"Мы убеждены, что совместными усилиями сможем преодолеть текущие трудности и обеспечить независимость от зарубежных поставок"

0 225 8 мин
О тенденциях в лакокрасочной отрасли, ледостойких покрытиях и о том, сколько литров краски ушло на покраску атомного ледокола в интервью Корабел.ру рассказала Алла Кравченко, руководитель дирекции "Судостроение и судоремонт" АО НПХ ВМП.
erid:2W5zFGXhfAY
лла Кравченко, руководитель дирекции
Алла Кравченко, руководитель дирекции "Судостроение и судоремонт" АО НПХ ВМП / Фото: АО НПХ ВМП

– Какие судовые покрытия предлагает компания для морской отрасли и в чем их преимущества?

– Научно-производственный холдинг "ВМП", основанный в 1991 году, является объединением научных, производственных и сервисных компаний. Главными преимуществами ВМП являются большой научно-технологический потенциал, многолетний опыт практической работы и производственные мощности, сконцентрированные на четырех заводах: в Свердловской области, в Санкт-Петербурге, в ОЭЗ "Алабуга" и в Астане.

В настоящее время объем производства холдинга ВМП превышает 25 тысяч тонн ЛКМ в год, а число постоянных клиентов насчитывает более 4500 предприятий.

Материалы холдинга ВМП применяются в разных сферах промышленности: от нефтегазового сектора и транспортного строительства до атомной энергетики и химической отрасли. Используя свой богатый опыт, мы предлагаем для судостроения полноценную ассортиментную линейку современных ЛКМ способных решить различные задачи и защитить судно "от киля до клотика".    

– На каких проектах применяются ваши покрытия?  

– Назову только часть проектов за последние несколько лет: Атомные ледоколы проекта 10521, проекта 22220 "Арктика", проекта 10510 "Лидер" ("Россия"); Многофункциональные аварийно-спасательные суда неограниченного плавания с усиленным ледовым классом проекта MPSV07 и проекта MPSV06; Морозильные траулеры-процессоры проекта 170701; Корветы и фрегаты ВМФ; Скоростные штурмовые катера БК-10, БК-16, КС-850Ш; Прогулочные пассажирские катамараны проекта 04580 (Котлин).

Главное – результат. Тогда есть, чем гордиться (в кадре катамаран проекта "Котлин") / Фото: Корабел.ру
Главное – результат. Тогда есть, чем гордиться (в кадре катамаран проекта "Котлин") / Фото: Корабел.ру

Холдинг ВМП тесно сотрудничает со всеми верфями России, среди них: ССК "Звезда"; АО ПО "Севмаш"; АО "Балтийский завод"; ПАО СЗ "Северная верфь"; АО 33-й СРЗ;  АО "ПСЗ "Янтарь"; АО "Кронштадтский морской завод" и многими другими.

– Какие покрытия у вас самые ходовые? 

– Самыми востребованными являются покрытия, предназначенные  для поверхностей с максимальной площадью: для бортов корпуса, палуб, надстроек и мачт. Они могут быть получены с применением грунтовки ВИНИКОР-марин, эмали ВИНИКОР-марин и грунт-эмали ВИНИКОР или системы покрытий, состоящей из толерантной к подготовке поверхности эпоксидной грунт-эмали ИЗОЛЭП-mastic в сочетании со светостойкой акрилуретановой финишной эмалью ПОЛИТОН-УР(УФ). Широко применяется для защиты внутренних поверхностей балластных отсеков для морской воды и межбортных пространств сертифицированная по требованиям международной резолюции MSC.215(82) эпоксидная грунт-эмаль ИЗОЛЭП-235. 

Эти материалы успешно используются как при новом строительстве, так и при ремонтных работах.

– Какие виды ледостойких материалов вы выпускаете?

– Требования к качеству ЛКМ и ледостойких покрытий регламентируются и контролируются Российским Морским Регистром Судоходства (РС). Он же осуществляет надзор за их применением при строительстве. 

Согласно правилам РС, выбор материалов для ледостойкого покрытия зависит от особенностей конструкции корпуса судна, в том числе от принятого на стадии конструирования уровня ледового усиления. При этом правила РС требуют использования для таких корпусов ледостойких покрытий самого высокого качества.

Ледостойкие покрытия с максимальным уровнем качества применяются для защиты корпусов ледоколов, выполненных с минимально возможным уровнем ледового усиления. Для этих задач в ассортименте холдинга ВМП есть эпоксидная грунт-эмаль ИЗОЛЭП-арктик. Как показала российская и иностранная практика, обеспечить требуемый уровень качества таких покрытий можно только нанесением ЛКМ оборудованием для безвоздушного распыления с раздельной подачей. ИЗОЛЭП-арктик предназначен для нанесения именно этим методом.

