реклама

Проблемы моряков ХХI века

23 6344 6 мин
Таинственное синее море, бушующие волны, путешествие, корабль, приключения, новые впечатления. Именно такие ассоциации у многих людей вызывает упоминание о профессии моряка. Да и мальчишки, насмотревшись фильмов о пиратах, сокровищах и веселой, разгульной морской жизни зачастую выбирают эту профессию, мечтая спать в кубриках, есть c камбуза и конечно, при встрече с пиратами, дать им должный отпор.
Однако, не все так романтично и привлекательно в жизни моряков. В последнее время, новостью о том, что наших моряков захватили пираты, уже никого не удивишь. И это, к сожалению, не единственная проблема. То, что пираты  - люди жестокие и опасные, ни для кого не секрет. Но когда такими же равнодушными оказываются твои работодатели, от которых ты, по идее, не должен ждать подвоха — действительно грустно и печально.

Задержка заработной платы, антисанитарные условия, отсутствие медицинской помощи и даже голод, со всем этим моряки сталкиваются сплошь и рядом. Мы поговорили на эту тему с человеком, который как ни кто другой знает о проблемах моряков 21-го века, с вице-президентом «Российского профсоюза моряков» Агеевым Александром Евгеньевичем.
 
Александр Евгеньевич, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу недобросовестных работодателей и крюинговых агентств. Почему в современном цивилизованном мире моряки сталкиваются с подобными проблемами? Как с этим бороться?
Дело в том, что российские моряки очень востребованы на флоте, а как известно, спрос рождает предложение. Если крюинговая компания сотрудничает с крупными судовладельцами, то как правило, с соблюдением трудовых прав моряка, проблем не возникает. Однако, на морском рынке существуют крюинговые агентства, у которых немного партнеров, и тогда они ищут любые судовладельческие компании. Для крупных владельцев судов забастовка на борту недопустима, т.к. они запятнают свою репутацию, а имидж фирмы ставится под сомнение. Но если у судовладельца два-три сухогруза дедвейтом пять тысяч тонн, и он работает на спотовых (разовых) перевозках, то неприятности на одном судне для него не так страшны. В дальнейшем он просто поменяет его (судна) название, флаг и будет дальше продолжать осуществлять свою деятельность.

У этой проблемы есть ещё и вторая сторона. То, что находятся моряки, которые согласны на любую работу даже в самых жутких условиях. В основном это люди, не знающие английского языка, возрастные, или же имеющие некоторые проблемы в профессиональном плане. Так что, я бы не стал винить во всем только крюинговые компании. Пока будет спрос на предложения недобросовестных агентств, будут проблемы.

Конечно, с этим нужно бороться. К сожалению, у государственных органов интерес к морской тематике снижен, и в ответ на наши обращения, зачастую, приходят только отписки. При помощи нашего профсоюза, по заявлениям пострадавших моряков или при выявлении недопустимых фактов, проводятся проверки. Я довольно часто привожу в пример опыт Дальнего Востока. При выявлении малейшего нарушения со стороны кюинговой компании, и при обращении Российского Профсоюза моряков (РПСМ), подобную контору закрывают и обязуют заплатить штраф. Меры стали жестче после того, как с 2010 по 2012 годы на судах, работающих в дальневосточном регионе, пропали без вести около 40 (!) моряков.

А как быть с пиратами? Случаи захвата судов, по-моему, участились. Предпринимаются ли какие-нибудь шаги в этом направлении?
Это одна из важнейших тем на данный момент. Международная федерация транспортников (МФТ) предложила новороссийским морякам стать участниками программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству». Главная цель программы заключается в том, чтобы обучить экипаж правильному поведению, при попадании в плен, а также оказать психологическую помощь после освобождения.

Люди, оказавшиеся в плену у пиратов, находятся в жутких условиях. Их жизни угрожает опасность и никто из представителей морских профессий не застрахован от подобных происшествий. Поэтому, лучше быть подготовленным и иметь представление о том, как правильно поступить в такой ситуации.

