реклама

Реанимации не подлежит!

33 5512 1 мин
Судостроение - это отрасль которая интегрирует все достижения современной промышленности от металлургии до приборостроения и нанотехнологий. Это общеизвестно. Каким видится будущее отечественного судостроения профессионалам, посветившим жизнь этому делу? Своим мнением на этот счет делится директор по научной работе АО "СИГМА", доктор технических наук, Лысенков Павел Михайлович.
Настоящая статья подготовлена человеком, который принимал непосредственное участие в строительстве всего послевоенного советского флота. От подводных лодок первого поколения, через танкеры, супертанкеры, сухогрузы, боевой надводный флот, современные подводные лодки, рыбопромысловые базы, до атомных ледоколов. Многие разработки используются до на-стоящего времени.
И вот практически объявлено, что отечественное судостроение находится при смерти. Политическое руководство страны, озабоченное положением дел, приняло решение возродить эту отрасль народного хозяйства, которая способна стимулировать другие отрасли.
Однако смысл этого решения не раскрыт, и разные люди поняли это по-разному. Одни считают, что нужно строить корпуса судов и насыщать их оборудованием иностранного производства, используя преимущества глобальной экономики. Другие считают, что нужно возрождать судостроение в полном объеме. Кто-то должен внятно сказать: "Будем строить металлические емкости" или "Будем строить суда".
В настоящее время существует только две страны с полноценным судостроением - Япония и Соединенные штаты. В России, благодаря энергичным усилиям "эффективных собственников" судостроение ликвидировано. Строительство металлических емкостей (корпусов) поддерживается на приличном уровне. А производство оборудования, затраты на которое соизмеримы с затратами на изготовление корпусов и на монтажные работы, практически утрачено. Производство отечественных дизелей, турбин, паропроизводящих установок, силового электрооборудования судового назначения влачит жалкое существование. Основу энергетической установки судна составляет пропульсивный комплекс. В производстве этого важнейшего компонента Россия отстала более чем на 20 лет. Нет идей, нет исследований и разработок. Нет производственных мощностей. Отсутствует полноценная подготовка кадров. Можно уверенно сказать, что страна (а не отдельный завод) не способна построить атомный ледокол типа "Арктика" и крейсер типа "Петр Великий". В разумные сроки и за разумные деньги.
Спокойно можно делать вывод: российское судостроение умерло.
Возникает вопрос: "Что же делать?".
Есть три ответа на этот вопрос.
Первое. Смириться со смертью клиента. Продолжать строительство емкостей и насыщать их импортным оборудованием. Это удел третьих стран.
Второе. Попытаться реанимировать советское судостроение. Это путь в никуда. Невозможно всё время догонять. Это концепция аутсайдеров. Клиент реанимации не подлежит.
Третье. Создание нового российского полноценного судостроения. Основа есть - полноценное корпусостроение. Нужны инновации: принципиально новые конструкции судов, энергетического и иного оборудования, приборной техники. Только этот путь позволит вывести Россию в число стран-лидеров в области судостроения.
Автор выступает за третий путь. Есть перспективные идеи, которые можно реализовать в малобюджетных НИОКР, есть люди, способные выполнить эти проекты. Нужна политическая воля, а не беготня по кабинетам.




Комментарии   33.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#ПРОФИ, 15.05.2009, 19:08И  не  будет   если  хозяева  системы  и  журнала  будут  грубо  блокировать  острые  комментарии
-0+
#Симин Виталий Николаевич, 15.05.2009, 21:30Даже в СССР и ранее, основная масса судов торгового флота для страны, строилась в Финляндии, Югославии, Германии, Чехословакии, Испании и т.д. От судов отечественной постройки моряки старались держаться подальше. Своих двухтактных крейцкопфных дизелей у нас не было(были лицензионные) и врядли будут. Отсталость отечественого гражданского судостроения не 20, а 100 лет. Вобщем, что автоВАЗ тоже наше судостроение.
