Ставки фрахта на мировом рынке перевозок контейнеров с лета упали более чем на 60% и продолжают снижаться, прежде всего на азиатских маршрутах. Ставки на линиях из Китая до портов Северной Европы находятся на минимальных значениях, отмечают эксперты, передает "Коммерсантъ".
Рынок контейнерных перевозок за десятилетия "привык к цикличности", а в 2021–2022 годах пережил беспрецедентный рост с рекордными прибылями. Сейчас наступает этап притока новых мощностей на фоне замедления спроса. Потребители начинают сокращать расходы на фоне пошатнувшейся от инфляционного шока экономики и быстрого повышения ставок. Замедление спроса становится более интенсивным. Спотовые ставки на контейнерные перевозки на основных маршрутах упали в данный момент ниже допандемийного уровня. Основные игроки, такие как Hapag-Lloyd и Maersk, прогнозируют падение EBITDA в 3–3,5 раза по итогам 2023 года.
Снижение ставок в мире транслируется на российский рынок. По мнению экспертов, уход глобальных морских линий в 2022 году сначала вызвал существенное повышение ставок, большие заторы в портах Дальнего Востока и на сухопутных погранпереходах. В течение прошлого и текущего года на рынок вышло большое количество китайских и российских морских линий. Многие из них ориентировались на то, что Россия оставалась премиальным рынком по уровню ставок по сравнению с действующими в Европе.
Российский рынок все еще сохраняет премиальность, особенно на фоне общемирового спада. Однако, ставки морского фрахта в РФ также постепенно падают и приближаются к ценовому уровню соседних рынков. По его оценкам, это произойдет в первом полугодии следующего года.