реклама

Судостроение в Финляндии. Часть 2: «Aker Arctic» - «Трудно доказать преимущества инновационного подхода»

Посетив верфь «Arctech Helsinki Shipyard», мы с директором «Корабела» Александром Ивакиным решили познакомиться с компанией, сотрудники которой принимали участие в проектировании большинства советских ледоколов, приведенных в вышеназванной статье, включая атомные «Вайгач» и «Таймыр».
Компания «Aker Arctic» ведет свою историю с 50-х годов. Тогда она еще не была отдельной структурой, а входила в большую семью «Wartsila». Первым проектом фирмы было переоборудование танкера «Manhatten» по заказу нефтяного гиганта «Esso». В 1969 году под эгидой компании запустили опытовый бассейн, при этом технология моделирования была заимствована в ААНИИ. Первым судном, разработанным с использованием ледовых модельных испытаний, стал Балтийский ледокол класса «Urho» (5 ед — «Atle», «Sisu», «Urho», «Frei», «Ymer»). А в 70-х-80-х в бассейне испытывались и ледоколы для Советского Союза.
Ледокол "Sisu". Хельсинки / www.korabel.ru

В 1982 году «Wartsila» приняла решение о строительстве нового опытового бассейна, который уже превратился в полноценный исследовательский центр. Там же в конце 80-х годов «Wartsila», «ABB» и Мореходное управление Финляндии начали совместную разработку новой полноповоротной электроприводной установки «Azipod», благодаря которой появился альтернативный подход к арктическому судостроению и принципам плавания во льдах.

В 1989 году в связи с банкротством «Wartsila», была основана новая компания «Masa-Yard», под ее крыло вошел, в том числе, и испытательный центр.
После ряда слияний, реорганизаций и смен названия, компания в 2005 году начала самостоятельную жизнь  под именем «Aker Arctic Technology». Годом позже открылся новый испытательный центр в парке Вуосаари, на территории бывшей хельсинкской верфи Валмет.

Основным акционером компании является «STX Finland» (72%), по 14% находятся в руках «ABB» и «Aker Solutions». Сейчас основная деятельность компании — комплексное проектирование судов, включая разработку технических заданий, совместная с заказчиком проработка технических проектов и т.д. В основе проектной работы лежат экспериментальные данные: исследования свойств льда, изучение особенностей движения в ледовых условиях и влияния на окружающую среду, а также проведение ледовых модельных испытаний. 

Современный опытовый бассейн (длиной 75 метров, шириной 8 метров и глубиной воды — 2,1 метра) позволяет проводить испытания нескольких моделей одновременно, например, симулировать движение ледокола и защиты корпуса буровой установки во время работы. При этом, на испытуемых моделях нет никаких кабелей, управление осуществляется дистанционно. Ледовое покрытие бассейна толщиной 80 мм достигается за одну ночь, что позволяет проводить испытания без потери времени.
Проведение модельных испытаний в бассейне компании "Aker Arctic" / Aker Arctic

В настоящий момент «Aker Arctic» работает над тремя большими проектами: разработка концепции и технического проекта исследовательского полярного ледокола для Китая, ледокола для береговой охраны Канады и нового ледокола для Финляндии.

Институт полярных исследований Китая совместно с государственной морской Администрацией Китая в сентябре 2010 года приняли решение о строительстве современного научно-исследовательского судна ледового класса для укрепления китайского присутствия в Арктике и Антарктике. В марте 2013 года была завершена стадия предварительного проектирования, и в конце этого года планируется начать более детальную проработку. Рабочий проект судна и его строительство китайская сторона будет вести самостоятельно.

Новый китайский полярный ледокол будет оснащен современным оборудованием для изучения океана, в том числе приборами для проведения геофизических и геологических исследований. На борту ледокола смогут разместиться более 90 человек членов экипажа и научных сотрудников. Судно  будет способно ломать лед толщиной до полутора метров при скорости 2-3 узла.
Проект нового ледокольного НИС для Китая / Aker Arctic

Характеристики ледокольного НИС для Китая:
 
Параметр Величина
Длина, м 122,5
Ширина максимальная, м 22,3
Осадка максимальная, м 8,3
Высота до главной палубы 11,8

Ледокол будет оснащен четырьмя дизель-генераторами. На одном двигателе судно сможет двигаться со скоростью 12 узлов, на двух - 15 узлов. Все четыре двигателя одновременно используются в случае крайней необходимости. В кормовой части корпуса предусмотрены  два скега для защиты пропульсивного комплекса ото льда. 

Также на судне запланировано большое количество помещений под научные лаборатории,  предполагается установка нескольких лебедок для проведения экспериментов, есть вертолетная площадка с ангаром для хранения вертолета. Для комплексных экологических научных программ судно сможет проводить морские и атмосферные наблюдения, отбирать пробы, необходимые для отслеживания изменений климата.
Ледокол в том числе может использоваться для транспортного обеспечения китайской антарктической станции и для выполнения других логистических задач, особенно в тяжелых ледовых условиях.

Ледокол для береговой охраны Канады («John G. Diefenbaker») «Aker Arctic» разрабатывает совместно с канадским филиалом  «STX»  («STX Canada Marine»). Это многоцелевое судно способно двигаться со скоростью 3 узла, ломая лед максимальной толщиной  2,5 м, и будет использоваться для защиты интересов Канады в Арктике. Планируется, что судно будет передано Заказчику в 2017 году.
В проекте «STX Canada Marine» является основным подрядчиком, «Aker Arctic» занимается вопросами формы корпуса, его прочности, прогнозированием того, как поведет себя судно и отдельные его части, включая гребные винты, при низких температурах и в ледовых условиях.
Основой  прогнозирования являются проведенные многочисленные модельные испытания.
 