-0+
#ПРОФИ, 16.05.2009, 11:45Это  не  совсем  так ,Виталий , в  части  СУДОСТРОЕНИЯ  гражданского, а  вот  в  части КОМПЛЕКТАЦИИ  основным  оборудованием  Ваша  правда , ибо  отрасли  и  мощности  были  заняты  комплектацией  заказов  ВМФ  и  ПС ФСБ  . А  рыбаков  и  речников  отрасль  обеспечивала  на  75  - 90  процентов...Сегодя  отрасль  ещё  что-то  может  ,но  нужно  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ   управление  ,  а  не  НАСКОКИ  "Советов  Директоров"....Мне  лично  так  кажется.......
-0+
#Специалист, 16.05.2009, 19:46Уважаемыи Автор
у нас в стране ( СССР) НИКОГДА не производилось судовое оборудование вдолжного качестваи и в должном количестве , хотя бы потому что оно было просто не нужно, ведь 99 % флота заказывалось за рубежом,
Я Вам больше скажу у нас невозможно поизводство судового оборудования - просто потому, что из-за специфики рынка его нужно производить ориентируясь сразу на весь мировои рынок ( готов отстаивать это)  а это невозможно - по отому что у нас есть определеные ЗАКОНЫ - прежде всего таможеное  законодатиельство и Валютное регулирование - которое в нынешнем виде делает нашу продукцию никому не нужнои - да не по цене.... ладно бы только это... кому нужно оборудование если запчасти к нему не могут быть мгновено отправлены в любую точку мира по получению нормсального с точки зрения обычаев делового оборота , в практике сдуходных компании заказа?
На этом заканчивается все попытки производить судовое оборудование  внутри страны ,
-0+
#Специалист, 16.05.2009, 20:11для ПРОФИ...
просто повторюсь... ну непродать это оборудование вне зависимости от цены и качества... ну невозможно нашему предприятию обеспечить обслуживание своеи техники по всему миру на уровне на котором требуется - мало что это ДОРОГО . - это просто запрещено законом...
вот с этого инадо начинать..- будут условия - будет оборудование
-0+
#Alexaus, 17.05.2009, 00:10А теперь по существу- встречался с американскими военными моряками они говорят -Если видим красивый борт -можем не смотреть на флаг -это советский!!! Конечно они не знали что начинка там мягко скажем никакая. (кроме ракет наверное ).А Теперь с нуля- конструкторов с которых все начинается просто НЕТ НЕТ И НЕТ.Какие то монстры по 50 человек.вместо 1 с хорошим софтом.(сам столкнулся) кого кормить ?? 50 человек или одного умного ?И пусть попробуют сделать хоть один двигатель САТ или МАN - не говоря про навигацию хотя советские радары были неплохие. Так что если говорить о чем то давайте начнем с нуля то есть с КОНСТРУКТОРОВ.ГДЕ ВЫ если есть хоть один пусть напишет дам работу хорошую .
-0+
#ПРОФИ, 17.05.2009, 11:23Задело ,господа  ,  значит  живёт  ещё  ПАТРИОТИЗМ ,  но  ПРОКЛЯТЫЙ  Марксом  и Энгельсом  РЫНОК  оказывает  своё  тлетворное  влияние ! Особенность  СУДОСТРОЕНИЯ  изложил  П.М.Лысенков  в  первом  абзаце своей  всбудоражившей  статьи что  следует  пртнять  за  истину..А теперь  некоторые  возражения....,а что  Брянский  и  Коломенский  машиностроительные  заводы  Вы  уже  списали..,  а  что  "ДРЕВНИЕ"  заводы  судостроения Адмиралтейский  , Красное Сормово ,  Дальзавод  тоже  под  БУЛЬДОЗЕР ? Не  согласен ,господа??? & далее...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 17.05.2009, 18:06«Реанимации не подлежит» - абсолютно правильная характеристика попыток подъема осколков советского судостроительной отрасли. Понятно было бы, если бы речь шла о судостроении в той же Японии или Америке, случись там те же преобразования, которые случились в России. Там было бы чего реанимировать. А у нас … Только остались одни заявления типа «были и мы когда то рысаками». Хотя, если по правде сказать, то в тех же упомянутых странах этих «рысаков» вряд ли бы близко подпустили к торбе, не говоря об ипподроме (не примите это на свой счет рядовые винтики бывшей отрасли - вы делали все, что могли, но вами не туда рулили).  
