Он призвал прекратить врать.
Об этом рассказывают "Известия".
- Надо прекратить врать, и я обещаю, что буду честно информировать общественность о происходящем на флоте, - с этих слов начал свою первую пресс-конференцию назначенный в воскресенье президентом Владимиром Путиным новый главнокомандующий Военно-морским флотом Владимир Масорин. В понедельник адмирал собрал в Главном штабе флота российских и иностранных журналистов для того, чтобы рассказать, что же произошло на самом деле с батискафом Тихоокеанского флота АС-28 и кто все-таки виноват в том, что чуть было не произошла трагедия, очень похожая на катастрофу АПЛ Северного флота "Курск" в августе 2000 года.
На пресс-конференцию в клуб Главного штаба ВМФ пришло много журналистов. Предыдущий главком Владимир Куроедов прессы боялся как огня, и за 8 лет его правления порог здания в Козловском переулке Москвы смогли переступить единицы. Антураж вчерашней встречи спартанский. Письменный стол перед сценой. На нем табличка - Владимир Васильевич Масорин. За столом два плаката с цитатами о флоте Петра Первого и Владимира Куроедова. Старший мичман выкладывает на стол 5 толстых папок с надписями на торцах: "АС-28".
- Материалы расследования? - интересуюсь у старшего мичмана. - Это все или только избранное?
- Без комментариев, - хмурится моряк. - Главком расскажет...
Масорин говорит, что готов сдержать данное еще на Камчатке в момент спасательной операции по подъему АС-28 обещание и честно рассказать, что же произошло на самом деле. Из зеленой папки достается несколько листков и адмирал читает: "Проведенное расследование привело к следующим последствиям: командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Федорову объявлен выговор, начальнику штаба ТОФ вице-адмиралу Сиденко - неполное служебное соответствие, командующему войсками и силами на Северо-Востоке вице-адмиралу Гаврикову - неполное служебное соответствие". Масорин перечисляет, кто и за что конкретно наказан - от адмиралов до командиров отдельных судов и кораблей. Поясняет, что "неполное служебное соответствие" очень серьезное наказание: если в течение года военачальник получит еще одно взыскание - его уволят со службы.
- Заместитель командующего войсками и силами на Северо-Востоке контр-адмирал Заика освобожден от занимаемой должности, - говорит Масорин. Получив доклад с батискафа о том, что вышел из строя гидроакустический комплекс, аппарат стал менее управляемым, он тем не менее не дал, как требуют того инструкции, приказа на всплытие. Моряки продолжили работу, ориентируясь по тому, что видели в иллюминаторах. В результате АС-28 зацепился за остатки рыболовецкого трала. Более того, адмирал не счел нужным сообщить в Москву о произошедшем. Слава богу, что те 12 часов молчания не оказали влияния на ход последующей спасательной операции.
По словам Масорина, моряков АС-28 можно было освободить с помощью глубоководного аппарата "Venom", но его оператор находился в отпуске. Вызывать из него его никто не стал. За пульт управления сел неподготовленный человек и в результате сломал дорогостоящую технику. Теперь ее ремонт обойдется минимум в 3 млн рублей. Но дело даже не в этом, а в том вранье, которое шло с места аварии.
- Надо учить людей правильно докладывать и делать это честно, - констатирует Масорин. - У нас командиры боятся говорить правду, потому что не уверены, что их поймут и вместо нагоняя окажут помощь.
- А правильно ли действовал экипаж АС-28?
- Они тоже допустили ошибки, - констатирует главком ВМФ. - Мы им об этом потом сказали. Но поймите правильно, в той ситуации эмоционального подъема, когда батискаф самостоятельно всплыл и экипаж вышел на палубу, на это просто закрыли глаза. Надо понимать и то, что от их действий в ходе спасательной операции также многое зависело. Если бы не мужество моряков, четкое следование рекомендациям с поверхности, все могло бы быть куда печальней.
Масорин говорит, что 30 августа в Главном штабе флота прошла расширенная коллегия ВМФ, посвященная АС-28. Обсуждался не только ход спасательной операции, но и то, что надо делать, чтобы ничего подобного не повторилось впредь. Вывод: все 6 имеющихся на флоте аппаратов серии "АС" ставятся в ремонт и на модернизацию. На это выделяется 220-280 млн рублей. На флоте будет создан аэромобильный поисково-спасательный отряд. Для его оснащения в Великобритании будет закуплен новейший глубоководный аппарат по типу применявшихся в ходе спасения российского батискафа аппаратов "Scorpio".
