От главного редактора блог Николая Ивакина |
Строго говоря, в этом нет ничего сенсационного – о необходимости обновления флота говорится давно и справедливо, сумма контракта тоже вовсе не заоблачная – всего по 12 с копейками миллионов долларов США за единицу. Да и сроки вполне по силам – по 2 теплохода в месяц, ведь "Красное Сормово" давно показало, что по судну в месяц строить можно, а это половина контракта. При этом есть "Окская судоверфь" и Невский ССЗ, имеющие опыт серийного строительства таких же или аналогичных судов, а кроме них еще достаточно верфей, способных принять участие в этих работах. Правда, настораживает тот факт, что кроме "Красного Сормова" ни один из этих заводов в структуру ОСК не входит, а верфи, входящие в корпорацию и до сего времени занятые военным кораблестроением, по таким смешным ценам работать вряд ли смогут.
Но самое главное, на мой взгляд, не в этом. Дело в том, что опыт управления строительством судов у ОСК не просто отсутствует, а имеет явно негативную историю: достаточно посмотреть на реализацию широко разрекламированного проекта создания речного круизного судна PV300VD на астраханском "Лотосе".
Конечно, строительство достаточно крупной серии судов по одному контракту должно быть привлекательным не только с организационной, но и с финансовой точки зрения, ведь помимо одинаковых систершипов можно получить еще и приличные скидки при заказе оборудования крупным пакетом. Но и риски при такой организации тоже велики – при ошибках в управлении проектом хаос возникнет сразу во всей цепочке участников. А уж ошибки в корпорации делать умеют!
Строго говоря, как в разговоре с нашим молодым корреспондентом как-то объяснял В.Л. Александров, построить судно несложно. Надо взять техническую документацию на него, разобрать ход его создания на события, создать план закупок, конструкцию разобрать на узлы и секции, их, в свою очередь, на детали. Потом расписать технологию создания деталей и сборки их в более крупные единицы. После этого расставить все события в правильном порядке, подобрать кадры и приступить к работе. При хорошей проработке судно будет построено качественно и в срок. Сложность заключается только в том, что все это сделать надо правильно, так как ошибка на любом этапе чревата серьезными последствиями на следующих этапах, вплоть до полного провала проекта. И на любой мало-мальски приличной верфи правильностью этого цикла занимаются службы главного инженера. Именно конструкторы разбивают конструкцию на секции, узлы и детали, диктуют, что надо закупать. Технологи предписывают, как это сделать и когда нужны те или иные поставки комплектующих, сколько и каких специалистов надо иметь на том или ином этапе работ, когда и каких надо привлекать контрагентов. Более того, на каждой верфи есть свои тонкости – надо учитывать возможности кранового хозяйства, габариты пролетов и проездов, в конце концов наработанный опыт и практику предыдущих лет. Кто будет заниматься всем этим в ОСК, совершенно непонятно, да и задумываются ли они об этом?
А ведь если пустить все на самотек и предоставить каждому функциональному подразделению свободу, то, даже не беря в расчет "шкурных" интересов, обязательно возникнет неразбериха. Закупки будут осуществляться так и тогда, как и когда выгоднее и легче управляющему закупками, платежи будут осуществляться тогда, когда это будет удобнее финансовым службам, производство будет делать то, что удобнее ему в данный момент. А в конце получится неизвестно что. Помните, у Аркадия Райкина была сценка, где он выяснял, кто же ему сшил костюм? Ни к рукавам, ни к пуговицам, ни к подкладке претензий не было, а вот "кто вместо рукавов штанины пришпандорил" выяснить ему так и не удалось.
Объяснять все это корабелам не надо – те, кто строил корабли и суда, все понимают. А вот нынешним эффективным управленцам надо. Но не уверен, что поймут.
С уважением, Николай Ивакин, главный редактор
Подписывайтесь на наш официальный телеграм - канал https://t.me/korabel_news
И не забывайте про телеграм - канал всех КОРАБЕЛОВъ https://t.me/Vika_korabel_ru
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|