"Мы – ворота Северного морского пути"

Флот: SEVMORPUT
- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 565 раз   |
С "Корпорацией развития Камчатского края" наша редакция хорошо знакома – мы регулярно проводим интервью с ее руководством, берем комментарии, рассказываем о важных и интересных проектах, в которых она участвует. Благодаря этому, один из самых  отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга регионов России не остается без читательского внимания. И это правильно, поскольку Камчатка напрямую связана с морской отраслью, с судоходством, рыболовством, логистикой.
Сегодня у нас в гостях генеральный директор АО "Корпорация развития Камчатского края", Юлия Харитонова. У руля корпорации она встала в ноябре прошлого года. Мы беседуем с ней о тех больших инфраструктурных проектах, связанных с Северным морским путем, которые сейчас реализуются на полуострове.
 
Юлия Харитонова / АО "Корпорация развития Камчатского края"

Юлия Юрьевна, в последние годы тема Северного морского пути и необходимости его максимального развития обсуждается очень бурно. Однако насчет участия в этом развитии Камчатского края в разговорах экспертов улавливается некое сомнение. Больше говорят про Сабетту, про Архангельск и про Мурманск. А тема Камчатки всплывает разве что в связи с "Новатэком". Почему, как вы думаете?

– Могу сказать, что Камчатка начинает осваивать арктический вектор, хотя еще недавно федеральные и региональные экспертные сообщества активно оспаривали саму возможность и целесообразность ее участия в развитии высокоширотной логистики. Инвестиционные проекты, которые предусматривали создание на территории полуострова инфраструктурных комплексов, нацеленных на развитие Северного морского пути, они считали бесперспективными.

Не исключено, что скептическое отношение к возможному участию Камчатки в развитии СМП объяснялось негативными прогнозами в целом по потенциалу полярной логистики. Еще три – четыре года назад с различных трибун раздавались утверждения, что усилия государства и бизнеса на этом поприще непродуктивны, коммерческое использование Севморпути невозможно, а кто-то вообще считал полярную логистику атавизмом советского периода без всякой надежды на возрождение в обозримой перспективе.

Сегодня всем очевидно, что Северный морской путь развивается, к нему растет интерес как отечественных, так и зарубежных транспортных и судоходных компаний. В минувшем году при плановых показателях в 26 миллионов тонн по СМП перевезено 31,5 миллиона тонн различных грузов.

Участие Камчатки в развитии инфраструктуры Северного морского пути, интеграцию края в выполнение указаний президента РФ о превращении СМП в международную транспортную артерию планетарного значения исполняющий обязанности губернатора края Владимир Солодов включил в число приоритетных задач, которые региону предстоит решать в обозримой перспективе.

Я даже процитирую вам слова, сказанные главой региона в связи с этим: "Мы – это ворота Северного морского пути, а СМП – это стратегическая ставка Российской Федерации. Поэтому развитие портовой деятельности, логистики – это очевидная экономическая ниша, которую мы должны занимать".

В декабре на форуме "Арктика: настоящее и будущее" мы с интересом слушали выступление вице-премьера правительства Камчатского края Юрия Зубаря, где он упоминал про идею "ледовых шаттлов". Можете рассказать, что это и как это будет работать?

– Речь идет о челночном принципе коммерческих перевозок по Северному морскому пути, который был сформулирован при участии правительства края и "Корпорации развития  Камчатки". Кстати, идея эта также поначалу встретила непонимание.

Концепция предполагает использование на полярном участке пути судов усиленного ледового класса, которые затем, на восточных и западных оконечностях трассы в незамерзающих акваториях, передают груз флоту, предназначенному для плавания в умеренных и тропических водах. Такая схема позволяет перевозчикам решать, как минимум, три серьезные проблемы. Она дает возможность обходиться без ледокольного сопровождения, значительно удешевляет высокоширотную логистику, позволяет перейти при достаточном количестве судов класса Arc 7 к круглогодичной навигации.

Восточное побережье Камчатки имеет несколько удобных гаваней, пригодных к созданию в них транзитных терминалов по переработке контейнерных и других видов грузов. Незамерзающие акватории северо-западной части Тихого океана простираются до 60-го градуса северной широты.

Следует также учитывать, что рядом с Камчаткой проходят международные судоходные линии, связывающие порты Северной Америки и Азии. Значительная часть грузов, перевозимых по ним, имеет транзитный характер и предназначена для европейских портов. Есть основания надеяться, что они уже в ближайшей перспективе смогут транспортироваться по Северному морскому пути, в большинстве случаев – после перегруза на Камчатке.
 
Вид на порт Петропавловска и выход в океан / Дарья Слабука

Концепцию челночных перевозок, еще до того, как экспертное и научное сообщества признали ее жизнеспособность, сумел оценить бизнес. Понимание  перспектив развития Северного морского пути и роли в этом процессе Камчатки, а  также  сформированные регионом привлекательные условия ведения предпринимательской деятельности, обусловили почти одновременное формирование на территории края нескольких инфраструктурных проектов в сфере логистики.