В ответах автора на извечный вопрос русской интеллигенции «что делать?» я бы сначала поставил бы цель в совершенстве добиться выполнения первого варианта ответа, а потом (можно и параллельно), как перспектива, переход на третий вариант. И абсолютно автор прав в ответе по второму варианту - путь в никуда – со времен создания эсминца «Новик» России в судостроении, как отрасли, гордиться нечем. Но в правительстве видно думают по-другому. далее...
-0+
#Специалист, 18.05.2009, 09:05Мне кажется, что здесь попутано"теплое" с " мягким" ,
Позволю себе выссказать мнение , что судостроение и производсво оборудованиея -это две совершенно разные вещи, как раз беда наша в том, что у нас традиционно (как и вовсем " страом свете" были не верфи а именно судостроитиельные заводы ,которые помимо собственно судостроения что только не производили...а суда то строить собственно и негде , ориентирваны заводы традиционно были на " старшего брата" - тоесть на то где совсем чуть-чуть судственно судостроения и очень много насыщения.
давайте называть вещи своими именами -судостроение это никакой не "хай-тек" - это прежде всего раскрой, и резка металла, сварка и сборка секций , а для этого ни площадей ни оборудования, да собственно и структура и организация производства  совсем не под это заточена
-0+
#ПРОФИ, 18.05.2009, 12:41Да,действительно  получается  "мешанина"  КИСЛОГО  с  ПРЕСНЫМ, одним  словом  ПЛЮРАЛИЗМ!  Но  СУДОСТРОЕНИЕ  в  России было , есть , и  хотелось  бы  верить  будет!!!Живут  и  производят  корабли  и  суда  как  ЗАВОДЫ  ,так ВЕРФИ  и тут  нет  противоречий, ибо  существуют  понятия  СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ,КООПЕРАЦИЯ,ОРГАНИЗАЦИЯ,КООРДИНАЦИЯ  или  одним  словом  УПРАВЛЕНИЕ  отраслевое.межотраслевое и государственное  и  если  в  течение  20  лет  его  ,это УПРАВЛЕНИЕ  ломать  и  перекраивать  (помните, всё  началось  с ПЕРЕСТРО далее...
-0+
#alex, 18.05.2009, 13:04Полностью согласен с мнением гос. Рыбакова. Гос. вливания в отрасль только развращают и без того неэффективное производство. Руководству предприятий это тоже очень на руку. Как правило верфи являются градообразующими предприятиями. Главное вовремя напугать социальным взрывом и заказы тебе обеспечены. Вопрос насколько эффективно такое "вложение" средств.
-0+
#ПРОФИ, 18.05.2009, 14:35Господа ,РЫНОЧНИКИ  и  ТЕОРЕТИКИ  все  МЫ  сегодня  кормимся  за  счёт  эксплуатации  НАРОДНОГО  ДОСТОЯНИЯ  созданного   ПРЕДЫДУЩИМИ  поколениями  российских  людей ,а  ВДРУГ  оно  стало  принадлежать  какому - то ГОСКОМИМУЩЕСТВУ  не  за  что  не  отвечающему...Вот  тут - то и   началась  ЧЕХАРДА  ,  Отвечать  за  эффективное  использование  как  ОСНОВНЫХ  ФОНДОВ , так  и  за  загрузку  рабочих  мест  и трудящихся  стало  НЕКОМУ  ,и  народ  в  том  числе  и  руководство  далее...
-0+
#Alex, 18.05.2009, 16:39Наша проблема в том, что мы попрежнему делим весь мир на своих и чужих. Может быть лучше приложить усилия и повысить эффективность того что мы умеем делать, а все остальное приобретать у того кто это умеет делать лучше? Мы научились делать корпус. Давайте научимся его качественно отделывать до комплектного судна! А уж чьи комплектующие и оборудование при этом использовать это вопрос соотношения цены и качества. Лоббирование же национальных произодителей, делающих отечественное, ни к чему хорошему не приведет.
-0+
#ПРОФИ, 18.05.2009, 20:10НАШЕ ( кстати  и  Ваше ) судостроение  в  основном  ДИВЕРСИФИЦИРОВАНО  т.е. ВЕДУЩИЕ  заводы  ориентированы и созданы  мощности для  строительства  военных  и  гражданских  кораблей  и  судов  ,проследите  выпущенную ПРОДУКЦИЮ  Адмиралтейского,Балтийского,Северной  верфи,,Янтаря,,Севмаша,Дальзавода , и  др. -  станет  ЯСНО , что  их  надо  ЗАГРУЗИТЬ  ,а  не  бросать  на разграбление  или  в  лучшем  случае  на  старение и  банкротство.....,ВЕДЬ  ЭТО  НАШЕ  ДОСТОЯНИЕ!!!А  руководить  отраслями должны  ПРОФЕССИОНАЛЫ  ,а  не  "СБОРНЫЕ"&nb далее...