- Это безумно дорогая техника, - признает Масорин, - на все флота мы ее купить просто не можем, да это и не нужно. Достаточно иметь на местах ту технику, что есть сейчас, а новый аппарат использовать в случае необходимости. Ведь техника не только дорогостоящая, но и требует высокого профессионализма в своем использовании.
Закупка иностранной техники, по мнению адмирала, вполне нормальное явление. Решающую роль в спасении экипажа АС-28 России оказали спасатели Великобритании, действовавшие в рамках соглашения об оказании помощи терпящим бедствие экипажам подводных лодок. И сделано это было совершенно бесплатно.
- Мы же не рассчитываем на то, что только нам будут оказывать помощь, - чеканит Масорин. - По соглашению и мы должны это делать. Убежден, что в ближайшее время на смену соглашению придет международный договор.
По словам адмирала, выводы из аварии АС-28 сделаны. Осталось добиться того, чтобы моряки начали реализовывать их на практике.
Что же произошло с батискафом АС-28
Спустя месяц после инцидента с глубоководным аппаратом АС-28 на Тихоокеанском флоте главнокомандующий Военно-Морским флотом Владимир Масорин, как и обещал, публично сообщил о завершении расследования причин аварии. "Известия" приводят выдержки из доклада военачальника.
"Спустя месяц после случившегося инцидента на Тихоокеанском флоте завершено расследование его причин.
В результате установлено, что 4 августа 2005 года в 01.15 по московскому времени спасательный подводный аппарат АС-28 спасательного судна "Георгий Козьмин" произвел погружение в районе бухты Березовая для проведения профилактических работ на гидроакустической системе. Это в 15 км от берега и 85 км южнее Петропавловска-Камчатского.
На борту батискафа АС-28 в это время находилось 5 членов экипажа и командир отдельного дивизиона спасательных судов, а также заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит".
В 02.18 на батискафе вышла из строя гидроакустическая станция кругового обзора, о чем было доложено руководителю морской экспедиции заместителю командующего войсками и силами на северо-востоке контр-адмиралу А.К.Заике. Однако команды от него экипажу на немедленное всплытие, как это и предусмотрено соответствующими инструкциями, не поступило.
Экипаж вынужден был продолжать маневрирование, ведя только визуальное наблюдение через иллюминатор. В результате чего на глубине 200 метров батискаф зацепился винто-рулевой группой за обрывок траловой сети со стальным тросом и потерял ход.
- Надо прекратить врать, и я обещаю, что буду честно информировать общественность о происходящем на флоте, - с этих слов начал свою первую пресс-конференцию назначенный в воскресенье президентом Владимиром Путиным новый главнокомандующий Военно-морским флотом Владимир Масорин. В понедельник адмирал собрал в Главном штабе флота российских и иностранных журналистов для того, чтобы рассказать, что же произошло на самом деле с батискафом Тихоокеанского флота АС-28 и кто все-таки виноват в том, что чуть было не произошла трагедия, очень похожая на катастрофу АПЛ Северного флота "Курск" в августе 2000 года.
На пресс-конференцию в клуб Главного штаба ВМФ пришло много журналистов. Предыдущий главком Владимир Куроедов прессы боялся как огня, и за 8 лет его правления порог здания в Козловском переулке Москвы смогли переступить единицы. Антураж вчерашней встречи спартанский. Письменный стол перед сценой. На нем табличка - Владимир Васильевич Масорин. За столом два плаката с цитатами о флоте Петра Первого и Владимира Куроедова. Старший мичман выкладывает на стол 5 толстых папок с надписями на торцах: "АС-28".
- Материалы расследования? - интересуюсь у старшего мичмана. - Это все или только избранное?
- Без комментариев, - хмурится моряк. - Главком расскажет...
Масорин говорит, что готов сдержать данное еще на Камчатке в момент спасательной операции по подъему АС-28 обещание и честно рассказать, что же произошло на самом деле. Из зеленой папки достается несколько листков и адмирал читает: "Проведенное расследование привело к следующим последствиям: командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Федорову объявлен выговор, начальнику штаба ТОФ вице-адмиралу Сиденко - неполное служебное соответствие, командующему войсками и силами на Северо-Востоке вице-адмиралу Гаврикову - неполное служебное соответствие". Масорин перечисляет, кто и за что конкретно наказан - от адмиралов до командиров отдельных судов и кораблей. Поясняет, что "неполное служебное соответствие" очень серьезное наказание: если в течение года военачальник получит еще одно взыскание - его уволят со службы.
