя год Семен Иванович уезжает в город Баку. Возвращаясь в Гороховец в 1920 году, Семенычев по дороге заболел тифом и умер в больнице в Новороссийске.
Сгоревшая фабрика в 1925-1926 годах была восстановлена. Поначалу в ней была организована столовая Гороховецкого судостроительного завода, а в 1930 году туда перевели механический цех. После реконструкции в 60-х годах XX века здание было расширено и надстроено, до последнего времени там был размещен механический участок литейного цеха. Первый речной танкер – "Марфа-Посадница"
В 1897 году Иван Александрович получил должность начальника мастерских на станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги и проработал там до 1902 года. Вскоре Шорин со своей семьей приехал в Гороховец, купил бывший завод Семенычева, построил несколько цехов и приступил к производству котельных и судостроительных работ. Датой основания Гороховецкого судостроительного завода принято считать 22 октября 1902 года. В то время цехи завода Шорина представляли собой нескольких деревянных сараев, некоторые без стен. Обработка металла производилась под навесами, а сборка продукции под открытым небом. Стапеля целиком были деревянные.
В первые годы в механическом цехе, например, стояло только два старых ручных токарных станка: двое рабочих вращали за рукоятки огромный маховик, который приводил в движение вращающиеся части станка. Только в 1910 году, когда объем работ значительно возрос, в цехах установили несколько токарных и сверлильных станков, а также несколько двигателей.
Не было на заводе и никаких подъемных средств. Все тяжести поднимались вручную, огромные листы железа для корпусов барж переносила на руках специальная бригада рабочих. Вся заготовка деревянных деталей выполнялась плотниками и столярами вручную непосредственно на судах.
Работать приходилось под открытым небом, на сквозняках, рабочие часто болели, ни о каком медицинском пункте, конечно, не было и речи. Из воспоминаний ветерана труда, рабочего Гороховецко котельно-судостроительного завода Василия Ивановича Ухина [Источник – газета "Новая жизнь" №23–1984 г., А. Александров "Организация производства"].Тем не менее, даже в таких полукустарных условиях завод строил современные на то время пароходы. Так, в 1907 году именно на Гороховецком котельно-судостроительном заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа "Марфа Посадница" длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, грузоподъемностью 9150 тонн. Многие историки речного флота считают "Марфу Посадницу" – первым речным танкером.
Постройку баржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин. Проект баржи подготовил и запатентовал русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Однако чертежи Шухова были доработаны заводчанами в техническом отделе завода Шорина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение баржи было увеличено почти в пять раз. Характерная особенность баржи заключалась в закругленной форме носовой оконечности, благодаря чему судно было способно легко ходить по мелководью, а буксировать ее мог (даже при такой грузоподъемности) самый обычный маломощный буксир. В 1908-1910 годах на заводе были построены еще две подобные баржи: "Наталья Нарышкина" и "Боярыня Морозова", а в 1913 году для Астраханского "холерного рейда" была построена 200-метровая баржа-больница. После Октябрьской революции 1917 года Шорин добровольно передал завод под контроль рабочих. Умер Иван Александрович Шорин 26 марта 1918 года в возрасте 58 лет. По постановлению заводского комитета, гроб с телом Ивана Александровича от села Красного и до старообрядческого кладбища возле деревни Выезд несли на руках, а в течение всего шествия громадной похоронной процессии на заводе не переставал гудеть гудок. (продолжение следует...) Подготовил Владислав Букин Материалы и фотографии предоставлены МБУК "Современный Культурный Центр им. П. П. Булыгина" (г. Гороховец) Наши новости в Telegram |
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |