Попов отметил, что накануне члены комиссии СовФеда посетили оборонные предприятия Северодвинска и пришли к выводу, что отечественная судостроительная и судоремонтная промышленность «сильно отстает от западных коллег, в частности, от современных требований по производительности, надежности, по способности функционировать в современной информационной среде». Но наиболее серьезную проблему для оборонки, по мнению Попова, составляет отсутствие кадрового потенциала.
Кроме того, на заседании обсуждались проблемы реализации указа президента об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация». Выступающие обратили внимание на то, что законодательная и нормативно-правовая базы сдерживают решение задач по развитию и модернизации отрасли.
«Государством поставлена задача – возродить и сделать конкурентоспособным наше судостроение и судоремонт, — сказал председатель комиссии. — Не скрою, что в результате работы нашей комиссии мы пришли к выводу, что главные причины нынешнего состояния отрасли лежат в области налоговой и таможенной политики, а также в состоянии наших основных фондов и технологий. Это те направления, в которых государство должно предпринять экстренные усилия, чтобы решить задачи, поставленные в морской доктрине. Нам нужно решительно откорректировать налоговую и таможенную политику в отношении отечественных предприятий».
Отметим, впервые об идее создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) стало известно в конце 2006 года. Это одна из ряда новообразованных госкорпораций, призванных стимулировать развитие различных отраслей промышленности. Задача ОСК — стимулировать развитие гражданского судостроения.
Предполагается, что корпорация будет разделена на три субхолдинга по географическому принципу: «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток). По президентскому указу в нее должны войти все государственные судостроительные активы — ФГУПы после акционирования и госпакеты крупных частных судостроительных предприятий.