реклама
Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Лодку "Дрескомб Логгер" строят в Иркутской области ребята из "Детской парусной школы"

0 5703 7 мин
Сегодня уже никого не удивишь тем, что в регионах, которые особенно близки к крупным водоемам, находятся свои умельцы, окрыленные стремлением покорить быстроходные реки и глубокие озёра. Единицам из таких недостаточно просто купить судно, поэтому они, вооружившись незамысловатыми чертежами, приступают к долгому, кропотливому строительству методом проб и ошибок. А кто-то делает это еще и на благо общества. Дмитрий Михайлов из поселка Култук Иркутской области как раз из таких энтузиастов - он намерен не просто построить английскую лодку, способную ходить по водам Байкала, но и обучить по возможности ребят из местной школы, чтобы и они смогли попробовать себя в роли моряков и судостроителей. Для этого на базе местного Дома Культуры была организована "Детская парусная школа".

Здесь нужно понимать, что строить судно самому — сложно, а с подростками этот процесс усложняется многократно. Однако, возможно, в дальнейшем кто-то из ребят, некогда занимавшихся в кружке Дмитрия Михайлова, и в самом деле сможет отправиться в большое плавание, строить суда или корабли.

Как рассказал нам Дмитрий, в этом случае идея строительства лодки не была первичной.
- В моём проекте главной задачей является работа с детьми. Я давно думал о том, каким образом могу повлиять на новое поколение. Не скажу, что я первооткрыватель в направлении работы с детьми, просто захотел увлечь не самую успевающую часть школьников хорошим делом.

Тем более, как утверждает активист из Култука, ученики 7-й поселковой школы были всегда сильны как в культурной, так и в научной сфере, и, конечно же в спорте. Сам организатор "Детской парусной школы" некогда был одним из таких активистов и членом туристического кружка, который вырос в краеведческий, туристический, научно-исследовательский центр.

Но на выбор направления, по которому он работает с детьми, оказали влияние и личные предпочтения. Когда Дмитрий Михайлов впервые столкнулся с судами был таким же подростком, как и нынешние его ученики. Занимаясь вместе с отцом и братом рыбной ловлей на Байкале, тогда еще юношей, он привязался к водной стихии. И хотя, как признается руководитель кружка, "серьёзного" опыта в работе с судами у него нет, но зато есть желание и стремление помочь подросткам найти то, что было бы им по душе.

Чтобы привлечь ребят Дмитрий договорился со школьной администрацией и в рамках классного часа озвучил свою идею.
- Поскольку дело достаточно серьёзное, я решил привлекать ребят с 5 по 10 классы. Критериев для отбора никаких не было - звал и мальчишек, и девчонок. На первое организационное собрание пришло 9 человек, потом осталось 6, летом один мальчик уехал, осталось пятеро.

По словам Дмитрия, дети с далеко не простыми характерами и семейными ситуациями, поэтому к ним нужен особый подход. Первоначальные конфликты между ребятами разных возрастов руководитель кружка постарался урегулировать сразу.
- Я провёл с ними беседы, и с тех пор ситуация нормализовалась. Более того, сейчас они стали с большим вниманием относиться друг к другу. Тем не менее, когда они вместе, я стараюсь всё время быть начеку. Ну и вспомогательными способами укрепляю командный дух, так как на воде нельзя работать, если нет доверия.

Пусть меня научат
Как и в любом другом кружке, занятия Дмитрий Михайлов разделил на теоретические и практические. Сельский Дом Культуры предоставил ребятам бесплатное помещение, которое они могут использовать в любое время, для изучения теории.
- Общий план обучения я позаимствовал из пособия Антонова и Романова "Маломерные суда на водоёмах России". Естественно, материал давал выборочно и адаптировано, для того, чтобы не перегружать ребят информацией. Общие сведения по видам, устройству, эксплуатации, назначению судов. Недавно изучали построение пазового чертежа.


Самый важный момент — это отработка теории на практике. Сегодня строительство лодки ведется на двух площадках. Одно помещение отапливается — в нем идет обработка и сборка элементов, в другом же отопления нет — там проходит установка на стапель.
- Это сделано ради экономии и комфорта, так как большой гараж обогревать накладно. Если бы появилась возможность арендовать большой гаражный бокс, с освещением и обогревом, то это был бы идеальный вариант, чтобы весь инструмент и материалы находились в одном месте. Но цена этого вопроса 5 тысяч в месяц без расходов на электроэнергию.

На рабочих площадках Дмитрий показывает на своем примере, как проводить ту или иную операцию. Однако существуют и некоторые табу, например, ребята не работают с электропилой. Плюс ко всему в кружке предусмотрены необходимые защитные средства - наушники, очки, перчатки.

Ребята под руководством Дмитрия приступили к строительству английской лодки проекта "Дрэскомб Логгер". Судно первоначально создал для своей семьи опытный конструктор для эксплуатации в прибрежных морских зонах Северного моря.
- Поскольку лодка открытая, снабжена мотором, парусом и веслами, то это наиболее удобный и безопасный учебно-тренировочный снаряд. По своим техническим характеристикам проект наиболее полно отвечает сложным климатическим условиям нашего района.

Сегодня найти чертежи в интернете не составляет труда, да и во вспомогательной литературе недостатка нет. Ребята и их руководитель работают над судном, используя в качестве основных источников информации "15 проектов судов для индивидуальной постройки" и электронные материалы с различных ресурсов.
- Особых проблем с поиском материалов нет, в проекте указаны вполне доступные, и сразу же оговариваются их альтернативы. Однако с некоторыми химическими материалами возникают сложности. Конечно, я понимаю опытные судостроители имеют массу запасных вариантов, но такие знания приходят с опытом.


Основной материал для строительства "Дрескомб Логгера" - это фанера. По мнению строителей, с узкими полосами фанеры работать проще, чем с широкими листами для формовки корпуса. Единственная сложность заключается в том, что лист фанеры короче проектной длины корпуса, которая ориентировочно составляет 5-6 метров. Для некоторых материалов приходится искать альтернативу. В проекте указано, что доски, бруски и рейки должны быть дубовыми, однако в такой вид древесины является отнюдь не бюджетным, поэтому и используются вместо этого материалы из сосны и лиственницы.

К слову, все расходы по строительству судна взял на себя руководитель кружка. Однако и ребята стараются помогать — так, прошлой весной все вместе они построили забор для сестры Дмитрия, а вырученные средства были потрачены на нужды кружка.
- На постройку корпуса необходимо порядка 50 тысяч. Точные данные о количестве необходимых материалов нигде не указаны. Строители прошедшие этот путь, говорят, что сложно точно подсчитать, так как кто-то из них вообще не вел учёт, а некоторые местами меняли проект под себя и у них расход материала был не по проекту. Учитывая, что я строю плавсредство впервые, да ещё и с детьми, думаю что заложить некоторый процент "на порчу" всё же придётся.

Но это не самые главные траты, на которые придется пойти. Для лодки по проекту нужен мотор. А стоимость такого оборудования зависит от многих факторов. По мнению Дмитрия, на судно, которое будет ходить по Байкалу, нужно устанавливать максимально допустимую мощность для обеспечения дополнительной безопасности. Не забывает строитель и о том, что мотор должен быть экологичным, так как понятно, о каком водном объекте идет речь. К тому же, нельзя списывать со счетов и такие расходы, как снаряжение лодки, паруса, верёвки, дельные вещи, а также необходимую экипировку и средства безопасности для плавания. Вот и получается, что к затратам на корпус добавляются еще 100 тысяч.


Инициатива наказуема?
Логично предположить, что для такого проекта должна быть предусмотрена материальная помощь в бюджете местных властей. Однако о работе с ними пока речи не идет.
- Достаточно того, что когда я ставил их в известность о своём проекте, никакого противодействия с их стороны не последовало.