-0+
#Специалист, 18.05.2009, 20:55Для  ПРОФИ... ну загрузили.. Севмаш.. и что?
Авианосец для Индии достроить не могут, Приразломную. достроить немогут ( да они на неи почти и неработают)  с танкерами .. ... вобще молчу...
( кстати сдать первыи танкер во-время помешал заткнувшии выход из цеха и стоящии на " мели" в бассеине авионосец ( это от недогрузки мощьностеи да?)
да там вне цехов работать некому - насобирали по деревням - так те разбежались.. ..
-0+
#Сун, 19.05.2009, 06:11Cтроить суда дороже чем купить  у нас в Китае.Наш сайт:www.jnship.ru
-0+
#ПРОФИ .....СПЕЦИАЛИСТУ, 19.05.2009, 09:26Да  против  фактов  по  СЕВМАШУ  не  попрёшь!  Хорошая  иллюстрация  результата  "РЕФОРМ"  и  ухода  ГОСУДАРСТВА  от  УПРАВЛЕНИЯ  СТРАТЕГИЧЕСКИМИ  заводами...Добавлю...ВОЗОБНОВЛЕНИЕ  строительства  АПЛ  после  10 - 12  летнего  перерыва  это  тоже  весьма  печальный  факт,  но пока  не  результат, ещё  каков-то  он  будет  НЕ  ИЗВЕСТНО..  Мы  в  наше  время  так  не  строили...А теперь  ГЛАВНОЕ  " Что  делать??" Может  быть  действительно  ПОЙТИ  к  Суну  на  поклон далее...
-0+
#Специалист, 19.05.2009, 11:27Для ПРОФИ
Тлько ли СЕВМАШ? а Амурский завод? который несмог построить дорогущий " сейсмик",и провалил " немецкий" заказ на танкера -химовозы ..???, да что говрить дажетанкерок для ВМФ который мучили с начала 90-х и тот достраивали и сдавали во Владивостоке...
Да причем тут государство ?, если эти заводы НИКОГДА не стоили ничего кроме военного флота ( а если и строили , то только при наличии бездонного финансирования именно военого флота) то с чего они вдруг начнут строить? внутренняя структура ориентированная на перемалывание огромных бюджетных средств , перемалывает не подавившись и любые суммы связанные с коммерческим заказом
Но амое главное -не это - Важно просто наконец понять что судостроени это " очень просто" - втом смысле что это не "высокое искусство" а обычное производство , и нету там никаких " нанотехнологий" а есть резка, сварка и сборка , + монтаж оборудования и именно поэтому я категорически несогласен с уважаемым автором статьи ..
По повод далее...
-0+
#ПРОФИ .....Специалисту.., 19.05.2009, 13:06Что-то  не  складывается  КОНСЕНСУС  в  главном  у  нас  со Спецом...Он  очевидно  "корабел" ,а  автор  механик  широкого  профиля  (от  дизелей  до  паро-газовых  турбин и  ЯППУ)   и   полувековой  багаж...Так  что  не  ищу  НАНАТЕХНОЛОГИЙ  их  не  может  быть  там  где  "клин-гребёнка  и  кувалда",  а  вот  электронно- математический  раскрой  металла  это  всё-таки  хай-тек...Теперь  о  сохранившихся  возможностях...ПЕРВОЕ  Китай  за  три  года  получил  8 & далее...
-0+
#Специалист, 19.05.2009, 14:57Для ПРОФИ.. да ... нет не "карабел" как раз .. просто пытаюсь " зрить в корень" .. оборудование технологическое - оно сущестует -купить его ( если все еще "клин-гребенка и кувалда" ) и что? сразу Севмаш заработает как HHI,?
