реклама

Морской экспорт зерновых – Румыния и Болгария не заменят Россию

0 704 2 мин
Отгрузки зерновых из портов Черного моря постепенно возобновляются, хотя на восстановления предкризисных объемов экспорта говорить пока не приходится.
СПГ-балкер "HL Oceanic" / Фото: HYUNDAI
 Как известно, вследствие повышенных рисков из-за «блуждающих» минных заграждений в районе т.н. Большой Одессы (порты Одесса, Южный и Ильичевск), Украина ищет пути доставки своих зерновых потребителям через порты Румынии.

Очевидно, в последние дни в качестве альтернативного перевалочного региона официальный Киев начал рассматривать еще и Болгарию. Участники рынка сообщают о некоторой активизации перевозок зерновых культур из портов Болгарии (Варна) и Румынии (Констанца), куда они доставляются с украинской территории.

При этом особо отмечается, что транспортировка этих грузов преимущественно осуществляется на небольших балкерах (типа sub-Supramax, Handysize и судах меньших размеров). Отгрузок же на балкера типа Supramax и Panamax не было отмечено с самого начала обострения кризиса на Украине.

Между тем, как региональные (Северная Африка, Ближний Восток) так и мировой рынок в целом уже начинают ощущать недостаток поставок зерновых и масличных культур из портов Черного моря (в основном, из России и Украины). Западные отраслевые эксперты обращают внимание, что Россия, сохраняя ограничения торгового мореплавания по Азовскому морю, понемногу возобновляет вывоз зерна из своих черноморских портов, на судах, находящихся в собственности или под управлением (в той или иной форме) российских операторов.

Опасаясь жесткого прессинга за нарушение санкций, многие иностранные судовладельцы заняли выжидательную позицию, или требуют выплаты повышенных фрахтовых ставок и дополнительных страховых премий за рейсы в российские порты Черного моря. По предварительным оценкам, суммарные расходы грузовладельца по фрахту балкера средних размеров на подобных маршрутах могут достигать порядка $2 000 в сутки.

Повышенный спрос на продукты питания при искусственном (санкционном) сокращении предложения специализированного тоннажа уже привел к существенному повышению ставок фрахта, даже без учета «военных» рисков.

В частности, по данным британской S&P Global, всего за десять дней, предшествующих переходу украинского кризиса в «горячую» фазу, фрахтовые ставки с доставкой зерновых по маршруту Одесса – Циндао (Китай) в 60 000 тонно-миль выросли на 13%, до $48 за тонно-милю, в то время как соответствующий показатель для рейса Одесса-Александрия увеличился на 38%, до $20,5 за тонно-милю.

Теперь же, после того как порты Большой Одессы фактически выпали из экспортных логистических цепочек (и, скорее всего, надолго), представляется вполне очевидным, что:

1. Мировой рынок вряд ли сможет отказаться от российских зерновых.
2. В их экспортных поставках которых смогут по-прежнему участвовать суда российских компаний, для которых вполне официально остаются открытым практически все порты в большей части мира.
Большая часть мира остается открытой для России / Фото: Википедия
В своих предшествующих публикациях Korabel.ru рассказывал о том как Запад оценивает риски потери российской нефти, а также об эффекте бумеранга санкций для мирового морского бизнеса.
   



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Перспективы автономной навигации по Севморпути представили во Владивостоке
16:43 / судоходство