реклама

Нам любые дороги дороги

0 943 6 мин
Начать мы решили с Казани, где собрались две группы путешественников – приехавшие на машине и на поезде. Казань встретила нас обжигающей жарой в 35 градусов (если бы мы знали, что нас ждет в дальнейшем!) и уже знакомым нам гостеприимством местных жителей. Погуляв по улицам города вечером в воскресенье, поутру мы отправились в судостроительную столицу Татарстана – город Зеленодольск.

Высадив там нашего корреспондента, у которого были назначены встречи на заводе им. А.М. Горького, в компании "Адриа Винч Зеленодольск" и в Зеленодольской "ЭРЕ", мы продолжили движение на юг. Первым предприятием, которое мы посетили, была "Ремонтная база флота им. Куйбышева", расположенная в одноименном затоне в месте слияния двух рек – Волги и Камы. Честно говоря, особых ожиданий от посещения этого предприятия не было.
 
РБФ им. Куйбышева 
РБФ им. Куйбышева
РБФ им. Куйбышева

Традиционный "осколок" от некогда интегрирующего все и вся в этом регионе Волжского пароходства, переживший все проблемы 90-х и 2000-х, но сохранивший технологии и людей. Да, вместо 1000 человек сейчас там работает несколько сотен, но все же работает. Особенно порадовал хороший большой плавдок, который дает предприятию широкие возможности для наращивания объемов работ.

Широкой публике это предприятие стало известно в связи с трагедией "Булгарии", именно туда притащили этого "утопленника" после его подъема, именно на плечи этого завода легла нелегкая работа по обеспечению расследования этой катастрофы. Подробно о предприятии в скором времени расскажем в своих материалах. Следующей верфью, встретившей нас, был Криушинский судостроительно-судоремонтный завод в поселке Криуши Ульяновской области.
 
Криушинский ССЗ
Криушинский ССЗ
Криушинский ССЗ

Навигатор с поиском проходной справиться не сумел, завел явно в жилые кварталы, а пацаны, у которых мы поинтересовались где тут находится судоверфь, наотрез отказались понимать, что такое "верфь", но после нашей поправки и произнесенных слов "судоремонтный завод" бойко разъяснили, как проехать.

Прибыли мы туда в конце рабочего дня, но нас очень тепло встретили и руководители предприятия, и люди в эллинге. Кстати, сам по себе эллинг меня искренне удивил – габариты, крановое оборудование, полы, плиты, оснастка. Все на очень хорошем уровне и в отличном состоянии. По впечатлениям, этот завод готов справляться со всеми задачами, стоящими перед речниками и не только.

Отдельный разговор – люди в цехе. Ни капли провинциальной застенчивости или ощущения собственной ущербности, что иногда бывает в малых населенных пунктах. За словом в карман не лезут, бойкие на язык, профессионально отвечающие на вопросы и имеющие собственное суждение по любой теме. Молодцы!
 
Тольяттинский ССЗ
Тольяттинский ССЗ
Тольяттинский ССЗ

В общем, завод нам очень понравился. Переночевав в Тольятти, который мы между собой окрестили столицей колец, потому что в нем, кажется, нет ни одного обычного перекрестка, все исключительно с круговым движением, утром отправились на Тольяттинский судоремонтный завод. Интересно, что работающий у нас в "Корабеле" Кирилл Воловик, чье детство и юность прошли в этом городе, как выяснилось, даже не подозревал о его существовании. А мы на нем побывали. И даже узнали, что помимо профильных судостроительно-судоремонтных заказов завод выполняет и другие, не менее важные работы, в том числе и по поставкам литья на автомобильный гигант ВАЗ.
 
ЗАО "Нефтефлот"
ЗАО "Нефтефлот"
ЗАО "Нефтефлот"

После Тольятти пришла очередь Самары. На "Нефтефлоте" нас встретил старый знакомый по целому ряду верфей, недавно приглашенный сюда генеральным директором Владимир Николаевич Прудыус. Он показал нам не только завод и строящийся теплоход, но и задворки предприятия, на которых стоят два старинных колесных парохода. Понятно, что никакой реальной ценности они скорее всего уже не представляют, но и отправить их "на иголки" рука тоже не поднимается. Все же это волжская история, ведь этим ветеранам уже более 100 лет, и жаль, что нет возможности превратить их хотя бы в музейный экспонат.

Город Балаково широко известен тем, что рядом с ним находится Балаковская АЭС. Но здесь же работает и Балаковский судостроительно-судоремонтный завод, первое из посещенных нами предприятий "Объединенной группы верфей "Вега". Завод как завод, мало чем отличающийся от других, таких же, которые в большом количестве разбросаны по территории России. Тот же слип Г-300, те же машиностроительные цеха, заводоуправление, проходная.
 