Моряки, побывавшие в плену у пиратов испытывают серьезный стресс, шок. Они не знают, что их ожидает, увидят ли они своих родных и близких, останутся ли живы. Естественно, справиться с подобными эмоциями самостоятельно сложно, а иногда просто невозможно. В связи с этим, я считаю, что данная программа это отличная идея, она безусловно нужна. Однако тут мы можем столкнуться с другой проблемой. Как это не печально, но в России многие придерживаются мнения, что посещать психолога - это что-то стыдное, зазорное. Но с людьми, познавшими пиратское гостеприимство работают именно профессионалы. Сложно угадать, во что может вылиться подобная травма, если вовремя не обратиться за помощью к специалисту. Есть примеры, когда после подобных случаев, люди просто переставали ходить в море из-за постоянного страха повторения ситуации.

Какие ещё проблемы актуальны сейчас для моряков помимо пиратов и плохого крюинга?
Есть еще одна важная проблема, которая наблюдается в основном на судах у частных судовладельцев, так называемое «беззаконие». Помимо работы в отвратительных условий на разваливающихся судах, судовладелец может попросту бросить экипаж вместе с судном. Например, на Черном море очень много судов типа «река-море», которые раньше ходили только по рекам. Условия труда на таких немолодых судах (возраст их зачастую около 30 лет) ужасающие. МФТ и профсоюзы моряков всех стран Черного моря ( в том числе и РПСМ) не смогли оставить незаметной эту несправедливость и организовали Черноморский комитет, для того, чтобы рассказать о возникшей проблеме всему миру. Дело в том, что беззаконие на иностранных судах в прессе освещается, в отличие от России. У нас об этом почему-то молчат. Нами была издана брошюра под названием «Черное море позора» в которой были опубликованы страшные факты, фотографии брошенных моряков и т.д.

Самое ужасное, что повлиять на нечестного судовладельца очень сложно. После того, как старенькое судно выполнило свои задачи, его судьба владельцу уже не интересна. Что уж тут говорить о судьбе экипажа. При попытке решения подобных проблем, владелец судна с легкостью готов отдать его нам. Но дело в том, что стоимость его намного меньше, чем задолженность перед экипажем.

Профсоюзы, входящие в состав комитета, разработали отличный проект, с помощью которого можно защитить моряков, работающих на судах типа «река-море». Мы предлагаем судовладельцу принять участие в социальных программах, чтобы они предоставили кадрам страховку по болезни и несчастным случаям, адекватные условия труда, стабильную выплату зарплаты. То есть мы пытаемся этих судовладельцев приблизить к стандартам международной Конвенции о труде в судоходстве.

Сейчас все ждут вступления с августа 2013 года новой Конвенции, ратифицированной Россией, которая будет регулировать судоходную деятельность в том числе.

Расскажите подробнее о значении новой конвенции. Что изменится с её появлением? 
В ней объединили конвенции, действующие ранее, которые охватывают условия жизни и труда моряков, а также многие отрасли судоходства. Помимо этого Конвенция пополнится новыми важными пунктами. Кстати, следует отметить, что в нее включили положение о регулировании крюингов и ответственности государства.

После вступления в силу Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006), мероприятия, направленные на охрану безопасности и здоровья моряков станут обязательными по закону. Существует множество мелких проблем, которые тем не менее очень важно решать, иначе они образуют одну большую проблему. Например, некоторые члены экипажа не могут списаться с судна и сойти на берег, потому что их просто некому заменить. Если это неделя или месяц, это ещё куда ни шло, но ведь иногда счет доходит до полугода, а то и до 18 месяцев!

Нам также важно, чтобы в норме поддерживалось не только физическое, но и душевное, эмоциональное состояние моряков. Это на самом деле немаловажный факт. Ведь даже такая, казалось бы, незначительная проблема, как дискриминация на судне, может сильно отразиться на психике человека, если это происходит в течение длительного срока.

Конечно, насколько эффективны будут нововведения зависит от того, как будут исполняться требования судовладельцами и как выполнение этих требований будет контролироваться. А также, насколько часто сами моряки будут соглашаться на недопустимые по закону условия работы.

