Сервис "Вибрационный мониторинг с диагностикой для механического оборудования" был внедрен на судно клиента испытательной лаборатории семь месяцев назад. Замеры проводились периодически – раз в квартал для 43 механизмов с их обработкой в лаборатории. Помимо результатов для различных механизмов (насосов, сепараторов, вентиляторов, компрессоров и др.), на одном из вспомогательных дизель-генераторов была выявлена крайне высокая вибрация альтернатора с диагностическим признаком "дисбаланс ротора" и для агрегата "расцентровка ДВС-генератор" с повышенной вибрацией ДВС, что указывало на необходимость проверки состояния агрегата. Клиент игнорировал предупредительные рекомендации. Следующий замер после трех месяцев вывел в результат неудовлетворительное состояние по данным мониторинга и повторно указал на вышеуказанные признаки-дефекты по диагностике с более высокими параметрами. Однако клиент вновь привел свои аргументы, связанные с невозможностью проведения ремонтов при текущем коммерческом планировании рейсов и осуществляемых перевозках.

В текущий заход судна в июне 2025 года в порт Санкт-Петербург специалисты лаборатории по прибытии на борт судна обнаружили, что ДВС разрушен. Как выражаются специалисты-дизелисты на своем жаргоне: "ДВС показал кулак дружбы" с обрывом двух шатунов и критическим разрушением блока цилиндров ДВС. При беседе с механической командой судна ход событий был восстановлен: агрегат работал с повышенной замеренной вибрацией на альтернаторе и ДВС, при этом амплитуда не была большой, т.е. чрезмерная вибрация рукой не ощущалась. Позже начались проблемы с внешним подшипником скольжения — сигнализация показывала превышение температуры подшипника, при этом предаварийный замер вибраций в высокочастотной области, помимо прочего, показывал признак "неустойчивый масляный клин, срыв". Далее — повышенные температуры масла на ДВС с изменением давления…. и авария! Для специалистов будет интересно уточнить, что альтернатор одноопорный.
"Выходу из строя агрегата и ДВС предшествовали первичные предупреждения от нашего сервиса, повторные предупреждения, далее — видимые признаки предаварийного состояния. Как следствие, планируемые расходы на ремонт или замену ДГ (590кВт) составят порядка 6 млн рублей. До внедрения сервиса, по обыкновению, для клиента предоставляем аргументы экономического характера, т.е. считаем годовые несколько сотен тысяч рублей на сервис и, когда разово с аварией для одного механизма клиент вынужден нести такие огромные расходы, приходит понимание обоснованности расходов на внедрение превентивных мер и необходимости принимать меры по предоставляемой диагностической информации. Результат этой истории такой, что судовладелец запросил внедрение нашего сервиса на свое второе судно", — рассказали в испытательной лаборатории крутильных и линейных колебаний ИП Зайцев С.А.

После описанного случая, руководитель компании вменил в обязанность механической команде своих судов с ответственностью старшего механика проведение работ по рекомендациям сервиса вибрационного мониторинга.
"Этот случай подтвердил необходимость выполнения рекомендаций, получаемых в процессе выполнения вибрационного мониторинга с диагностикой. Будем рады внедрить и ответственно вести наш умный сервис SMART для морского и речного флота. Работаем с различными типами судов, российскими и иностранными классификационными обществами и с судами под различными флагами", — резюмировали в испытательной лаборатории.