реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Немного размышлений о заказах для атомного подводного флота по новой ГПВ

Как известно, ныне действующая государственная программа вооружений (ГПВ), рассчитанная на 2011-2020 годы, постепенно подходит к своему завершению, и сейчас полным ходом готовится новая, рассчитанная на срок с 2018 до 2025 года. К глубокому сожалению, в нашей стране начался серьезный социально-экономический кризис, серьезно обостренный и катализированный украинским кризисом в 2014 году. Из-за этого Министерству обороны придется серьезно уменьшить свои траты, которые по последним данным составят примерно 18 триллионов рублей вместо первоначально планировавшихся 25.
Атомная подводная лодка "Северодвинск" / Корабел.ру

По действующей ГПВ именно ВМФ получил самую большую долю средств. К сожалению, из-за ряда ошибок и иных факторов эффективность использования этих средств оказалась очень далека от идеальной, в первую очередь для надводного флота. Преимущественно из-за этих причин было решено, что приоритет номер один по ресурсам в новой программе достанется сухопутным войскам. На основе всего этого представляется, что флот в ближайшие годы явно не будет наделен большим объемом финансов. Хотя с учетом его состояния средства ему нужны как никогда.

В рамках ГПВ 2011-2020, пусть и с массой оговорок и нюансов, но так или иначе удалось добиться коренного перелома состояния сухопутных сил и ВКС. Но к сожалению, аналогичного перелома в ВМФ не произошло, и в оставшиеся 3,5 года объективно этого не случится. В первую очередь, провисает его оснащенность новым вооружением. Основу флота, как и в начале этого десятилетия, составляют корабли 80-90-х годов постройки,с тех пор не проходившие серьезной модернизации.

Представляется, что качественный перелом возможностей ВМФ начнет проявляться в начале следующего десятилетия. Этот переход на новую ступень можно бы было сделать еще более основательным, но очень слабая экономика диктует свои правила. Хочется того или нет, а экономить с учетом обозначенного выше придется, в том числе и подводному флоту. Поэтому ему скорее всего придется сократить ряд статей своих расходов для максимальной консолидации и экономии выделяемых ему ресурсов.
 
Подводная лодка "Юрий Долгорукий" / Корабел.ру


Как сэкономить?

Неплохо сэкономить можно, например, списанием ряда старых подлодок. В самую первую очередь это касается трех тихоокенаских кораблей проекта 667БДР, сданных 1980 и в 1982 годах, которые уже вплотную приближаются предельному сроку службы - сорока годам. Это же относится и к трем оставшимся в составе Северного флота кораблям проекта 671РТМК. Хотя они и не такие старые, как "Кальмары", но за годы своей службы ни разу не проходили мало-мальски серьезной модернизации и на сегодняшний день уже морально и физически устарели.

Также представляется вполне допустимым и начало списания РПКСН проекта 667БДРМ. Плюс к этому возможен отказ от третьего среднего ремонта для двух последних кораблей серии - "Карелии" и "Новомосковска" (должны прибыть на него в 2020 и 2022-м годах соответственно). Тем более, что первые два корабля серии в сроках новой ГПВ и так подойдут к предельному сроку службы в 40 лет. Критичным это для флота не станет, поскольку что "Кальмарам", что "Дельфинам" есть непосредственная замена в виде проекта 955, который уже прошел все этапы испытаний, присущие новым кораблям, и несет полноценные боевые службы.

Разумным представляется и списание ПЛ специального назначения - "Дмитрий Донской" и БС-129 "Оренбург", -которым в 2021-м году также исполняется по 40 лет.

Вторым вариантом экономии является отказ от планов дальнейшей модернизации ПЛА третьего поколения, и ограничение оных только тем, что запланировано сейчас. А именно - две ПЛА проекта 949АМ для ТОФ и три ПЛА проекта 971М (две на СФ, одна на ТОФ). Также с учетом всех факторов вполне допустимо отказаться от модернизации ПЛА проекта 945, работы по которым были заморожены вскоре после начала экономического кризиса, так и не выйдя из стадии дефектации.

