Сегодня лишь примерно четверть всего потребляемого в мире газа доставляется потребителям в сжиженном виде. Технология переработки сжиженного газа и его транспортировка на специальных танкерах достаточно сложны – следовательно, дорогостоящи. Но рост мировых цен на газ и технологический прорыв, осуществляемый сейчас концерном Linde, штаб-квартира которого находится в немецком городе Висбадене, делают этот вид производства и доставки более рентабельным и общедоступным. Спрос на сжиженный газ постоянно растет, а его продажа увеличивается ежегодно в среднем на семь процентов.
Технологический прорыв
В конце августа в Норвегии был осуществлен пробный пуск первого в Европе комплекса по производству сжиженного газа. Он расположен на острове Мелкоя, расположенным в шестистах километрах за Полярным кругом. Во время Второй мировой войны на этом острове, протяженность которого составляет всего два километра, располагался небольшой немецкий гарнизон. Он должен был следить за продвижением советских и британских конвоев в Баренцевом море. Теперь здесь находится гигантский технологический комплекс для переработки газа, добываемого со дна Баренцева моря.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Штаб-квартира компании Linde AG в Висбадене
Сам концерн Linde осваивает 800 миллионов евро. А главным инвестором проекта, который обойдется в несколько миллиардов евро, является норвежский энергетический концерн Statoil. Что касается технической стороны проекта, то он является поистине интернациональным детищем: эксплуатационный агрегат, например, собирали в испанском городе Кадис, а так называемый "coldbox" ("морозильный бокс"), в котором природный газ будет охлаждаться до температуры минус 163 градуса и переходить в сжиженное состояние, изготовляли в бельгийском Антверпене.
Пока Европа не относится к крупным экспортерам сжиженного газа. Его производят и продают, в первую очередь, Алжир, Индонезия, Малайзия, с недавнего времени – также Катар. Однако для того, чтобы лучше освоить богатейшие залежи природного газа, находящиеся под дном Баренцева моря, норвежцы решили, не считаясь с затратами, развивать и эту технологическую сферу.
Холода – не помеха
Условия, в которых это приходится делать, очень трудные. Сильные морозы (до минус тридцати в зимние месяцы), полярная ночь, частые арктические ветры, удаленность от крупных населенных пунктов, - все это усложнило реализацию проекта, сметная стоимость которого уже превышена на миллиард евро. Кроме того, норвежские власти поставили очень жесткие экологические требования, соблюдение которых удорожает строительство примерно на треть.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Буровая вышка фирмы Statoil в Северном море
Тем не менее, концерн Statoil, который имеет право в течение тридцати лет эксплуатировать это газовое месторождение (после чего оно отойдет государству), уверен: выгода от добычи, переработки и транспортировки сжиженного газа в результате намного перекроет расходы. В будущем около четырех с половиной миллионов тонн сжиженного газа будет доставляться ежегодно из этих полярных широт специальными танкерами в США, Испанию и Францию. Это по сегодняшним ценам полтора миллиарда евро.
Россия проявляет интерес
Для Linde, одной из ведущих инжениринговых компаний в мире, годовой оборот которой составляет более 9 миллиардов евро, комплекс на острове Мелкоя – пилотный проект. Потенциальных клиентов больше, чем достаточно. Причем интерес вызывает не только, так сказать, конечный продукт, но и сам комплекс по переработке сжиженного газа. Добыча и транспортирвка сжиженного газа производятся под водой, без использования надводных конструкций. Управление всем процессом осуществляется автоматически.
Сюда приезжало уже несколько российских делегаций. Их интерес не случаен: совсем недалеко находятся российские месторождения природного газа. Запасы так называемого Штокмановского газового поля (одного из крупнейших в мире) оцениваются более чем в три триллиона кубических метров. Но России еще предстоит серьезно взяться за разработку этого поля.
Технология, связанная с транспортировкой сжиженного газа, безусловно, здесь очень привлекательна. Ведь в этом случае фирмы и страны, эксплуатирующие месторождения, не зависимы от того, как и где проходит газопровод, от платы за транзит и от политической нестабильности в транзитных странах.
Ефим Шуман