Проект ледокола для береговой охраны Канады «John G. Diefenbaker»/ Aker Arctic

Характеристики ледокола «John G. Diefenbaker»:
 
Параметр Величина
Длина габаритная, м 149,3
Ширина 13,5
Осадка 10,3
Водоизмещение, т 23700
Экипаж, чел 60 человек+40 личный состав
Максимальная скорость, уз 18. При толщине льда в 2,5 метра со снегом толщиной 30 см — 3 узла

Разработку еще одного ледокола «Aker Arctic Technology» заказало Министерство транспорта Финляндии. На строительство судна будет выделено 125 миллионов евро, срок сдачи — зима 2016 года. После разработки технического проекта нового ледокола, будет проведен тендер на строительство. Круг возможных претендентов ограничен верфями внутри ВТО.

В рамках контракта также будет подготовлена необходимая техническая документация для конкурсного предложения на постройку судна и обеспечено сопровождение проекта в  переговорах с верфью.

Новый ледокол способен прокладывать канал шириной 25 метров и двигаться со скоростью 6 узлов при толщине льда 1,2 метра. В открытой воде судно сможет достигать максимальной скорости 16 узлов.  Ледокол будет оснащен оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, которое позволит ему проводить работы по сбору нефтепродуктов в условиях волнения до двух баллов. Суммарная емкость танков для сбора нефти — 1500 м3. Экипаж судна составляет 24 человека, с учётом спецперсонала по ликвидации аварийных разливов нефти.

Кроме того, «Aker Arctic» участвовал в проектировании  ледокола: ЛК-25, который строится на Балтийском заводе, и проектировал ЛК-7, так называемый асимметричный или «косой» ледокол для России.

Идея ледокола с данной формой корпуса  родилась еще в 1996 году, а через год проведены ее модельные испытания. Тогда же была запатентована сама концепция. После этого конфигурация корпуса несколько раз обновлялась, производились доработки по форме, модельные испытания. В 2002 году возникла идея использовать особенности корпуса «косого» ледокола для ликвидации аварийных разливов нефти. Левый борт судна имеет уклон, предназначенный для ведения ледокольных работ, а на правом борту расположены специальные люки, в которых находятся манипуляторы для сбора разлившихся нефтепродуктов.

«У нас была возможность реализовать эту идею раньше, но Заказчик тогда в последний момент предпочел традиционный концепт судна. Это передовая разработка, а в судостроении исповедуется консервативное мышление. Трудно доказать преимущества инновационного подхода. Похожая история была с нашей новинкой -  принципом «двойного действия». Мы также над ней работали очень долго, прежде чем она нашла воплощение в металле», - рассказывает директор по продажам компании Арто Уускаллио.

Подробнее о «косом ледоколе» «Корабел» расскажет в следующих материалах.

В проектировании ледокола ЛК-25 (проект 22600) компания «Aker Arctic» отвечала за разработку формы корпуса судна, схемы винто-рулевого комплекса, разработанных на основемодельных ледовых испытаний. Судно значительно отличается от ледоколов этого класса предыдущего поколения, таких как «Ермак» и «Капитан Сорокин» прежде всего с точки зрения технических характеристик и возможностей. На ЛК-25 впервые реализована комбинированная схема пропульсивного комплекса. Установка будет состоять из двух «Азиподов», каждый мощностью 7,5 МВт, и одного гребного вала с винтом фиксированного шага (мощностью 10 МВт). Ледокол будет способен на скорости в 2 узла ломать лед толщиной до 2 метров.

Также «Aker Arctic» принимала участие в разработке НИС «S. A. Agulhas II» в части измерения влияния ледовых нагрузок на корпус и проведения прочностных расчетов. Судно проектировалось и строилось на верфи «STX» в Раума. Идея «двойного действия» заложена в  контейнеровозах ледового класса, в том числе российских для «Норильского Никеля» и танкерах «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» для «Совкомфлота».
«У нас есть несколько проектов для нефте-, газодобвающих компаний. Например, мы предложили на тендер для компании «Сахалин Энерджи судно ледового класса», - рассказывает о дне сегодняшнем Арто Уускаллио.

Несмотря на связь с отраслевыми компаниями еще со времен рождения, «Aker Arctic» активно занимается проблемами энергоэффективности и экологической эффективности. Фирмой полностью спроектировано судно ледового класса на СПГ. Этот пример показывает, что даже если на первый взгляд развиваться уже некуда, всегда находится ключевое решение, относительно которого идет дальнейшее совершенствование. Так было и с мелкозернистым льдом (Fine Grain Ice/ «FG Ice»), который позволил через модельные испытания воплотить в жизнь «Азиподы», принцип двойного действия и другие инновации. Консерватизм никогда не был залогом прогресса. Похоже, этот девиз наиболее подходящий для такой компании, как «Aker Arctic».

P. S. Отдельное «Спасибо» хотелось бы сказать нашим финским друзьям из «Arctech Helsinki Shipyard» и «Aker Arctic», которые очень тепло нас приняли, минуя всякие бюрократические проволочки и согласования, которыми частенько грешат отечественные предприятия.
 
Владислав Букин
"ГМК "Норильский никель", ПАО
Мурманск
+7(8152)55-80-50
"Aker Arctic Technology", INC Хельсинки
+358(10)670-24-77
"ABB", Ltd Москва
+7(495)777-22-20
"Helsinki Shipyard", Oy Хельсинки
+358(10)622-20
"STX Finland Oy", Ltd Турку
+358(10)670-0



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости