РРПК: «Новые суда показывают на промысле прекрасные результаты»

48 рыбопромысловых судов уже построено в стране в рамках программы инвестквот. Четырьмя новыми супертраулерами пополнился флот Русской рыбопромышленной компании (РРПК). О том, как они проявили себя на промысле и как идет процесс строительства оставшихся БМРТ, мы попросили рассказать Дмитрия Сапова, директора по строительству флота Русской рыбопромышленной компании и Руслана Касимова, главного строителя отдела строителей надводных судов и кораблей «Адмиралтейских верфей».

Сапов Д.С., директор по строительству флота, РРПК

– Как показали себя в работе супертраулеры-процессоры проекта СТ-192?

– Они проявили себя на промысле с самой лучшей стороны. По своим мореходным качествам и условиям жизни для моряков это одни из лучших рыбодобывающих судов в мире. Траловый комплекс и рыбопоисковое оборудование обеспечивают эффективную добычу водных биологических ресурсов. Оснащение фабрики позволяет производить 100%-ную обработку улова с выпуском продукции глубокой переработки и высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом покупателей во всем мире.

На промысловой палубе траулера проекта СТ-192 / Фото:
На промысловой палубе траулера проекта СТ-192 / Фото: «РРПК»

Несмотря на замену европейских поставщиков на компании из России и дружественных стран, РРПК удалось сохранить ключевые инновации проекта, обеспечивающее высокие экологические характеристики (низкий углеродный след) и безопасность эксплуатации:
– двухступенчатый двухскоростной редуктор главного двигателя;
– систему рекуперации энергии тралового комплекса;
– каскадную NH3-CO2 рефрижераторную установку для ускоренной заморозки продукции.

– Как проходило освоение новых судов, в частности, монтаж и запуск рыбоперерабатывающего технологического оборудования? Достигнуты ли уже проектные показатели по производительности и качеству?

– До запуска судна обычно проделывается огромная организационно-подготовительная работа. Разрабатываются графики поэтапного ввода оборудования в эксплуатацию, обучаются и тренируются на оборудовании экипажи, отлаживается взаимодействие между подразделениями. Процесс наладки рыбофабрики в море с выходом на проектные показатели занимает не более одного месяца. В настоящий момент все суда-новострои обеспечивают проектные показатели производительности и качества готовой продукции.

Характеристики БМРТ проекта СТ-192 «Капитан Вдовиченко»
Длина, м108,2
Ширина, м21
Дедвейт, т6368
Водоизмещение, т13 528
Вместимость грузовых трюмов, м35620
Скорость полного хода, узлов16
Автономность, 45 суток45
Экипаж судна до, чел.до 155
Мощность главного двигателя, кВт8120
Общая вместимость топливных танков, т1762

– Вносились ли изменения в проектное решение и конструкцию отдельных позиций рыбоперерабатывающего оборудования? Есть ли идеи что-то модернизировать?

– Процесс улучшения производства идет непрерывно. Узлы и агрегаты модернизируются для снижения потерь, повышения качества продукции и производительности оборудования. Улучшения, доказавшие свою эффективность на промысле, внедряются при постройке на следующие суда серии.

Рыболовный траулер проекта СТ-192
Рыболовный траулер проекта СТ-192 «Капитан Вдовиченко» / Фото: «РРПК»

– Справляется ли рыбопереработка с уловом? Возможно ли внедрение на траулерах новых технологий обработки рыбы?

– Траулеры спроектированы таким образом, чтобы перерабатывать весь улов полностью, без остатка. Мы постоянно берем обратную связь от наших клиентов и работаем над внедрением технологий получения новых продуктов. Например, мы установили линии по сбору кожи и желудков минтая.

Траулеры проекта СТ-192 спроектированы таким образом, чтобы перерабатывать весь улов полностью, без остатка.

– Как осуществляется переход на разные схемы обработки улова?

– Технологическая группа судна ведет постоянный мониторинг улова. Решение о схеме и способе обработки принимается в зависимости от размерного ряда, массы, температуры, времени и района промысла сырца.

На палубе траулера проекта СТ-192 / Фото:
На палубе траулера проекта СТ-192 / Фото: «РРПК»

– Насколько вероятно появление отечественного рыбоперерабатывающего оборудования на уже строящихся траулерах или судах, которые будут закладываться позже?

– Почти все компоненты рыбоперерабатывающей фабрики уже локализованы и производятся в России, в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем активно мониторить рынок, следим за появлением новых образцов оборудования в целях дальнейшего повышения уровня локализации наших судов.

– Насколько, по мнению экипажа, комфортны каюты, общественные и служебные помещения (условия обитания, шум, вибрация)? Остается у рыбаков время на посещение сауны и тренажерного зала?

– Экипажи судов довольны условиями проживания и условиями труда. Каждая каюта оборудована комфортной мебелью, санузлом, мультимедийной развлекательной системой. Площади кают и общественных помещений больше, чем на судах старого флота. Тренажерный зал и сауна находятся в свободном доступе для моряков, и те из них, кто имеет желание заниматься спортом, находят время для таких занятий.

– Новые суда работают в удаленных районах промысла. Как обеспечивается подвоз топлива, провизии, вывоз готовой продукции, как проводится смена экипажей?

– Вся логистика организована с помощью судов вспомогательного флота — транспортных рефрижераторов, которые вывозят готовую рыбопродукцию из районов промысла и подвозят снабжение, и танкеров, которые доставляют топливо. Смена экипажей, как правило, проводится дважды в год: один раз в период межрейсового технического обслуживания (МРТО), для второй смены экипажа судно специально уходит с промысла в один из дальневосточных портов.

– Супертраулеры способны вылавливать большие объемы биоресурсов. В связи с этим возникает вопрос: сколько подобных судов необходимо построить и задействовать на промысле без риска истощения запасов?

– По вопросам актуального состояния биоресурса и его прогноза, наша компания всегда находится в контакте с ВНИРО. Рисков, связанных с истощением биоресурса в связи с вводом в эксплуатацию новых судов, нет, поскольку эти вопросы очень четко регламентируются правилами рыболовства, установленным ОДУ и промысловыми прогнозами. Кроме этого, следует учитывать, что новые суда приходят на замену старым, постепенно выбывающим из состава рыбодобывающего флота.

– С какими учебными заведениями вы сотрудничаете для подготовки экипажей для новых судов, в частности, инженерно-технического персонала? Растет ли престиж работы в рыбопромысловом флоте после ввода в строй современных судов?

– Профессия рыбака — одна из самых традиционных профессий с большой историей. Из поколения в поколение передаются лучшие традиции рыболовства, формируя династии и ценности. Сегодня эта профессия выходит на новый уровень — безопасные автоматизированные рабочие места, инновационные технологии, применяемые при вылове и переработке рыбы, стабильные высокие заработные платы.

РРПК уделяет особое внимание популяризации профессии, так как ценит непростой труд в море. Для этого компания инвестирует в новый флот, создает условия для привлечения и закрепления лучших кадров, ведет системное взаимодействие с профильными учебными заведениями: МГУ им. Невельского, Дальрыбвтузом, Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем, Дальневосточным мореходным училищем, филиалом Дальрыбвтуза в г. Находка, Калининградским государственным техническим университетом и Калининградским рыбопромышленным колледжем, Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота, Санкт-Петербургским морским рыбопромышленным колледжем, ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова.

Также в 2026 году мы планируем запустить стипендиальную программу в Архангельском морском рыбопромысловом колледже. В РРПК трудятся талантливые сотрудники, которые окончили это образовательное учреждение, и мы уверены в высоких стандартах и качестве образования.

Престиж работы в нашей отрасли формируется годами: быть оторванным от берега и дома на полгода, работать в море, сложно как психологически, так и физически. Современное оборудование, комфортные условия проживания — это то, что помогает легче перенести сложности, но не является определяющим при выборе профессии.

Руслан Касимов, главный строитель отдела строителей надводных судов и кораблей, АО «Адмиралтейские верфи»

– Расскажите о проекте СТ-192. В чем его ключевые особенности для вашего предприятия?

