реклама
Эксклюзив
Эксклюзив
В этом разделе будет публиковаться эксклюзивная информация по текущим событиям, предоставленная "Корабел.ру" специалистами и экспертами отрасли

Некоторые особенности проектирования малых рыболовных судов

2 358 2 мин
Мы совершенно справедливо гордимся крупными траулерами-процессорами, насыщенными сложным специализированным оборудованием и рыбоперерабатывающими фабриками. В данной статье я хотел бы поделиться некоторым опытом и сложностями возникающими в сегменте малых рыболовных судов.

Промысловая тематика SeaTech началась в конце 90-х годов работой с норвежскими и польскими корабелами. Используясь САПР "К3-ship" и "Sea Solution", КБ разрабатывало рабочую и плазовою документацию на строительство рыболовных судов. Работа над РКД предполагает получение значительного объема технической информации, позволяет изучить и понять особенности проектирования рыболовных судов за рубежом. На базе полученных знаний спроектирован малый рефрижераторный траулер "Вымпел" (проект Т30В, Верфи братьев Нобель) и эскизный проект траулера Т40В (ПДСП ООО "Адомат", строится). 

Малотоннажный траулер Т30 "Вымпел" / Фото:
Малотоннажный траулер Т30 "Вымпел" / Фото: "Adria Winch", d.o.o.

Анализ запросов с сайта www.seatech.ru показывает, что постоянным спросом пользуется проект MRT19 – малого рыболовного траулера для прибрежного лова. Проект MRT19 – это результат развития построенного в 2001 траулера MPT-K на АО "Чкаловская судоверфь" (Нижегородская область).

 

MPT-K – это 15-ти метровое судно с классом РМРССудно задумалось как альтернатива малым промысловым ботам типа БМП (бот малый промысловый). За рубежом подобные малые суда имеют упрощенную сертификацию. Присвоение класса Регистра несомненно отразилось на увеличении цены траулера. Сложность в проектировании малого судна заключалась в том, что оборудование практически отсутствовало. Для проекта MPT-K было создано следующее оборудование: якорная лебедка, рулевая машина с ручным приводом, траловая лебедка, коммутатор СОФ, пожарная и авральная сигнализация, АПС, КСУ ТС. Все оборудование было принято Регистром в ходе швартовных и ходовых испытаний. При создании судна пришлось преодолеть традиционные сложности при работе над маломерным судном, а именно: обеспечить простоту и технологичность, разработать эквивалентные замены в силу отсутствия адекватных правил, решить проблему стесненности из-за малых размеров и пр.

Траулер-снюрревод №10152 / Фото: ООО
Траулер-снюрревод №10152 / Фото: ООО "Бриск"

Весной 2002 года траулер MPT-K вышел в первые промысловые рейсы в Черном море. Во время испытаний судно базировалось в Геленджике. Здесь и удалось сравнить MPT-K с др судами, выслушать мнения рыбаков о том, что действительно требуется для эффективного и безопасного прибрежного промысла. Несмотря на размеры MRT-K мог работать в любую погоду, в частности в условиях ограничения видимости и при этом наблюдать рыбу и трал, благодаря безкабельному зонду, сопряженному с промысловым эхолотом. 

Траулер "Дмитрий Кожарский" на ходовых испытаниях / Фото:
Траулер "Дмитрий Кожарский" на ходовых испытаниях / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО

Прошло двадцать лет. Сегодня, руководствуясь "Правилами классификации и постройки малых морских промысловых судов", повторить такое судно невозможно. В результате судовладельцы вынуждены искать пути строительства судов без надзора Регистра. Завершая статью хочу еще раз подчеркнуть: 

 

1. Создание малых рыболовных судов не менее сложная задача, чем средних и крупных 

2. Назрела задача расширения района плавания малых промысловых судов с классом РС, что бы сделать труд наших рыбаков таким же конкурентоспособным, как и их коллег с Аляски, Норвегии или Японии.

 

Материал был опубликован в журнале Корабел.ру №57

 

Автор: Бондаренко А.А.

 

Выпуск журнала KORABEL.RU за сентябрь 2022
Выпуск журнала KORABEL.RU за сентябрь 2022
"КБ "Ситех", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 273-19-19




Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 11.04.2023, 14:15Очень жаль, что имевшийся небольшой отечественный опыт проектирования малых промысловых катамаранов практически потерян. В результате проблемы, достаточно просто решаемые при использовании оригинальной архитектуры - постоянные ограничения по перечной остойчивости, недостаток помещений для полноценного труда и отдыха, просто невысокая безопасность плавания в суровую погоду - так и остаются постоянными проблемами...:( Как всегда, невежество обходится дороже всего...:(
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 14.04.2023, 10:04Малые промысловые суда - это суда, в первую очередь, прибрежного промысла. Чтобы ловить рыбу, как в Норвегии, нужно жить в Норвегии, где треску промышляют в "Голубой Норвегии" под прикрытием множества островов возле материка. Куда можно скрыться в случае шторма. А в нашей экономической зоне трески нет, ее ловят у Шпицбергена, куда нужно идти много километров открытым Баренцевым морем. Все губы и заливы Кольского полуострова на российской территории открыты северным ветрам и не могут служить полноценным убежищем малым промысловым судам в случае шторма. Поэтому прямой перенос норвежского опыта в российские районы промысла в Баренцевом или даже Белом море невозможен. Что многократно подтверждено использованием в России, малых промысловых судов, купленных в Норвегии. Карское море - пустое море. В Белом море большинство прибрежных районов давно осталось без рыбы из-за загрязнения и других негативных факторов. Кроме того, центральная задача проектирования промыслового судна (и малого, в том далее...
Свежие новости