В первую очередь судовладельцы должны будут озаботится процессом сертификации. Важным аспектом обеспечения соблюдения положений Конвенции ILO MLC станет выдача судну свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве ( Maritime Labour Certificate - MLC)
Свидетельство будет выдаваться по результатам инспекции, проведённой администрацией флага. Также проверка может проводится такой признанной организацией, как классификационное общество. Свидетельство прежде всего говорит о том, что судно отвечает требованиям Конвенции МОТ в рамках Декларации MLC. Выдавать их планируется сроком на 5 лет с проведением промежуточных инспекций.

Процедура сертификации согласно Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве:
1. Судовладелец делает запрос на сертификацию судна;
2. Администрация флага составляет Часть I Декларации DLMC с целью определения вопросов, подлежащих проверки; в Части II DLMC указываются меры, предпринятые для решения указанных вопросов;
3.Компания представляет на рассмотрение администрации флага Часть II DLMC;
4.Утверждена Декларация DMLC и выдаётся Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве;
5. Проведение промежуточной инспекции (между вторым и третьим годов после проведения первой инспекции (проверка Части II DLMC));
6. Новая инспекция (каждые пять лет ( проверка Части II DLMC));
7. Выдача нового морского трудового сертификата.
Временное свидетельство может быть выдано новостроям на шесть месяцев.
В том случае, если судно меняет владельца или флаг, то судну, до начала проведения новой инспекции и выпуска нового свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве, может быть выдано временное свидетельство на шесть месяцев.

Естественно, это далеко не все, что предполагает новая Конвенция. Будем надеяться на то, что это в значительной степени облегчит жизнь нашим морякам.
Беседовала Ольга Солгалова



Комментарии   23.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 23.04.2013, 01:59Не удержался чтобы не прокомментировать.
 
На мой взгляд, единственная главная цель программы ITF (МФТ) "Гуманитарный ответ морскому пиратству" - имитация бурной деятельности профсоюзов с целью получения соответствующего финансирования и без какого-то практического результата.
 
Объясню свою позицию:
1. В обязанности моряков не входит противодействие пиратам, и они не должны этим заниматься. Это дело специально обученных людей и/или подразделений, присутствие которых обеспечивает или не обеспечивает судовладелец.
2. В пакет страхования ответственности судовладельца входит ответственность перед членами экипажа, включающее медицинское обслуживание. Кстати, в трудовом контракте ITF также прописана обязательность этого страхования. Это предполагает лечение шоковых последствий и моральных травм в т.ч. квалифицированными специалистами, с возмещением расходов страховщиками.
 