– Для «Адмиралтейских верфей» проект СТ-192 по многим параметрам является инновационным. Новые супертраулеры имеют значительно увеличенные производственные мощности, отличаются максимальной безопасностью, высокой экологичностью и комфортными условиями труда и отдыха экипажей. Опыт строительства рыбопромыслового флота у предприятия значительный, в нашем активе — 34 построенных судна, среди которых плавучие рыбоконсервные заводы и рыбоперерабатывающие базы.

Однако, новый проект — это всегда вызов.

Резка металла для строительства траулера проекта СТ-192 / Фото:
Резка металла для строительства траулера проекта СТ-192 / Фото: «Адмиралтейские верфи», ОАО

О высоком техническом уровне рыбоперерабатывающего комплекса больших морозильных рыбопромысловых траулеров говорит тот факт, что, несмотря на сравнительно небольшие габариты, по производительности он превосходит самую крупную рыбоперерабатывающую базу страны — «Восток», которая была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) в 1971 году. Серия БМРТ — очередной высокотехнологичный заказ для верфей, а также возвращение к серийному строительству рыбопромысловых судов.

– С какими сложностями вы столкнулись во время строительства? Как санкции повлияли на выполнение контракта? Насколько успешно проходит импортозамещение СКО?

– «Адмиралтейские верфи» успешно внедряют программу импортозамещения с 2014 года, прежде она была ориентирована на военные заказы, а в современных реалиях распространилась и на гражданское судостроение. После введения санкций у нас были временные сложности, связанные с тем, что ряд поставщиков отказались выполнять пусконаладочные работы уже приобретенного и смонтированного на заказах оборудования. Тем не менее, специалисты верфей самостоятельно справились с рядом задач, которые должны были выполнить представители зарубежных фирм. Параллельно мы совместно с заказчиком смогли найти ряд компаний, готовых предоставить оборудование на замену поставлявшемуся ранее. Здесь хотелось бы отметить факт командной работы: над новым проектом нам комфортно работать во многом благодаря открытости и готовности к диалогу нашего заказчика — Русской рыбопромышленной компании.

– Отличаются ли суда серии друг от друга? Учитываете ли вы при строительстве новых траулеров опыт эксплуатации судов, уже переданных заказчику?

– Мы уже коснулись вопроса санкций, так что логично отметить — у нас произошла замена ряда поставщиков и, соответственно, оборудования. Стоит сказать, что каждое судно серии, которое мы передаем заказчику, в течение гарантийного срока сопровождается нашими специалистами. Они работают на его борту и во время перехода в порт приписки, и на промысле. Мы поддерживаем с нашей командой на борту действующих БМРТ тесную связь и обращаемся к ним за помощью, когда на строящихся траулерах возникают вопросы, касающиеся наладки и эксплуатации оборудования.

– На каком этапе находится работа по строительству новых траулеров?

– В настоящее время в строительстве у предприятия находятся четыре супертраулера. Два из них находятся на достроечной набережной в завершающей стадии строительства. В конце марта начал проходить швартовные испытания «Капитан Юнак» — пятый БМРТ серии. Летом произведен запуск главного двигателя, уже полностью смонтировано и обвязано системами оборудование машинного отделения, установлено якорно-швартовное и большая часть палубного оборудования, продолжаются работы по монтажу систем в помещениях рыбомучной установки, рыбоперерабатывающей фабрики и рефрижераторной установки.

В конце мая начались швартовные испытания на шестом траулере «Механик Щербаков». В сентябре запущен главный двигатель. После завершения швартовных испытаний, траулеры ждут заводские ходовые испытания, а затем — передача заказчику. Места на достроечной набережной займут уже седьмой и восьмой БМРТ — «Капитан Ипатов» и «Александр Бузаков». Сегодня продолжаются работы на стапеле, где активно наращивают корпуса этих судов — уже отчетливо видны их обводы.

Материалы по теме:



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Першин Анатолий Степанович
15.12.2025, 04:56
Я,ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ "КАПИТАН ВДОВИЧЕНКО АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ И МАСЛАК ВАСИЛИЙ ФЕДОСЕЕВИЧ  ЭТО МОИ ДРУЗЬЯ ПО РАБОТЕ В СОВГАВАНСКОЙ БОР С 1972ГОДА  СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСОКОГО КЛАССА ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКИ.С С УВАЖЕНИЕМ А.С.ПЕРШИН.
Свежие новости