Сапов Д.С., директор по строительству флота, РРПК
– Как показали себя в работе супертраулеры-процессоры проекта СТ-192?
– Они проявили себя на промысле с самой лучшей стороны. По своим мореходным качествам и условиям жизни для моряков это одни из лучших рыбодобывающих судов в мире. Траловый комплекс и рыбопоисковое оборудование обеспечивают эффективную добычу водных биологических ресурсов. Оснащение фабрики позволяет производить 100%-ную обработку улова с выпуском продукции глубокой переработки и высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом покупателей во всем мире.

Несмотря на замену европейских поставщиков на компании из России и дружественных стран, РРПК удалось сохранить ключевые инновации проекта, обеспечивающее высокие экологические характеристики (низкий углеродный след) и безопасность эксплуатации:
– двухступенчатый двухскоростной редуктор главного двигателя;
– систему рекуперации энергии тралового комплекса;
– каскадную NH3-CO2 рефрижераторную установку для ускоренной заморозки продукции.
– Как проходило освоение новых судов, в частности, монтаж и запуск рыбоперерабатывающего технологического оборудования? Достигнуты ли уже проектные показатели по производительности и качеству?
– До запуска судна обычно проделывается огромная организационно-подготовительная работа. Разрабатываются графики поэтапного ввода оборудования в эксплуатацию, обучаются и тренируются на оборудовании экипажи, отлаживается взаимодействие между подразделениями. Процесс наладки рыбофабрики в море с выходом на проектные показатели занимает не более одного месяца. В настоящий момент все суда-новострои обеспечивают проектные показатели производительности и качества готовой продукции.
| Характеристики БМРТ проекта СТ-192 «Капитан Вдовиченко» | |
|---|---|
| Длина, м | 108,2 |
| Ширина, м | 21 |
| Дедвейт, т | 6368 |
| Водоизмещение, т | 13 528 |
| Вместимость грузовых трюмов, м3 | 5620 |
| Скорость полного хода, узлов | 16 |
| Автономность, 45 суток | 45 |
| Экипаж судна до, чел. | до 155 |
| Мощность главного двигателя, кВт | 8120 |
| Общая вместимость топливных танков, т | 1762 |
– Вносились ли изменения в проектное решение и конструкцию отдельных позиций рыбоперерабатывающего оборудования? Есть ли идеи что-то модернизировать?
– Процесс улучшения производства идет непрерывно. Узлы и агрегаты модернизируются для снижения потерь, повышения качества продукции и производительности оборудования. Улучшения, доказавшие свою эффективность на промысле, внедряются при постройке на следующие суда серии.

– Справляется ли рыбопереработка с уловом? Возможно ли внедрение на траулерах новых технологий обработки рыбы?
– Траулеры спроектированы таким образом, чтобы перерабатывать весь улов полностью, без остатка. Мы постоянно берем обратную связь от наших клиентов и работаем над внедрением технологий получения новых продуктов. Например, мы установили линии по сбору кожи и желудков минтая.
Траулеры проекта СТ-192 спроектированы таким образом, чтобы перерабатывать весь улов полностью, без остатка.
– Как осуществляется переход на разные схемы обработки улова?
– Технологическая группа судна ведет постоянный мониторинг улова. Решение о схеме и способе обработки принимается в зависимости от размерного ряда, массы, температуры, времени и района промысла сырца.