Здесь с какой стороны не подступись Дмитрию Михайлову, несмотря на то, что он занимается полезным делом, норовят постоянно напомнить о его "любительском" статусе. Руководитель "Детской парусной школы" Култука на такое давно не обижается, понимает, что опыта не хватает. Но ведь именно поэтому так необходима поддержка для социального проекта.

В прошлом году со своим проектом Дмитрий участвовал в молодёжном лагере "Байкал 2020" и прошёл все отборочные этапы. После итоговой защиты ему сообщили, что он вероятно получит небольшой грант. Однако, что-то этому помешало. Статус любителя снова сыграл с активистом злую шутку.

Но несмотря на то, что пока многие скептически смотрят на деятельность кружка в Култуке, есть и те, кто может подтвердить важность работы Дмитрия и его подопечных.
- На мою просьбу предоставить рекомендательное письмо к моей заявке на конкурс откликнулись не только местная и районная администрации, но и знакомый эколог, сотрудница общественной экологической организации "Байкальская Экологическая Волна", с которой я познакомился на одном из молодёжных форумов.

Помощь в этом проекте нужна, этого Дмитрий не скрывает. Все-таки житель Култука, надо признать, сегодня практически в одиночку занимается работой с ребятами.



Будет ли лодка ходить по Байкалу
Если все сложится удачно, не будет проблем с финансами, корпус лодки будет готов к началу лета. Руководитель проекта, отмечает, что это не будет идеально построенная лодка, но "оверкиль при спуске на воду она не сделает точно".
- Задачи отправиться в дальнее плавание нет. Если ребята будут уметь пользоваться парусами, совершать простейшие манёвры, оценивать погодную ситуацию и выбирать соответствующие способы движения - этого будет вполне достаточно. Итоговым экзаменом будет короткий переход из Култука до Слюдянки или посёлка Старая Ангасолка и обратно, с соблюдением всех правил безопасности .

К походу ребята также готовятся — изучают правила плавания на ВВП. Пока не понятно, как будут складываться отношения с ГИМС, так как представители госинспекции сказали Дмитрию, что пока нет судна и говорить не о чем. Когда лодка будет построена не исключено, что и со стороны этого подразделения МЧС возникнут некоторые препятствия.

Но руководитель кружка сдаваться не собирается, налаживает новые контакты, хочет привлечь к обучению из поселковой школы тренеров из иркутской детской спортивной парусной школы. Она также была организована яхтсменами. Родители подопечных Дмитрия оценивает долю риска, но понимают, насколько важна эта работа для ребят.

Сами ученики ответственно подходят к делу, хотя и рано еще говорить о том, что у этой работы будет продолжение.
- Я готов работать до конца. Мне это нравится и я хочу научиться управлять нашим небольшим судном, - делится своими мыслями один из юных корабелов Валера Кубай.

- Если мне удастся завершить строительство и оснащение лодки к первому июля, удастся "обкатать" ребят, чтобы к сентябрю они сдали практический экзамен, то в начале учебного года 2014-15 я наберу новую группу, - планирует Дмитрий. -  Помехой могут стать только самые форс-мажорные обстоятельства, связанные с моим здоровьем. Если будет возможность и у ребят будет интерес, то через год мы попробуем построить другое судно. Но до этого ещё очень далеко.

Реализация проекта для организатора "Детской парусной школы" выгоды не несет, однако и цели другие. В первую очередь — это обучить и сплотить ребят, научить их делать что-то сообща. А дальше уж как пойдет.
- Мне бы хотелось, чтобы моя школа стала самостоятельным объектом, появилось собственное здание, уровни образовательной подготовки стали нескольких степеней. И еще, чтобы дети после полного курса обучения могли сами не только построить маломерное судно, но и спроектировать новое. И конечно, чтобы школа вышла на уровень самоокупаемости, поскольку ни один бюджет не сможет обеспечить.

Анастасия Судникова




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Более 750 студентов и школьников посетили машиностроительные предприятия Росатома на "Неделе без турникетов"
19:09 / образование