Например?

– Например, ООО "Терминал Сероглазка", дочерняя компания рыбопромышленного холдинга "NOREBO". Общество с ограниченной ответственностью,  имеющее статус резидента порто-франко, создает на берегу Авачинской губы комплекс для обслуживания рыбопромысловых судов, организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов, в том числе следующих Северным морским путем.

Компания уже получила определенный опыт использования полярной логистики. Правда, конструктивной частью этой практики представляется только работа "Сероглазки" с атомным лихтеровозом "Севморпуть" осенью минувшего года. Терминал обеспечил загрузку судна камчатскими морепродуктами для их транспортировки в Санкт-Петербург.

(В ходе этого рейса на "Севморпуть" было загружено 204 сорокафутовых контейнера с рыбой. Переход из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга занял 14 суток, сообщил нам капитан лихтеровоза во время нашей встречи с ним в январе 2020 года. – прим. ред.)

Ожидается, что в текущем году состоится несколько таких рейсов. С той лишь разницей, что для сокращения транспортного плеча и повышения рентабельности портом доставки камчатских морепродуктов станет Мурманск.

О планировании таких рейсов рассказал заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" Максим Кулинко: "В настоящее время работаем над тем, чтобы эту линию "раскатать". Для этого рассматриваем возможность аренды других судов-контейнеровозов. Предварительные расчеты показывают эффективность использования двух контейнеровозов вместимостью по 400 сорокафутовых рефрижераторных контейнера. К сожалению, перевозка из Камчатки в Санкт-Петербург удлиняет маршрут. Поэтому мы хотели бы организовать перегрузку рефгрузов в Мурманске".

Говоря о камчатских инвестиционных проектах, ориентированных на Северный морской путь, нельзя обойти вниманием комплекс по хранению и складированию нефтепродуктов ООО "МС-Бункер". Завершение реализации инвестиционного проекта планируется в текущем году. Основным направлением работы предприятия станет обеспечение бункеровки топливом судов, оперирующих в Арктике.
 
На Камчатке / pixabay.com

Я, честно говоря, жду, когда вы перейдете к рассказу о проекте, который реализует "Новатэк". Он сейчас больше всего на слуху…

– Да, терминал по перевалке сжиженного природного газа в бухте Бечевинской, который намерено построить ПАО "Новатэк", на сегодня является самым масштабным камчатским проектом, связанным с Северным морским путем. На акваториях комплекса в полном соответствии с предложенной Камчаткой схемой чартерных перевозок СПГ будет перегружаться с танкеров-газовозов ледового класса на танкеры, предназначенные для плавания в умеренных и тропических широтах.

Завершение первой очереди строительства запланировано на конец 2022 года. Федеральным бюджетом изысканы средства для создания морской инфраструктуры комплекса. Она включает в себя подходный канал и систему обеспечения безопасности судоходства.

Частный бизнес берет на себя создание двух плавучих хранилищ СПГ (FSRU – по международной классификации), рейдовые места стоянки танкеров-газовозов с якорно-швартовочным раскреплением и ряда береговых построек. Общий объем инвестиций в основной капитал проекта превышает 80 миллиардов рублей, из которых более 66,8 миллиарда – частные средства, в том числе компаний из Китая, Франции и Японии. При выходе на проектную мощность объем переработки газа составит почти 22 миллиона тонн СПГ в год. Рабочие места получат около 200 человек. Ожидается, что налоговые поступления в бюджеты всех уровней к началу 2028 года превысят 24,5 миллиарда рублей.

Точные сроки начала строительства не назывались, но ПАО "Новатэк" выражает готовность приступить к созданию терминала в ближайшее время.

Насколько сокращает сроки доставки СПГ для компании пользование этим маршрутом?

– Перевозки прошлого года ознаменовались рекордным прохождением ледового участка Севморпути. Танкер "Владимир Русанов", направлявшийся из Сабетты в Китай, преодолел СМП за шесть суток. А весь маршрут судна составил 16 дней – более чем в два раза быстрее по сравнению с переходом через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Выгодность северной логистики очевидна.

При этом газодобывающая компания наращивает поставки СПГ по Северному морскому пути в западном и восточном направлениям. По официальному сообщению компании, только в третьем квартале 2019 года 15 танкерных партий СПГ, произведенного на Ямале, проследовали в Азиатско-Тихоокеанский регион. А рынок российского сжиженного природного газа там все время расширяется. К его традиционным получателям в минувшем году прибавилась Бангладеш.
 
"Ямал СПГ" / "Новатэк"

Требуется добавить, что создание терминалов на востоке и западе СМП позволит танкерам класса Arc7 перевозить СПГ по Северному морскому пути в течение всего года. В ближайших планах компании использование 15 газовозов усиленного ледового класса с последующим увеличением их числа до 67.

Проект ПАО "Новатэк" интересен еще и тем, что он предусматривает обеспечение энергетического комплекса Камчатки газом, который планируют доставлять из бухты Бечевинской в Авачинскую губу специально построенным для этих целей танкером водоизмещением 5 тысяч тонн.

