реклама

"Которого государства корабль, того государства и знамя!"

0 368 3 мин
22 августа - День российского флага. Современники связывают эту дату с событиями последних десятилетий. Между тем этот символ государства уходит корнями в далёкую историю и неразрывно связан с кораблями.
Где бы ни находились наши корабли, российский флаг прямо указывает на их принадлежность нашему государству. Он напоминает о том, что Россия - великая морская держава, что её посланцев можно встретить в любой точке мирового океана. И совершенно оправдан курс на то, чтобы суда, осуществляющие каботажное плавание в наших водах, ходили под российским флагом.

Как судостроитель, я убежден в правоте тех исследователей, которые говорят: появление флагов в их нынешнем виде связано с развитием флота. Начнем с того, что прямоугольное полотнище на флагштоке должно развеваться на ветру. А ветер… его ищут не в перелесках на суше, а на любой водной глади: на реке, озере, в море, океане. Да и сама форма флага, его контрастные цвета, различимые уже издалека, важны были именно для мореплавателей, демонстрировавших при заходе в иностранные порты свою принадлежность тому или иному государству.

Русские мореходы не были здесь исключением, и потребность в прапоре (как тогда говорили) возникла именно тогда, когда кораблю предстояло дойти до дальних берегов. Бесспорных свидетельств уже не найти, но многие специалисты убеждены: первое решение об использовании бело-сине-красного триколора в качестве российского флага состоялось в годы строительства первого же русского фрегата "Орел".

29 июня 1667 года царь Алексей Михайлович повелел заложить его в селе Дединово на Оке – для обеспечения безопасности торгового мореплавания в Каспийском море. От этой же даты ведет отсчёт и наше государственное судостроение (а ему в этом году исполнилось 350 лет). И с этим же событием связан введенный в этом году решением Правительства России День кораблестроителя.

Через год после выхода царского указа, в 1668 году, "Орёл" был построен и спущен на воду. Готовясь к плаванию, будущий капитан фрегата голландец Д.Бутлер попросил государя указать, какой флаг ему надлежит поднять: "на кораблях бывает: которого государства корабль, того государства и знамя".

Ответ Алексея Михайловича в архивах не сохранился, но известно, что к вопросу выбора флага царь подошел со всей серьезностью. По его поручению подготовили "Писание о зачинании знак и знамен или прапоров", снабдив его изображениями флагов ведущих морских держав того времени. После ознакомления царя с писанием и было отдано государево распоряжение Сибирскому приказу "прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафтчервчатых, белых и лазоревых к корабельному делу на знамена и яловички".

Считаю очень важным, что в Дединово хранят память об этом событии. Два месяца назад мне с коллегами удалось побывать в этом замечательном селе, расположенном на обоих берегах Оки. Повстречаться там с юными моряками из местного кадетского корпуса, поговорить с их учителями и родителями, наконец, взобраться на колокольню, с которой открывается вид на Оку. А ещё - зайти в церковь, заложенную сыном царя Алексея Михайловича - великим Петром Первым. Нет, все же не случайно именно он стал основателем Российского флота!

Мы никогда не забудем, как искренне радовались люди, собравшиеся 29 июня на праздник, посвященный возвращению всей России памяти об "Орле". Им не помешала ни прохладная для конца июня погода, ни проливной дождь. Ведь и для них, и для нас этот день стал днём восстановления исторической справедливости. И безусловно - признанием заслуг сельчан, сохранивших память не только о первом русском фрегате, но и о триколоре, ставшем символом нашего государства. Съездите туда: на въезде в село уже много лет стоит памятный знак: "Дединово – родина российского флага и первого русского корабля"...

Мы, корабелы, гордимся тем, что слова "флаг" и "корабль" неразрывно связаны друг с другом. И знаем, что это накладывает на нас особую ответственность. Да и все мы - граждане великой державы - обязаны помнить о силе духа, интеллекте и героизме наших предков. Однако жить лишь прошлыми заслугами, не создавая того, что так же останется в веках, нельзя. Считаю символичным, что в 10 километрах от Дединово сейчас идут работы по реконструкции Белоомутского гидроузла, которые должны восстановить активное судоходство по Оке.

Через год с небольшим их завершат, и тогда уровень реки поднимется почти на метр. А значит, по этой реке вереницей пойдут и пассажирские, и грузовые суда, а над просторами реки заполощутся на ветру бело-сине-красные флаги.
Мы эти суда уже строим. Время заказывать ткани!
Алексей Рахманов
президент ОСК



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В РРПК рассказали об организации производства на супертраулерах
18:49 , 26 Апреля 2024 / рыболовство