Строят наши заводы - строят - кто же спорит,и даже неплохого качества ,
-0+
#ПРОФИ Спецу, 19.05.2009, 17:02Да  БЫЛ  такой  завод  в  Питере  по  производству  СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ   оснастки  именовался  "Петрозавод"  в  реформы    УШЁЛ  под  БУЛЬДОЗЕР...Земля  оказалась  ДОРОЖЕ  таковы  ЗАКОНЫ  РЫНКА...Молодец ,   попытка  похвальна..Извиняй  за  МЕНТОРСКИЙ  тон на  правах  старшего..А  вот  СЕВМАШ  в  2008  приобрёл    УНИКАЛЬНЕЙШИЙ  станос  -полуавтомат  ШВЕЙЦАРСКИЙ ,  кажется  единственный  в  МИРЕ , но  для  производства   МЕХ. работ  по  СВОЕЙ  ПРОФИЛЬНОЙ  продукции...Таковы  законы  далее...
-0+
#Глазов Виктор Роанвич, 19.05.2009, 20:07фирма Аэроход
с нашим правительством лучше слинять толи Вьетнам, Китай или Эмираиы, вместе с рабочими и семьями..
Запчасти  продать очень тяжело.
А директора заводов воры, а будующем не думают.
Предприятия дожны быть или частными или государственными.
-0+
#ПРОФИ...Глазову, 19.05.2009, 21:42Простите , уважаемый  ЭТО  называется  ПАНИКА  и  КАПИТУЛЯЦИЯ  ,а  хотелось  бы  поднять  ПАТРИОТОВ, БОРЦОВ, БОЙЦОВ со  всеми   НЕГАТИВАМИ...!!!  Да  ЗАТЯНУВШИЕСЯ  РЕФОРМЫ  идущие " без  руля  и  без  ветрил "  многих  ПРОФЕССИОНАЛОВ  заставили  прекратить  СВОИ  ВОЗРАЖЕНИЯ  , НЕСОГЛАСИЯ  и  СОПРОТИВЛЕНИЯ... А  ГЛАВНОЕ  в  начале  90-х  сдались  без  БОЯ  ШТАБЫ  экономики  и  отраслей  промышленности...Ну  уж  а  всех  ДИРЕКТОРОВ  назвать  ворами,простите, язык  не  поворачивается..Скажем  мягче далее...
-0+
#Специалист, 20.05.2009, 08:49Для ПРОФИ
Честно говроря не понял .. видимо надо договориться о терминах -для начала - что под судостроением-то будем понимать? если строительство АПЛ - это одно , если строительство судов предназначенных для перевозок грузов - то другое ..
первое конечсно стоит дооже * если в перещете на тонну  веса) а вот второе гораздо больше в смысле обще-мировой емкости рынка
Есои речь идет о первом - то о чем нам тут говорить? будут деньги из  бюджета - будет и строитиельство , хоть с современым технологическим оборудованием - хоть с устаревшим, А вот если говорить о втором - то увы ..тки он самый " рынок" ему подавай конкурентоспособность ....
-0+
#Специалист, 20.05.2009, 09:20Для Глазова, так я о том же - не " очень тяжело" а по сути невозможно, а это значит что невозможно поддерживать свою продукцию, ну зачем ее тогда разрабатывать и производить?
что бы ситуацию изменить деньги вообще н нужны - все-го то нужна бумажная работа - привести в цивилизованный вид таможенное и валютное законодательство, ну и " до кучи" совсем немного поправить налоговое ( да не в части снижения налогова всего лишь в плане документов - что бы предприятиям не приходилось судиться доказывая что НДС за каждую запчасть отправленную по гарантии был подан к возмещению правомерно)
.. Что жы Вы так всех директоров -то приложили?))))
-0+
#Глазов, 20.05.2009, 09:34Специалисту
Извините, погорячился, всех нельзя. И в этих условиях можно работать, но государство считает, что мы им мешаем.
Директоров послать бы на обучение в фирму Мнев, минимальная надстройка, владелец и директор не ходит с гордым видом в окружение челяди. Посмотрите на любое полугосударственное предприятие, какие огромные накладные расходы. Сколько людей мешают работать. И конструкторов можно подготовить, т.к. я вижу сколько талантливых парней готовоых работать не только за деньги, но и за идею
-0+
#Специалист, 20.05.2009, 21:07Да ладно - чего там... но хоть что то хоть как то двигается... во наконец " как бы" освободили судостроителеи от НДС и пошлин на импортное оборудование... ну посмотрим как это будет работать на практике - ну например как они будут доказывать что нет аналогов, и что они будут делать если вдруг аналоги есть... но соят втрое дороже и срок поставки - пара лет.. ждем реакции налоговых органогв и арбитражнои практики...