Есть еще какие-нибудь потенциальные проекты в этой сфере, которые могут быть реализованы на Камчатке?

– Да, есть проект компании из Ленинградской области, который может оказаться еще более масштабным в случае успешной реализации. Деловая инициатива ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" предусматривает строительство трех контейнерных терминалов, нацеленных на обработку контейнерных грузов, перевозимых по Северному морскому пути – на берегу Финского залива, в Мурманске и на Камчатке. Их эксплуатация с использованием схемы челночных перевозок на судах класса Arc 7 должна в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по СМП.

Проект дорогостоящий. Инвестиции только в создание терминала на Камчатке по  предварительным оценкам составят около миллиарда долларов. "Корпорация развития Камчатки" ведет сопровождение этого проекта. В апреле минувшего года в Санкт-Петербурге, на площадке Международного арктического форума состоялось подписание между КРКК и Приморским универсально-перегрузочным комплексом  соглашения о сотрудничестве в рамках реализации Камчатского контейнерного терминала Северного морского пути.

О другом перспективном проекте, ориентированным на развитие Северного морского пути, рассказал в недавнем интервью заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков:

"Кольский полуостров и Камчатка рассматриваются в качестве возможных хабов для функционирования международной контейнерной линии по Северному морскому пути. Буквально на днях с коллегами из Росатома обсуждали перспективы развития данного проекта <…>. Теперь в работе порядка шести-семи точек <...>. Нужно сделать глубокий экономический анализ, подготовить имитационную модель, которая позволит определить, в каких именно точках целесообразно строить хабы, чтобы северный маршрут мог соперничать с южным. Предварительные оценки будут готовы до конца текущего года, тогда же будет принято решение по хабам. Помимо Лиинахамари и Петропавловска-Камчатского рассматривается Мурманск, а также порты Сахалина и Приморского края".

Очевидно, что Камчатка в силу своего более северного положения занимает в этом ряду приоритетное место. Эксплуатация судов класса Arc 7 целесообразна только в полярных водах, и логистика тем выгоднее, чем меньше транспортное плечо от ледовых полей до незамерзающих акваторий. Иная ситуация делает концепцию челночных перевозок непродуктивной.

Проектов много, все интересные. Что их реализация даст нашему сырьевому и логистическому бизнесу, примерно понятно. А если говорить о самом Камчатском крае и местном населении, в чем видите их выгоду?

– Полуострову и его жителям это даст новые направления развития с колоссальным позитивным потенциалом. Недавно в Финансовом университете при правительстве РФ прошел круглый стол, за которым собрались многие ведущие эксперты страны. Они пришли к выводу, что уже в ближайшее пятилетие Камчатке следует "готовиться к тому потоку инвестиций, который может в корне поменять систему хозяйствования края, на сегодняшний день основанную на добыче морских биоресурсов и развитии сферы туризма. При сохранении этих тенденций (рост инвестиций в эти секторы идет энергично, Камчатка наращивает инвестиционный потенциал), уже в 2025 – 2030 годах экономика края может переориентироваться на логистику, хранение грузов и т.д."

Выводы федеральных экспертов совпадают с прогнозными оценками аналитиков корпорации, с планами развития края, сверстанными правительством региона. Камчатка в добавление к географическим и навигационным преимуществам, которые создала для нее природа, сумела сформировать организационные, правовые и экономические условия для интеграции в стратегические планы освоения Арктики и развития Северного морского пути.
 
Скалы Три брата – визитная карточка Авачинской губы / Дарья Слабука

Перефразируя гениальные строки Владимира Владимировича Маяковского, скажу так: "Я славлю Камчатку, которая есть, но трижды, которая будет…" Это очень точно отражает сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию на Камчатке, сумевшей подготовиться к старту грандиозных преобразований. Связаны они, в том числе, с интенсификацией развития Северного морского пути, и в целом российской Арктики.

Материалы по теме:
Возможности Камчатского края в развитии грузоперевозок по Северному морскому пути (доклад заместителя председателя правительства Камчатского края)
Севморпуть с другого ракурса — транзит, круизы, малый бизнес (о форуме "Арктика: настоящее и будущее - 2019")
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о "Комплексном плане модернизации и развития магистральной инфраструктуры")
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)
 

Наши новости в Telegram

Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Новатэк", ПАО Россия, Москва+7 (495) 730-60-00
"Корпорация развития Камчатского края", АО Россия, Петропавловск-Камчатский +7 415 220-1577
"Норебо Холдинг", AO Россия, Мурманск+7 (8152)63-76-37
"Росатом", ООО Россия, Москва+7(499)949-45-35
"МОРСКОЙ СТАНДАРТ БУНКЕР", ООО Россия, Петропавловск-Камчатский+7 (963) 510-75-13


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Трусов Константин Васильевич, 09.05.2020, 00:42Вот дело, которым стоит заниматься. Жаль, что молодость быстро проходит

Предыдущая новость