3. В обязанности профсоюзов входит контроль за строгим соблюдением судовладельцами условий трудовых договоров и интересов моряков, а не подмена судовладельца в его функциях. далее...
-0+
#Ермакова Екатерина, 23.04.2013, 09:24Алексей, спасибо за интересный комментарий. Вы пишите о том, что "В обязанности моряков не входит противодействие пиратам и они не должны этим заниматься". Однако, по-моему мнению, моряков все-таки стоит подготавливать для встречи с ними. Это не значит, что в их обязанности входит защита судна от пиратов. Но они должны уметь себя защитить и знать, что нужно делать в таких ситуациях. Тут имеется ввиду противодействие в целях самозащиты. Я конечно, могу только представить, как бы я себя повела, захвати судно на котором я нахожусь, пираты. Но уж точно не способствовала разбойникам, а значит противодействовала бы, к чему и нужно подготовить моряков.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 23.04.2013, 10:23Моряки должны знать, что делать для избежания пиратской атаки.
Наиболее эффективная защита судна от непосредственной атаки, это наличие на борту небольшой вооруженной группы специалистов при следовании в опасном районе.
-0+
#Ермакова Екатерина, 23.04.2013, 10:32Тут я с вами согласна на 100%. Меня уже давно интересует вопрос о том, как осуществляется обеспечение безопасности на судах.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 23.04.2013, 18:02А вот ООН с нами не очень согласна))))
-0+
#Мореходов Александр, 06.05.2013, 07:59возмите интервью у Company Security Officer, ну например СКФ.
-0+
#Мореходов Александр, 06.05.2013, 07:58Есть альтернатива - на морском форуме была. Обложить пароход брошюрами от "борцов с пиратством". В качестве бронезащиты :)
-0+
#Мореходов Александр, 06.05.2013, 07:47Вы меня простите Ольга Петровна, мнение Ваше интересное ... чтобы в курилке поболтать. Да озвученые организации САМИ НЕ ЗНАЮТ что делать при нападении на судно пиратов!!! Чему они могут нас научить. Немного истории: при ПЕРВЫХ же нападениях на суда моряки ЗАГОВОРИЛИ о помещениях для укрытия. Понадобилось года два чтобы ЦИТАДЕЛЬ стала нормой. С оружием то же самое - про вооруженную охрану на борту моряки "трубили во весь голос" с самого начала! Кто то слушал? Тут понадобилось лет 5-6 пока дело сдвинулось с мертвой точки. Да и то - такого ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ вооруженной охране любыми методами, какое мы видим сейчас - словно охрана - это и есть пираты.
А про военных - так тут вообще смешно. При нас на падали на суда шедшие прямо в КОНВОЕ!!! Но это так, ребята просто обнаглели, да и конвой был китайский - у них вертолет не заводился.
Да вы почитайте специалиста признаного моряками, а не пиарщиками и прессой: http://www.odin.tc/newsru/ - многое прояснится.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 23.04.2013, 02:11Хотелось бы уточнить, что конкретно автор имела в виду под "веселой и разгульной морской жизнью"?
Просто для сведения. Сейчас столько всего нового, может я что-то упустил...
-0+
#Ермакова Екатерина, 23.04.2013, 09:31Алексей, отвечаю на Ваш вопрос. Под веселой и разгульной морской жизнью я подразумевала именно веселую и разгульную морскую жизнь (простите за тавтологию), в прямом смысле слова. Потому что именно такой образ жизни зачастую показывают в фильмах. Тут уж вопросы не ко мне, а к режиссерам, почему у них сложилось такое мнение, я не знаю. Собственно я так и написала "...мальчишки насмотревшись фильмов...о разгульной и веселой морской жизни".
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 23.04.2013, 11:28Уважаемая Ольга Петровна!
Так я ведь про нее и спрашиваю )))))))
-0+
#S.V.V., 23.04.2013, 14:24Я могу ответить! Да, Вы кое что упустили! Там от точки до точки прелюдия вступления про мальчишескую романтику из фильмов, искусство которых, помогло нам выбрать морскую профессию. Мы, многие из тех, кто со школьной скамьи связал свою судьбу с морем и другой профессии не знаем. Не только страны стали романтикой, а это суда, их разновидность по типу, дизайн, условия, грузоподъёмность, грузоперевозки, морские будни жизни и множество другого изливают романтику, прогресс в судоходстве! Я понял так, что “веселая”-значит веселая, не удрученная жизнь,” разгульная”-наверно просто просторная, как морская душа, так океаны и моря. Наверно тоже из тех же романтических фильмов-С весельем и отвагой, Попутного ветра Синяя птица, Пираты ХХ века, Жди меня, Асоль, Кольцо из Амстердама и песни про моряков “нам жить и строить помогают” Синяя вечность, Синее море, Сердце морское, Море не кончается нигде, Мой адрес – море, Лейся песня на просторе. Можно и без романтики представить на свой лад, что не без эт далее...
-0+
#krabat, 23.04.2013, 20:40Отвечаю как действующий судомех на статью и откоментировавшим.., у расеянских моряков с ITF никаких проблем нет(ITF наши проблемы решает, кроме папуасско-банановых стран, к коим и наше Расеянство относится, но в таких странах вы можете хоть весь состав ООН, всемирный спецназ и общемировой суд подключить, а дело и на миллимерт не сдвинется с места без бакшиша), к нашим клоунским профобщинам отношения не имеем.., к круингам особых претензий нет, тем паче что многие уже давно на прямую работают(в любом случае зарплаты явно выше расеянских) в пиратоопасных районах у приличных судовладельцев вооружённая охрана на борту, мораль нет охраны списывайся перед Аденским не будь лохом, здоровье дороже.., реальной проблемой для наших моряков является наше чиновничество от морской индустрии вместе с правительством(реальные гоблины), а также практическое отсутствие флота(скелет металлолома есть, а пароходов нет, как яркий пример ММП, да и СовКовыйФлот не является нашим) и судостроение(китайцы по качес далее...
-0+
#проф, 25.04.2013, 21:03Касательно защиты моряков от пиратов... вот что могла бы сделать профсоюзная организация - это не на судовладельцев наезжать вынести на правительственный  вопроса сугубо уголовно- бухгалтерского - а именно обеспечение ЛЕГАЛЬНОЙ возможности ( без риска сесть в тюрьму) судовладельцу заплатить пиратам выкуп за моряков.... .
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 26.04.2013, 01:51Тем более, что, скажем, по английскому законодательству такая возможность присутствует и выплата выкупа покрывается страховщиками. Это к вопросу - какой флаг удобнее российскому судовладельцу )))
 