– Насколько вероятно появление отечественного рыбоперерабатывающего оборудования на уже строящихся траулерах или судах, которые будут закладываться позже?
– Почти все компоненты рыбоперерабатывающей фабрики уже локализованы и производятся в России, в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем активно мониторить рынок, следим за появлением новых образцов оборудования в целях дальнейшего повышения уровня локализации наших судов.
– Насколько, по мнению экипажа, комфортны каюты, общественные и служебные помещения (условия обитания, шум, вибрация)? Остается у рыбаков время на посещение сауны и тренажерного зала?
– Экипажи судов довольны условиями проживания и условиями труда. Каждая каюта оборудована комфортной мебелью, санузлом, мультимедийной развлекательной системой. Площади кают и общественных помещений больше, чем на судах старого флота. Тренажерный зал и сауна находятся в свободном доступе для моряков, и те из них, кто имеет желание заниматься спортом, находят время для таких занятий.
– Новые суда работают в удаленных районах промысла. Как обеспечивается подвоз топлива, провизии, вывоз готовой продукции, как проводится смена экипажей?
– Вся логистика организована с помощью судов вспомогательного флота — транспортных рефрижераторов, которые вывозят готовую рыбопродукцию из районов промысла и подвозят снабжение, и танкеров, которые доставляют топливо. Смена экипажей, как правило, проводится дважды в год: один раз в период межрейсового технического обслуживания (МРТО), для второй смены экипажа судно специально уходит с промысла в один из дальневосточных портов.
– Супертраулеры способны вылавливать большие объемы биоресурсов. В связи с этим возникает вопрос: сколько подобных судов необходимо построить и задействовать на промысле без риска истощения запасов?
– По вопросам актуального состояния биоресурса и его прогноза, наша компания всегда находится в контакте с ВНИРО. Рисков, связанных с истощением биоресурса в связи с вводом в эксплуатацию новых судов, нет, поскольку эти вопросы очень четко регламентируются правилами рыболовства, установленным ОДУ и промысловыми прогнозами. Кроме этого, следует учитывать, что новые суда приходят на замену старым, постепенно выбывающим из состава рыбодобывающего флота.
– С какими учебными заведениями вы сотрудничаете для подготовки экипажей для новых судов, в частности, инженерно-технического персонала? Растет ли престиж работы в рыбопромысловом флоте после ввода в строй современных судов?
– Профессия рыбака — одна из самых традиционных профессий с большой историей. Из поколения в поколение передаются лучшие традиции рыболовства, формируя династии и ценности. Сегодня эта профессия выходит на новый уровень — безопасные автоматизированные рабочие места, инновационные технологии, применяемые при вылове и переработке рыбы, стабильные высокие заработные платы.
РРПК уделяет особое внимание популяризации профессии, так как ценит непростой труд в море. Для этого компания инвестирует в новый флот, создает условия для привлечения и закрепления лучших кадров, ведет системное взаимодействие с профильными учебными заведениями: МГУ им. Невельского, Дальрыбвтузом, Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем, Дальневосточным мореходным училищем, филиалом Дальрыбвтуза в г. Находка, Калининградским государственным техническим университетом и Калининградским рыбопромышленным колледжем, Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота, Санкт-Петербургским морским рыбопромышленным колледжем, ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова.
Также в 2026 году мы планируем запустить стипендиальную программу в Архангельском морском рыбопромысловом колледже. В РРПК трудятся талантливые сотрудники, которые окончили это образовательное учреждение, и мы уверены в высоких стандартах и качестве образования.
Престиж работы в нашей отрасли формируется годами: быть оторванным от берега и дома на полгода, работать в море, сложно как психологически, так и физически. Современное оборудование, комфортные условия проживания — это то, что помогает легче перенести сложности, но не является определяющим при выборе профессии.
Руслан Касимов, главный строитель отдела строителей надводных судов и кораблей, АО «Адмиралтейские верфи»
– Расскажите о проекте СТ-192. В чем его ключевые особенности для вашего предприятия?
– Для «Адмиралтейских верфей» проект СТ-192 по многим параметрам является инновационным. Новые супертраулеры имеют значительно увеличенные производственные мощности, отличаются максимальной безопасностью, высокой экологичностью и комфортными условиями труда и отдыха экипажей. Опыт строительства рыбопромыслового флота у предприятия значительный, в нашем активе — 34 построенных судна, среди которых плавучие рыбоконсервные заводы и рыбоперерабатывающие базы.
Однако, новый проект — это всегда вызов.

О высоком техническом уровне рыбоперерабатывающего комплекса больших морозильных рыбопромысловых траулеров говорит тот факт, что, несмотря на сравнительно небольшие габариты, по производительности он превосходит самую крупную рыбоперерабатывающую базу страны — «Восток», которая была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) в 1971 году. Серия БМРТ — очередной высокотехнологичный заказ для верфей, а также возвращение к серийному строительству рыбопромысловых судов.
– С какими сложностями вы столкнулись во время строительства? Как санкции повлияли на выполнение контракта? Насколько успешно проходит импортозамещение СКО?
– «Адмиралтейские верфи» успешно внедряют программу импортозамещения с 2014 года, прежде она была ориентирована на военные заказы, а в современных реалиях распространилась и на гражданское судостроение. После введения санкций у нас были временные сложности, связанные с тем, что ряд поставщиков отказались выполнять пусконаладочные работы уже приобретенного и смонтированного на заказах оборудования. Тем не менее, специалисты верфей самостоятельно справились с рядом задач, которые должны были выполнить представители зарубежных фирм. Параллельно мы совместно с заказчиком смогли найти ряд компаний, готовых предоставить оборудование на замену поставлявшемуся ранее. Здесь хотелось бы отметить факт командной работы: над новым проектом нам комфортно работать во многом благодаря открытости и готовности к диалогу нашего заказчика — Русской рыбопромышленной компании.
– Отличаются ли суда серии друг от друга? Учитываете ли вы при строительстве новых траулеров опыт эксплуатации судов, уже переданных заказчику?
– Мы уже коснулись вопроса санкций, так что логично отметить — у нас произошла замена ряда поставщиков и, соответственно, оборудования. Стоит сказать, что каждое судно серии, которое мы передаем заказчику, в течение гарантийного срока сопровождается нашими специалистами. Они работают на его борту и во время перехода в порт приписки, и на промысле. Мы поддерживаем с нашей командой на борту действующих БМРТ тесную связь и обращаемся к ним за помощью, когда на строящихся траулерах возникают вопросы, касающиеся наладки и эксплуатации оборудования.
– На каком этапе находится работа по строительству новых траулеров?
– В настоящее время в строительстве у предприятия находятся четыре супертраулера. Два из них находятся на достроечной набережной в завершающей стадии строительства. В конце марта начал проходить швартовные испытания «Капитан Юнак» — пятый БМРТ серии. Летом произведен запуск главного двигателя, уже полностью смонтировано и обвязано системами оборудование машинного отделения, установлено якорно-швартовное и большая часть палубного оборудования, продолжаются работы по монтажу систем в помещениях рыбомучной установки, рыбоперерабатывающей фабрики и рефрижераторной установки.
В конце мая начались швартовные испытания на шестом траулере «Механик Щербаков». В сентябре запущен главный двигатель. После завершения швартовных испытаний, траулеры ждут заводские ходовые испытания, а затем — передача заказчику. Места на достроечной набережной займут уже седьмой и восьмой БМРТ — «Капитан Ипатов» и «Александр Бузаков». Сегодня продолжаются работы на стапеле, где активно наращивают корпуса этих судов — уже отчетливо видны их обводы.




