Вместе с тем, требования РС к ледостойким покрытиям для корпусов других судов ледового плавания  ниже. Для них тоже подойдет ИЗОЛЭП-арктик, но уровень качества покрытия будет избыточным и экономически неоправданным. Поэтому в настоящее время холдинг ВМП завершает разработку нового ЛКМ для корпусов судов ледового плавания и для корпусов с более высоким уровнем конструкционного ледового усиления. Этот материал можно будет наносить традиционными аппаратами безвоздушного распыления.

Таким образом, благодаря линейке из двух материалов для ледостойких покрытий, мы в самое ближайшее время сможем удовлетворить любые требования к ледоколам и судам ледового плавания, как при их строительстве, так и при ремонте во время эксплуатации.  

Ледокол "Арктика" / Фото:
Ледокол "Арктика" / Фото: "Росатомфлот"

– Как осуществляется работа по программе импортозамещения?

– Применительно к реализации продукции для холдинга ВМП никогда не стоял вопрос о импортозамещении. С самого начала своего основания в 1991 году компания успешно конкурировала на российском рынке сначала с зарубежной продукцией, а затем и с продукцией локализованных на территории РФ производств ведущих мировых лакокрасочных компаний. 

– Дают ли баллы по 719 постановлению за лакокрасочные материалы?

– В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 (ред. от 15.10.2024) лакокрасочная продукция считается российского промышленного происхождения при условии присвоения ей как минимум 75 или 175 баллов в значимости от химического типа ЛКМ. 

Для холдинга ВМП присвоение баллов по Постановлению №719 — это скорее формальная процедура, поскольку статус отечественного происхождения продукции компании неоднократно доказывался предконтрактными очными проверками производственных мощностей холдинга ВМП со стороны крупнейших российских компаний.

Наши производственные площадки успешно прошли аудит "ОСК"; также ВМП стал поставщиком защитных лакокрасочных материалов для судов Министерства обороны Российской Федерации. Это свидетельствует о высоком уровне доверия к холдингу ВМП. Мы открыты для того, чтобы партнеры могли ознакомиться со всем процессом производства. Это подчеркивает нашу прозрачность и ответственность перед заказчиками и клиентами.

– Вы поставляли ЛКМ для УАЛ "Чукотка", расскажите подробнее, что это за покрытия и в чем их преимущества?

– При строительстве атомного ледокола проекта 22220 "Чукотка" материалами производства холдинга ВМП уже окрашивались или будут окрашены в процессе достройки, следующие конструкции:

  • Корпусные листы обшивки. Для межоперационной защиты и для основной антикоррозионной лакокрасочной системы покрытий применялась эпоксидная грунтовка ИЗОЛЭП-SP-03. В соответствии с сертификацией РС по покрытию можно проводить сварочные работы без ухудшения качества сварного шва. Поэтому нет необходимости удалять покрытие перед выполнением сварки или резки листового металла корпуса.
  • Открытый надводный борт, палубы и надстройки. Для защиты поверхностей применялась очень популярная на рынке система покрытий, состоящая из толерантной к подготовке поверхности эпоксидной грунт-эмали ИЗОЛЭП-mastic и светостойкой акрил-уретановой финишной эмалью ПОЛИТОН-УР(УФ).
  • Внутренние поверхности балластных танков морской воды. Отсеки окрашивались сертифицированной по требованиям международной резолюции MSC.215(82) эпоксидной грунт-эмалью ИЗОЛЭП-235.
  • Внутренние поверхности топливных цистерн. Конструкции защищены покрытием из эпоксидной грунт-эмали ИЗОЛЭП-oil 250. Этот материал широко применяется в нефтегазовой отрасли - его тоннажными потребителями являются ПАО "Транснефть", НК "Роснефть" и другие. Проведённые комплексные испытания в ФАУ "25 ГосНИИ химмотологии МО России" показали, что при контакте с покрытием ИЗОЛЭП-oil 250 качество, как традиционных нефтепродуктов, так и авиационного топлива не ухудшается. 
  • Внутренние поверхности цистерн для хранения пресной питьевой воды окрашивались эпоксидной эмалью ВИНИКОР БЭП-5297. Материал прошел комплексные испытания в ИЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" и допущен для постоянного контакта с питьевой водой, с сыпучими и жидкими пищевыми продуктами, в том числе при воздействии температур до 60 °С. Отмечу, что ВИНИКОР БЭП-5297 может применяться для защиты внутренних поверхностей не только металлических цистерн, но и бетонных резервуаров. Также эмалью можно окрашивать поверхности стен, полов, потолков, колонн помещения, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю.
  • Внутренние поверхности помещений зон контролируемого доступа к атомной энергоустановке ледокола. Эти помещения защищены системой покрытий, состоящей из эпоксидной грунтовки ВИНИКОР-экопрайм-01 и эпоксидной эмали ВИНИКОР ЭП-1155Д. Система покрытий одобрена ГК "Росатом" и широко применяется на АЭС, как на территории России, так и за рубежом. Материалы предназначены для защиты поверхностей и элементов конструкции, подвергаемых частой дезактивационной обработке.   

– Сколько банок/литров краски было использовано для окрашивания атомного ледокола?