-0+
#КомТех, 22.05.2009, 15:51Господа. Наше предприятие занимается разработкой и производством судовой громкоговорящей связи для судов речного флота. С удовольствием посотрудничаем и с проектирующими и с судостроительными организациями. У нас есть конструктора, у которых огромный опыт в этом направлении (Унжа, Березка, Рябина, Лиственница, Красавица). По своему разумению разработали и выпускаем аппаратуру "ОКА". А можно было бы разработать под конкретные требования. Обращайтесь.
-0+
#САМ, 25.05.2009, 08:40Кто то просил откликнуться конструкторов ???
Есть запатентованные идеи...С удовольствием выслушаю ваши предложения
-0+
#ПРОФИ Спецу и Глазову, 12.06.2009, 22:21Прозреваем ,господа-товарищи...!! Вот  именно  необходимо ЦЕНТРУ  создать  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  и  МЕХАНИЗМЫ   их  реализации  ПЛЮС  профессиональное  УПРАВЛЕНИЕ  отраслью..! А  политическое  решение  вопроса  имеется  в  форме  "МОРСКОЙ  ДОКТРИНЫ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  до  2020года"...  А  организовать  её  исполнение  и  ПРО КОНТРОЛИРОВАТЬ ,  к  великому  сожалению , НЕКОМУ!!! Вот  и  "буксуем" , " дрейфуем","реструктурируем"  ОТРАСЛЕВОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  восьмой  раз  за  время РЕФОРМ..!  ДОКОЛЕ ???  А  в  части  терминоло далее...
-0+
#ПРОФИ, 15.06.2009, 11:40Иссякли  МОГИЛЬЩИКИ  российского  судостроения  значит  ФЛОТУ- быть! , а  СУДОСТРОЕНИЮ  России - жить! Доктор  наук  ПОГОРЯЧИЛСЯ с  похоронами....Но  вот  где  бы  поскорее  найти  современного  ПЕТРА-2 ??? Вот  в  чём  вопрос ! А  хозяевам  САЙТА  и  ЖУРНАЛА  "Корабел-РУ"...маленькое  задание  ВЫЯСНИТЬ используют  ли ВАШУ  информационную  базу  и  НАШИ мысли , оценки  состояния  и  предложения  по  проблемам  отечественного  судостроения  ПРЕЗИДЕНТ  и  ПРЕМЬЕР.. Мы  ещё  повоюем , ГОСПОДА!
-0+
#SudoSbor, 18.12.2009, 16:18Здравствуйте. Я работаю на верфи уже три года и за три года не одного теплохода, одни баржи или убитые в хлам теплоходы типа Р-14 на кап. рем. подводной части, обстройки, ну и насыщение. наше только метал и доски, а все силовые и навигационые аггрегаты зарубеж. Наша страна вообще давным давно не конкурентно способна!!! И виной тому ПЕРЕСТРОЙКА!! Ельцин!!! ЕДИНАЯ РОССИЯ!!!! Обратите внимание что качают только СЫРЬЁ, а производство забросии, т.к оно не нужно США!!! наше правительство, это марианетки!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ И ВЫ ПОЙМЁТЕ!
-0+
#Simonenko, 12.05.2010, 10:52Пока единственной мерой, которой может помочь этот сайт - это оглашение "некоторых нелицеприятных" фактов. Показательный пример: Минпромторг выделяет деньги на ОКР , а в конкурсной документации впечатаны пустые тех. задания... И в то же время есть сроки и стоимость. Желающих убедиться отправляю по ссылке: http://www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=736551
Имеются 4 лота и для всех 4-х лотов имеются 4-е пустых ТЗ. Это ОКР или распил? На обращения (в том числе письменные) в Минпромторг нет НИКАКОЙ реакции...  И наши научные центры с удовольствием эти средства "освоят"...
Дело не только и столько в судостроении...
Свежие новости
Игорь Бабушкин: Текущий портфель заказов ЮЦСС - 40 млрд рублей
21:08 / судостроение