А при отработанной схеме страхования ответственности судовладельца перед экипажем (на чем должен настаивать профсоюз), нет необходимости в надуманных программах. Каждого моряка обслужат в его стране специалисты, расходы на которых покроют страховщики.
Не тем ITF занимается!
-0+
#oleg, 25.04.2013, 22:17Особенно развеселили фразы :"Есть с камбуза и спать в кубриках".  Если вы будете есть с камбуза и спать в кубриках, вам никакие пираты н страшны, уверяю.
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 26.04.2013, 01:06Небольшое уточнение. Никакие пираты не страшны, если вы ночью едите с камбуза жареную картошку с большой сковородки в кубрике на 16 человек )))
-0+
#проф, 26.04.2013, 20:44уточнение - на уточнение - кубрик на 9 человек - вполне достаточен да и вечерний чай таки не в кубрике  в столовой))) ну уже  на тех кораблях которые в середине 70-х сдавались... ( все таки бочковые это  уже в прошлом)
Но что да то да... пираты точно не страшны))))
Кстати подумалось... почему бы не  заработать на этом? ну вот на вылавливании пиратов и требовании от их организаторов выкупа?..ну а как альтернатива- .. ну антенны не чуть не хуже рей.. да и узлы я думаю вязать не разучились..... ну и на органы же можно разбирать...
и тренировка и польза и глядишь доход бюджету...
я не кровожаден - и вообще по натуре гуманист - я просто з целесообразность во всем... - и вот это уже о профсоюзной деятельности... и ее роли в защите моряков от реальных напастей
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 26.04.2013, 21:25И что Вас останавливает? )))
-0+
#проф, 27.04.2013, 21:22Да староват уже .. но..  если найдется хорошая компания... ну и профсоюзы подсобят - ну с методическими пособиями...то....)))
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 28.04.2013, 21:28Вот уж чего-чего, а "методистов" с пособиями хватает)))
Тем, о чем Вы сказали, энергично и эффективно начала заниматься Морская Полиция Пунтленда. К сожалению, под давлением "методистов" ООН эта структура прошлым летом расформирована.А была бы хорошая компания )))
-0+
#Мореходов Александр, 06.05.2013, 07:56Читаем, читаем Войтенко -  и делаем выводы: http://www.odin.tc/articles/itfnigeria.htm
-0+
#Мореходов Александр, 06.05.2013, 08:10По теме: бла-бла-бла. Выполняйся все ДОГОВОРА и ЗАКОНЫ - и профсоюзу бороться не за что. Почитаем внимательно - что же за "борьбу" ведет наша организация?:
"Профсоюзы, входящие в состав комитета, разработали отличный проект, с помощью которого можно защитить моряков, работающих на судах типа «река-море». Мы предлагаем судовладельцу принять участие в социальных программах, чтобы они предоставили кадрам страховку по болезни и несчастным случаям, адекватные условия труда, стабильную выплату зарплаты. То есть мы пытаемся этих судовладельцев приблизить к стандартам международной Конвенции о труде в судоходстве."
 
Это что - ШУТКА?  
"Проект" который "предлагает" судовладельцам то, на что они собственно "плюют с высокой колокольни"!
Не лучше поискать ответы на вопросы:
Почему Регистр принимает (сертифицирует) откровенный металлолом, завышает мореходность, идет на всякие поправки-уступки???
Почему Портконтроль потом ВЫПУСКАЕТ этот металлолом в море? далее...
Свежие новости
Корабелка идет на верфи и заводы
20:21 , 19 Апреля 2024 / образование