– На сегодняшний день для строительства атомного ледокола проекта 22220 "Чукотка" холдингом ВМП уже поставлено135 тонн или более 100 тысяч литров ЛКМ различного назначения. Но это не окончательная цифра. 6 ноября 2024 года корпус ледокола был торжественно спущен на воду и пришвартован к достроечной набережной Балтийского завода, где его строительство, как и окрасочные работы продолжаются. Окончание работ запланировано на 2026 год.

Торжественная церемония спуска на воду атомного ледокола "Чукотка" проекта 22220 / Фото: Корабел.ру
Торжественная церемония спуска на воду атомного ледокола "Чукотка" проекта 22220 / Фото: Корабел.ру

– Противообрастающие покрытия являются, наверно, одним из наиболее активно развивающихся направлений в ЛКМ. Насколько они влияют на энергоэффективность судов?

– Безусловно, в мире это действительно так. Говоря упрощенно, прогресс ЛКМ для противообрастающих покрытий подводного борта развивается по двум основным направлениям: поиск новых эффективных биоцидов и создание покрытий с минимальной шероховатостью, снижающих гидравлическое сопротивление корпуса судна при движении и повышающих энергоэффективность судна. 

Холдинг ВМП один из немногих отечественных производителей, предлагающих противообрастающую самополирующуюся эмаль для гражданских судов и единственный в стране, поставляющий такой материал для военных кораблей. Это эмаль ВИНИКОР-марин АФ/S, которая используется для длительной защиты от обрастания судов неограниченного района плавания.

– Сколько средств тратит компания на НИОКР?

– В 2023 году холдинг ВМП направил значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — десятки миллионов рублей. При этом ежегодный бюджет на НИОКР постоянно растет, и по сравнению с 2019 годом он увеличился почти в четыре раза. Это отражает нашу политику активного инвестирования в научные исследования и разработки, что является стратегической задачей для поддержания лидерских позиций на рынке.

– Над какими новыми типами покрытий вы сейчас работаете?

– С июня 2023 года ВМФ РФ обязал руководствоваться требованиями к антикоррозионным лакокрасочным покрытиям по стандарту ГОСТ 34667.5-2021, являющегося отечественной версией международного стандарта ISO 12944-5:2019. Это потребовало от нас провести модернизацию уже существующих систем покрытий для судостроения, а также начать испытания новых марок ЛКМ. Кроме того, на финишную прямую вышла разработка нового материала для ледостойких покрытий для судов ледового плавания.  

– Меняется ли качество окраски судов на российских верфях?

– Качество работ по подготовке поверхности и окраске на российских верфях меняется к лучшему, но, к сожалению, очень медленно. Революционный прорыв в этом направлении можно ожидать только после комплексной модернизации существующих судостроительных и судоремонтных верфей, а также постройки новых. О необходимости этого уже несколько лет в своих планах заявляет Объединенная Судостроительная Корпорация.

– Прогнозируется ли ужесточение экологических требований к судовым покрытиям в ближайшее время, и как вы готовитесь к этому?

– Об ужесточении экологических требований к судовым ЛКМ и, прежде всего, к противообрастающим покрытиям, в мире говорят постоянно. Но я не ожидаю, что эти разговоры в ближайшее время к чему-то приведут, поскольку мировая экономика переживает не самые лучшие времена. А в период кризиса экологические вопросы вынужденно уходят на второй план. Примеров этому немало, начиная с пробуксовки проектов "зеленой энергетики" в Западной Европе и заканчивая трудностями с реализацией международных планов по противодействию глобальному потеплению в рамках решений Парижского соглашения и Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

– Что происходит с рынком сырья?

– К сожалению, в России отсутствует производство целого ряда сырьевых компонентов необходимых для изготовления ЛКМ промышленного назначения. Этот дефицит сырья Правительство РФ решает в рамках плана по развитию производства малотоннажной химии. Но о результатах его реализации пока говорить преждевременно.

Холдинг ВМП использует для изготовления своей продукции все подходящее сырье российского производства, но недостающую часть нам приходится импортировать. 

Тем не менее, ВМП активно сотрудничает с отечественными производителями и научно-исследовательскими институтами, находит альтернативные источники сырья и разрабатывает собственные технологии. Мы убеждены, что совместными усилиями сможем преодолеть текущие трудности и обеспечить независимость от зарубежных поставок.

Несмотря на существующие вызовы, холдинг ВМП уверен в будущем и планирует дальнейшее развитие производства, увеличение научных исследований, а также расширение ассортимента лакокрасочных материалов, соответствующих самым высоким мировым стандартам. Мы продолжим оставаться ведущим производителем ЛКМ в России, способным удовлетворить потребности всех наших партнеров, обеспечивая высокое качество и надежность продукции.

erid: 2W5zFGXhfAY | Рекламодатель: НПХ "ВМП" | ИНН: 6661013754
"НПХ ВМП", АО
Екатеринбург
+7 (800) 500-54-00, +7 (343) 357-30-97



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025