Принято считать, что состояние экономики обуславливает состояние и развитие правовой системы, однако как быть, если экономика одной страны, одного морского региона начинает регулироваться по законам другой страны?
18 марта 2014 года в Кремле был подписан международный договор о присоединении Крыма, ранее входящего в состав Украины к территории Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».
Подписание договора означает, что законодательство Российской Федерации, в том числе в области морского и внутреннего водного транспорта действует на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. При этом до 1 января 2015 года действует переходный период в течение, которого сохраняют свое действие региональные нормативные правовые акты, действовавшие на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя (если по этим вопросам не будет принято правового акта Российской Федерации или субъекта федерации), а так же урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Необходимо отметить, что перед судовладельцами, зарегистрированными в присоединившихся территориях в том или ином виде потребуется решать вопросы: подтверждения статуса юридического лица, управления безопасностью мореплавания, регистрации, классификации флота, а так же лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов. Все эти условия ведения бизнеса потребуется выполнить, но теперь уже по Российским законам. В федеральном конституционном законе так же указано, что Крымские и Севастопольские государственные учреждения, местные учреждения и организации, в том числе соответственно подразделения государственной инспекции Украины на морском и речном транспорте, администрации морских портов и другие отраслевые учреждения осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается документов, выданных государственными и региональными органами Украины, в том числе документы подтверждающие права владения, пользования, распоряжения судами, ведения деятельности в области морского и речного транспорта, то такие документы продолжают действовать без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, субъекта федерации. Изложенное не касается только лицензий на осуществление банковской деятельности. Банковские операции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации банками России и в порядке исключения до 1 января 2015 года банками, имеющими лицензию Национального банка Украины. Украинские банки могут получить лицензию Банка России в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. В контексте вопроса ведения банковской деятельности следует отметить вопрос который Украинским судовладельцам потребуется, решить уже сейчас не дожидаясь урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это вопрос требования досрочного погашения ипотечных кредитов, так как в связи с изменением степени риска некоторые Украинские банки прекращают деятельность в Крыму. Следует отметить, что такой подход не является справедливым и обоснованным по праву, так как никакого нарушения со стороны заёмщика или обстоятельств непреодолимой силы в данном случае нет. Какого либо ярко выраженного ограничения со стороны Российский властей тоже нет. Наиболее вероятно, что вопрос будет решаться с помощь ресурсов крупных Российских государственных банков.
Таким образом, можно сказать, что присоединение новых субъектов к Российской Федерации с точки зрения права произведено гармонично – никакие ранее действующие документы не отменяются одномоментно, предусматривается переходные период и время для интеграции новых субъектов. Более точно о тех конкретных процедурах, которые Украинским судовладельцам потребуется выполнить можно будет сказать после появления соответствующих законодательных актов, урегулирующих правовой режим Украинского гражданского флота и судовладельцев.
В настоящий момент Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» оказывает юридическую помощь компаниям зарегистрированными в Крыму и городе федерального значения Севастополь в части разъяснения положений российского морского и внутреннего водного права. Все консультации осуществляются на общественных началах.
Управляющий партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»
О том, как сейчас обстоят дела с процедурой оформления пассажирского и маломерного флота Крыма под контролирующие органы России, в том числе смены флага, оформления регистровых документов и замены документов плавсостава - "Корабел.ру" расскажет в ближайшее время.