- Заместитель командующего войсками и силами на Северо-Востоке контр-адмирал Заика освобожден от занимаемой должности, - говорит Масорин. Получив доклад с батискафа о том, что вышел из строя гидроакустический комплекс, аппарат стал менее управляемым, он тем не менее не дал, как требуют того инструкции, приказа на всплытие. Моряки продолжили работу, ориентируясь по тому, что видели в иллюминаторах. В результате АС-28 зацепился за остатки рыболовецкого трала. Более того, адмирал не счел нужным сообщить в Москву о произошедшем. Слава богу, что те 12 часов молчания не оказали влияния на ход последующей спасательной операции.
По словам Масорина, моряков АС-28 можно было освободить с помощью глубоководного аппарата "Venom", но его оператор находился в отпуске. Вызывать из него его никто не стал. За пульт управления сел неподготовленный человек и в результате сломал дорогостоящую технику. Теперь ее ремонт обойдется минимум в 3 млн рублей. Но дело даже не в этом, а в том вранье, которое шло с места аварии.
- Надо учить людей правильно докладывать и делать это честно, - констатирует Масорин. - У нас командиры боятся говорить правду, потому что не уверены, что их поймут и вместо нагоняя окажут помощь.
- А правильно ли действовал экипаж АС-28?
- Они тоже допустили ошибки, - констатирует главком ВМФ. - Мы им об этом потом сказали. Но поймите правильно, в той ситуации эмоционального подъема, когда батискаф самостоятельно всплыл и экипаж вышел на палубу, на это просто закрыли глаза. Надо понимать и то, что от их действий в ходе спасательной операции также многое зависело. Если бы не мужество моряков, четкое следование рекомендациям с поверхности, все могло бы быть куда печальней.
Масорин говорит, что 30 августа в Главном штабе флота прошла расширенная коллегия ВМФ, посвященная АС-28. Обсуждался не только ход спасательной операции, но и то, что надо делать, чтобы ничего подобного не повторилось впредь. Вывод: все 6 имеющихся на флоте аппаратов серии "АС" ставятся в ремонт и на модернизацию. На это выделяется 220-280 млн рублей. На флоте будет создан аэромобильный поисково-спасательный отряд. Для его оснащения в Великобритании будет закуплен новейший глубоководный аппарат по типу применявшихся в ходе спасения российского батискафа аппаратов "Scorpio".
- Это безумно дорогая техника, - признает Масорин, - на все флота мы ее купить просто не можем, да это и не нужно. Достаточно иметь на местах ту технику, что есть сейчас, а новый аппарат использовать в случае необходимости. Ведь техника не только дорогостоящая, но и требует высокого профессионализма в своем использовании.
Закупка иностранной техники, по мнению адмирала, вполне нормальное явление. Решающую роль в спасении экипажа АС-28 России оказали спасатели Великобритании, действовавшие в рамках соглашения об оказании помощи терпящим бедствие экипажам подводных лодок. И сделано это было совершенно бесплатно.
- Мы же не рассчитываем на то, что только нам будут оказывать помощь, - чеканит Масорин. - По соглашению и мы должны это делать. Убежден, что в ближайшее время на смену соглашению придет международный договор.
По словам адмирала, выводы из аварии АС-28 сделаны. Осталось добиться того, чтобы моряки начали реализовывать их на практике.
Что же произошло с батискафом АС-28
Спустя месяц после инцидента с глубоководным аппаратом АС-28 на Тихоокеанском флоте главнокомандующий Военно-Морским флотом Владимир Масорин, как и обещал, публично сообщил о завершении расследования причин аварии. "Известия" приводят выдержки из доклада военачальника.
"Спустя месяц после случившегося инцидента на Тихоокеанском флоте завершено расследование его причин.
В результате установлено, что 4 августа 2005 года в 01.15 по московскому времени спасательный подводный аппарат АС-28 спасательного судна "Георгий Козьмин" произвел погружение в районе бухты Березовая для проведения профилактических работ на гидроакустической системе. Это в 15 км от берега и 85 км южнее Петропавловска-Камчатского.
На борту батискафа АС-28 в это время находилось 5 членов экипажа и командир отдельного дивизиона спасательных судов, а также заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит".
В 02.18 на батискафе вышла из строя гидроакустическая станция кругового обзора, о чем было доложено руководителю морской экспедиции заместителю командующего войсками и силами на северо-востоке контр-адмиралу А.К.Заике. Однако команды от него экипажу на немедленное всплытие, как это и предусмотрено соответствующими инструкциями, не поступило.
Экипаж вынужден был продолжать маневрирование, ведя только визуальное наблюдение через иллюминатор. В результате чего на глубине 200 метров батискаф зацепился винто-рулевой группой за обрывок траловой сети со стальным тросом и потерял ход.