Балаковский ССРЗ
Балаковский ССРЗ
Балаковский ССРЗ 

Но есть и отличия. На нем реально построен, впервые за 30 лет, теплоход проекта RSD60 "Единый" и строится его брат "Могучий". Это реализация стратегии "Веги" по созданию собственного флота. То есть созданию самому себе заказчиков. Одновременно ведется строительство плавучих насосных станций для орошения сельскохозяйственных земель. Кроме того, интересен и еще один момент.

Я видел, как в Греции или Испании предприятия работают ранним утром или поздним вечером, но никогда не ожидал увидеть такого же в России. Оказывается и у нас такое бывает. Да и как не быть, если температура воздуха днем во время нашей экспедиции в течении двух недель не опускалась ниже 42 градусов. Как в такую жару можно работать с металлом и на металле? Поэтому и в Балаково, и в Ахтубинске режим работы с 4 утра до полудня. Неделя нашего путешествия подходила к концу, а ехать надо было еще до Астрахани. Понятно, что в выходные с нами на предприятиях разговаривать никто не собирался, поэтому мы решили проехать вдоль реки Урал, посмотреть, как обстоят дела с судоходством в Казахстане.
Верблюды / Корабел.ру

Путь от Балаково до Уральска, всего 350 километров, занял у нас около 12 часов! Если в Саратовской области дорога была, скажем так, неважная, то после 4 часов на границе, уже в Казахстане, дороги вообще не стало. Объяснить это невозможно, но такого я еще нигде не видел. Скорость нашего "Форестера" редко превышала 20 километров в час.

И ровно такая же картина предстала нам на пути от Атырау (бывший Гурьев) до границы с РФ. От Уральска до Атырау дорога была сносной, местами даже приличной. И пролегала она вдоль реки. Докладываю, на реке Урал навигационных знаков не обнаружено, теплоходов или каких-либо плавсредств не замечено. Зато по степи в большем количестве разгуливают корабли пустыни – верблюды. Так что "Корабел" познакомился и с этими "кораблями".
 
ООО "Галактика" 
ООО "Галактика" 
ООО "Галактика"

Астрахань. Первым предприятием, которое мы посетили там, было ООО "Галактика". Здесь мы уже бывали, в 2013 году. Тогда верфь находилась в процессе реконструкции после присоединения новых площадей. Нам показывали строительство нового слипа, рассказывали о планах и перспективах. Сейчас же эта стройка закончена, слип функционирует, причальная стенка не пустует, предприятие расширилось и похорошело. Очень приятно, что планы, задуманные Рахмоном Шарифовым, реализовались и его детище развивается. Естественно, нас интересовал ход строительства пассажирского лайнера PV300, о котором уже много написано в СМИ. Поэтому утром 8 августа мы направились на судостроительный завод "Лотос" в Нариманов. В 2013 году мы побывали и там.
 
СЗ "Лотос"
СЗ "Лотос" 
СЗ "Лотос"

Честно говоря впечатление разрухи от того посещения было самым ярким. Теперь же перед нами была нормально работающая верфь. Все, от проходной до кабинета директора, показывало, что здесь строят суда, жизнь идет. Мы посмотрели на строящийся корпус судна, которому предстоит стать суперкомфортабельным пассажирским круизником. Откровенно говоря, за год, а с момента закладки первой секции 8 августа прошел именно год, сделать можно было бы и побольше. Не моя задача разбираться в причинах и проблемах, но то, что в 2018 году это судно не будет полностью построено, а с началом навигации 2019 не выйдет на линию, для меня очевидно.
 
СЗ "Лотос"
СЗ "Лотос"
СЗ "Лотос" 

Очень хотелось бы ошибиться. Однако опыт подсказывает, что основные проблемы еще впереди, и не уверен, что их видят и хотят видеть. Хоть настрой у людей боевой, но не все решается наскоком, есть вещи объективные. Строительство надстройки из АМГ – это как минимум 1 человекочас на килограмм конструкции. Это без слесарного насыщения, о котором еще и речи нет, но без которого не начнешь изоляцию. Не знаю, в каком состоянии находится закупочная, но не в один день привезут санитарные блоки или систему кондиционирования. Как будут решаться вопросы интерьера? Только на них я бы положил месяцев 6 – 9 по минимуму, и при этом все настройки от света до вентиляции должны быть закончены, потому что слесари в сапогах в интерьерах суперкласса вовсе не нужны. А ведь встанет и вопрос просто воровства, сантехника в кабинах уж очень прилипает к рукам. Надеюсь, заводчане решат все вопросы, а мои мысли останутся просто стариковским брюзжанием.

На обратном пути мы заехали на Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, той же группы "Вега", что и Балаковский. Конечно, завод на Волге помощнее, чем на Ахтубе, но и здесь все по уму, есть все необходимое для деятельности. О планах этих предприятий и третьей верфи "Веги" в Волжском, а также собственно стратегии "Объединенных верфей "Вега" нам поведали в головном офисе компании. Это была наша последняя деловая встреча в этой экспедиции. Развернутые материалы об увиденном в Зеленодольске читайте уже в этом номере журнала, а о других точках нашего путешествия — в следующем номере и на сайте "Корабел.ру".
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости