Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Подводные лодки проекта 940 "Ленок"

Проекты: 1837, 940
- A + КомментарииПрочитано 8931 раз   |
Если говорить о спасательных подводных лодках, то нельзя не вспомнить о первой подводной лодке оснащённой обитаемыми управляемыми подводными аппаратами - подводной лодке проекта 940 шифр "Ленок"
Успешные испытания спасательной подлодки проекта 666 подтвердили эффективность целого ряда установленных на ней устройств для спасения экипажа и позволили рекомендовать их к внедрению на новых спасательных субмаринах.

В 1967 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление, предусматривающее строительство спасательной подводной лодки, оснащенной двумя спасательными аппаратами.

Благодаря ранее полученному опыту, ЦКБ "Лазурит" миновало эскизную стадию и разработало технический проект, а к 1972 году — рабочие чертежи новой спасательной субмарины проекта 940 с шифром "Ленок".

В феврале 1974 года на стапеле судостроительного завода имени Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в торжественной обстановке произошла закладка новой субмарины под наименованием БС-486. Уже через год, в сентябре 1975 года, головную подлодку переместили из стапельного цеха в спусковой док предприятия, после чего произошел ее спуск на воду.

БС-486 имела на своем борту два спасательных аппарата проекта 1837 и выглядела для своего времени довольно футуристично. Проект 940 являлся принципиально новым типом корабля в системе поисково-спасательных и подводных работ.
 
Подводная лодка проекта 940 "Ленок" / Виталий Костриченко

После того как все заводские и государственные испытания были пройдены, руководства Военно-морского флота и промышленности приняли совместное решение о передаче подлодки флоту в опытную эксплуатацию, которая должна была проводиться по специальной программе на Тихоокеанском флоте, при участии завода и проектанта.
Во время испытаний была опробована отработка методов использования спасательных аппаратов и водолазного оборудования при спасении экипажей аварийных субмарин.

Спасение экипажей аварийных субмарин могло происходить двумя способами: "по-мокрому" и "по-сухому". "Сухой" способ заключался в использовании двух глубоководных спасательных аппаратов, которые могли на глубинах до 500 метров совершать пристыковку к терпящей бедствие подводной лодке. "По-мокрому" использовался водолазный комплекс, работа которого могла вестись на глубинах до 120 метров.
 
Подводная лодка проекта 940 "Ленок" снятая с американского разведывательного самолёта / ВМС США

За время всей опытной эксплуатации было выполнено около 50 всплытий и посадок спасательных аппаратов, около 1000 спусков водолазов на глубины до 200 метров, а также успешно проведена операция по групповому выводу людей (24 человека) с помощью спасательного аппарата.

Комиссия сделала вывод, что новая субмарина, имеющая на вооружении два спасательных аппарата, является новейшим типом корабля в системе аварийно-спасательного обеспечения ВМФ, созданным впервые в практике мирового кораблестроения.

Первый и единственный случай применения спасательной субмарины по прямому назначению произошел 21 октября 1981 года, когда рефрижераторное судно, выходя из пролива Босфор-Восточный, столкнулось с дизельной подводной лодкой С-178 (проект 613В). Подлодка получила пробоину и затонула на глубине 31 метр.
В тот момент субмарина находилась в ремонте на Дальзаводе, но ее экстренно подготовили к выходу, и уже через двое суток она была на месте аварии.

16 подводников с аварийной субмарины выбрались через торпедные аппараты, из них шестеро самых слабых были переведены в спасательную подлодку. И именно у них, в отличие от остальных, не возникло декомпрессионной болезни.
 
Глубоководные аппараты проекта 1837 / Виталий Костриченко

Были и другие случаи применения субмарины, но они не были связаны с авариями на подводных лодках. Так, осенью 1977 года "Ленок" использовалась для поиска торпеды нового образца, затонувшей после стрельбы с другой подводной лодки. На следующий год БС-486 проводила операцию по поиску упавшего с крейсера проекта 68-бис "Адмирал Сенявин" вертолета и участвовала в подъеме затонувшей около Камчатки баллистической ракеты.
 
БС-486 участвует в подъеме вертолёта, упавшего с борта крейсера "Адмирал Сенявин". 1978 год. / ВМФ СССР


В 1980 году субмарина БС-486 проводила операцию по поиску самолета Як-38, который затонул в Южно-Китайском море при выполнении короткого взлета с авианесущего крейсера "Минск".

В 1983 году БС-486 участвовала в операции по подъему черных ящиков сбитого над Сахалином "Боинга-747" южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines.

Всего по проекту 949 было построено две субмарины: БС-486 (заложена в 1974-м, передана флоту в 1976-м) для Тихоокеанского флота и БС-257 (заложена в 1978-м, передана флоту в 1979-м) для Северного флота. В 1990-х обе подводные лодки были выведены из состава флота — БС-486 в 1992 году, БС-257 в 1996 году, а затем разделаны на металлолом. Часть рубки БС-257 впоследствии была установлена в качестве памятника в городе Рязань.
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Mamkin Vladimir, 03.11.2017, 00:22Меня всегда занимает вопрос.подлодку что строили в Рязани? у нас в Северодвинске где строятся подлодки до сих пор нет никакого памятника,а там где нет никаких морей и заводов стоят памятники подлодкам,весьма странно.