К сожалению, работы по модернизации третьего поколения у нас были развернуты слишком поздно. По сути начинать их надо было хотя бы во второй половине нулевых, но уж никак не в середине текущего десятилетия. Не вдаваясь в детали модернизации кораблей, стоит сказать, что она является очень глубокой, вплоть до определенных изменений общего расположения кораблей, не говоря уже обо всем остальном. Представляется, что с учетом всех факторов и сложностей, связанных с ремонтом этих кораблей, аппетиты нужно было умерить. Да, корабли по своим возможностям получились бы скромнее, но они хотя бы были. А сейчас ни одна из шести находящихся на модернизации ПЛ третьего поколения не сдана, хотя работы на них начались еще с 2011 года. И представляется, что до 2020 года будет сдано максимум две из них...

Плюс ко всему, наши потенциальные противники уже разворачивают постройку ПЛА пятого поколения, а четвертое у них уже становится по настоящему массовым. В ближайшие 4-5 лет число многоцелевых ПЛА четвертого поколения превысит аналогичную цифру их предшественников третьего, за исключением только французов.

Да и сами корабли уже далеко не молоды - всем им, кроме Гепарда, сданного в 2001 году, уже пошел третий десяток лет. Уже, откровенно говоря, слишком поздно серьезно вкладываться в третье поколение ПЛА, да еще и с финансовыми сложностями.

Оставшиеся ПЛА третьего поколения можно эксплуатировать, пока позволяет их ресурс, то есть еще достаточно долго. Представляется, что начало их массового списания вряд ли произойдет раньше второй половины 2020-х годов, за исключением отдельных лодок, числящихся в составе ВМФ лишь формально (например, "Кашалот").
 
Закладка АПЛ "Князь Пожарский" / Корабел.ру


И что заказать?

Логично было бы основной приоритет в заказе атомных подводных лодок в рамках ГПВ 2018-2025 сосредоточить на многоцелевых ПЛА. А тут ничего другого, кроме проекта 885М, у нас нет, ибо проект многоцелевой ПЛА пятого поколения достигнет готовности, позволяющей развернуть его постройку, лишь ближе к концу новой ГПВ. Да и по ряду официальных сообщений (и не только их), "Ясень" получился хоть и не идеальным, но весьма удачным и совершенным кораблем, выведя нас по определяющим для ПЛ параметрам далеко вперед. Судя по тем же официальным сообщениям, он вполне устраивает ВМФ.

Стоит добавить, что к 2023-24 годам ВМФ получит только семь 885-х. При том, что в составе ВМФ сейчас насчитывается 23-24 многоцелевых ПЛ других проектов, которым требуется замена. Думаю, не стоит и говорить, что этого мало и увеличение серии "Ясеней" напрашивается само собой. Тем более, что семь кораблей не окажут серьезного влияния на двух своих основных ТВД.

В 2014 году Юрий Борисов обещал, что общая численность 885-х составит 16 единиц. Напомним, что флот получил головной "Ясень" и заказал еще шесть "Ясеней-М", являющихся серьезно улучшенным вариантом простого "Ясеня". Однако сейчас, с учетом экономических трудностей и обозначающихся перспектив с договором об СНВ, вопрос о том закажут ли, является очень серьезным. Но так или иначе, заказ на какое-то число 885-х в новой ГПВ представляется очень вероятным.

Куда менее вероятен заказ на новые корабли проекта 955. К тому же в 2023-24 годах флот получит группировку из восьми "Бореев", что и так почти в соотношении 1 к 1 меняет имеющиеся на начало этого десятилетия РПКСН (6 - 667БДРМ, 3 - 667БДР), не говоря уже о радикально разном техническом уровне кораблей. Однако обозначающаяся напряженность вокруг договора об СНВ и возможные последствия его расторжения теоретически могут и поменять планы. Тем более, что морской компонент ядерной триады является самым надежным.

Отдельной строкой значатся ПЛ специального назначения, коих, по последним данным, планируется построить четыре единицы - 09851, 09852, 09853, 09854. Первая из них уже близка к завершению. Информация о двух последних уже понемногу появляется в сети, правда пока без деталей относительно того, что они будут из себя представлять. С учетом возникающих сложностей, возможно стоило бы и подумать над смыслом строительства последней пары кораблей. Или хотя бы отложить их постройку на более благоприятное время. Ибо все они не серийные, строящиеся по разным проектам, что обуславливает их очень высокую, а то и огромную стоимость. Как уже говорилось, сейчас деньги считать придется.

Ну и конечно же, обязательной статьей расходов в новой программе будет являться продолжение строительства ныне заложенных единиц, поскольку пик их сдачи придется на первую половину следующего десятилетия.
 
Олег Кулешов



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
ФГУП "Росморпорт" представило проекты цифровизации морской отрасли
19:25 / судоходство