/ пресс-релизы

Путин ставит на «Севмаш»

0 522 4 мин

Аналитики скептически оценивают желание «Газпрома» строить платформы для разработки северных шельфовых месторождений. Отсутствие опыта и технологий у российских военных верфей может серьезно притормозить освоение Штокмана и Приразломного, опасаются эксперты. В правительстве считают по-другому – там обещают преференции и прямую финансовую помощь для завода «Севмаш», где уже строится платформ для арктического шельфа.

 

«Газпром» обещает начать добычу газа на Штокмановском месторождении в 2013 году на уровне 23,7 миллиарда кубометров. Сырье северного шельфа крайне необходимо монополии для выполнения экспортных контрактов в Европе, поэтому уже к 2016 году концерн будет добывать порядка 47 млрд кубометров, а к 2020 году – до 71 млрд кубометров газа в год. «Газпром» совместно с «Роснефтью» владеют также же нефтяным месторождением «Приразломное» в Баренцевом море, пуск которого неоднократно откладывался. Как ожидается, первые тонны нефти могут быть добыты здесь в 2009 – 2010 годах, всего за 25 лет «Приразломное» должно дать 74,6 млн тонн сырья – до 7 миллионов тонн в год на пике добычи.

«Газпром» сохранил за собой в собственности Штокман, но создал для работы на первой фазе проекта компанию-оператора Shtokman Development, где миноритарные доли получили французская Total и норвежская StatoilHydro. Созданная в партнерстве с  ними спецкомпания будет заниматься строительством всей инфраструктуры и получать прибыль от продажи «Газмрому» газа по специальной формуле. Несмотря на то, что Shtokman Development специально создана для решения технических вопросов работы на шельфе с использованием опыта иностранных компаний, которого нет у российских концернов, «Газпром» и «Роснефть» предпочитают строить буровые платформы на российских верфях. Одному только «Газпрому» в ближайшие 20 лет нужно 40 платформ для разработки месторождений шельфа Арктики и Дальнего Востока, для Штокмана концерну понадобится 10 морских буровых установок.

Первая из них в начале июля заложена на Выборгском судостроительном заводе в Ленинградской области, ее обещают построить к октябрю 2010 года, вторую начнут строить вслед за первой, и ее газовый монополист получит в марте 2011 года. Несмотря на то, что в начале следующего года «Газпром» обещает международный конкурс на строительство еще двух платформ, на рынке не сомневаются, что этот заказ также будет отдан одной из российских верфей. Например, государственной оборонной верфи «Севмаш», с которой предпочитает иметь дело «Роснефть» и тот же «Газпром», заказывая на северодвинском предприятии платформы для Приразломного.

Однако эксперты вполне обоснованно удивляются, для чего правительство и подконтрольный ему менеджмент государственных нефтегазовых компаний строит буровые на отечественных верфях, когда на крупнейших зарубежных предприятиях наработан огромный опыт таких работ, а значит, они могут быть проведены с гарантиями качества и в короткие сроки. К тому же изначально российские компании заявляли, что изобретать велосипед не намерены. Сейчас размещение заказов на российских верфях ставит сроки разработки отечественного арктического шельфа  под вопрос. Накануне стало известно, что запуск Приразломного месторождения на шельфе Баренцева моря, которое и должно было стать первым опытом России по добыче углеводородов на арктическом шельфе, переносится еще на год.

Аналитики инвестбанка «Уралсиб» в своем ежедневном бюллетене одну из глав даже назвали так: «Сомнительная платформа для добычи газа на шельфе». «На наш взгляд, ни правительство, ни сам «Газпром» не хотят признать, что отсутствие должного опыта в строительстве стационарных ледостойких платформ тормозит разработку шельфовых месторождений. И, по крайней мере, для первых проектов логично было бы заказать оборудование у иностранных партнеров, имеющих соответствующий опыт»,  — делится пессимизмом «Уралсиб». Но уже очевидно, что государство сделало свой выбор.

На прошлой неделе премьер Владимир Путин инспектировал процесс сооружения платформы в Северодвинске. В итоге выяснилось, что колоссальная верфь, построившая в советское время около полусотни подводных лодок, крайне нуждается в господдержке, чтобы выполнить гигантский по объему и стоимости работ заказ. Такое бывает в двух ситуациях – отсутствии платежеспособного спроса на продукцию и плохом состоянии предприятия. Но учитывая, что платформа остро нужна заказчику, остается пенять лишь на качество управления верфью, и именно это подтвердил премьер Путин. Он выразил пожелание, что экономика предприятия должна быть стабильной и добавил, что «до сих пор она такой не была».

Долги Севмаша перед государственными социальными фондами обещано реструктурировать, часть выплаты по процентным ставкам привлеченных кредитов федеральный бюджет берет на себя (на сумму 6 миллиардов рублей). Объем государственного оборонного заказа для «Севмаша» будет увеличен, а цена ряда контрактов будет пересмотрена в сторону увеличения. Правительство идет на эти преференции только ради одного – того, чтобы в самые короткие сроки построить платформу и скорее начать добычу нефти на шельфе. Путин пообещал, что государство не ограничится этими мерами и может прибегнуть и к другим механизмам поддержки «Севмаша», только бы скорее была сдана буровая. Кроме этого, накануне визита премьера в Северодвинск появилась информация о том, что верфь могут ждать и кадровые перемены.

Желание государства помочь гигантскому судостроительному предприятию, от которого зависит как национальная обороноспособность, так и жизнь Северодвинска, вполне объяснимо. Подводных лодок сейчас строится гораздо меньше, чем в советское время, поэтому нужно как-то загружать «Севмаш» заказами, и строительство платформы здесь – хороший способ дать работу тысячам северных корабелов.

Андрей Михайлов  ИА Росбалт




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Комсомольске-на-Амуре возводят памятник работникам Амурского судостроительного завода
13:06 , 07 Июня 2025 / события