В середине ноября в Петербурге состоялось совещание, посвященное реализации проекта «Петербург – морская столица России». Выступая на нем, губернатор Валентина Матвиенко отметила, что Петербург исторически был и остается центром российского судостроения и подготовки кадров для этой отрасли. Что здесь удалось сделать за последние годы? Какие проблемы предстоит решить? Об этом после совещания наш побеседовал с заместителем председателя постоянной комиссии по профориентации Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Виталием ШИШЕНИНЫМ.
– Виталий Александрович, вы отвечаете за непростой участок работы Морского совета – подготовку кадров. Удалось вникнуть в ситуацию?
– Мне эта сфера хорошо знакома: я десять лет был директором межшкольного учебного комбината, работал в системе профтехобразования, сейчас – в Морском техническом университете. В нашей комиссии не просто люди, профессионально знающие дело, но и заинтересованные: руководящий состав учебных заведений, предприятий.
– Сейчас, по мнению специалистов, как никогда важна пропаганда рабочих профессий. Какие ее формы, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Тут трудно говорить определенно – некоторые мероприятия изначально рассчитаны на то, что результат они дадут через несколько лет. Вообще считаю, что начинать нужно уже с детского сада – приходить туда и увлекательно рассказывать о профессии корабела.
Можно с уверенностью сказать, что зарекомендовали себя конкурсы профессионального мастерства. Очень важно, чтобы такие мероприятия находили отражение в прессе – это формирует имидж рабочих профессий, повышает их привлекательность.
Мы, кстати, сами проявляем инициативу: по нашему заказу снят фильм «Профессия – корабел», весь тираж которого разослан по школам. Понятно, что не везде его покажут, но там, где серьезно относятся к профориентации, такой фильм – подспорье в работе. Покажут не для того, чтобы навязать выбор, – прежде всего, дать информацию.
Сейчас готовим «Энциклопедию морских профессий» – это комплексная программа.
– Вы считаете, что сегодня у школьников мало информации о профессиях?
– Мало, а ведь чем ее больше – тем лучше. Недавно прошел Морской молодежный бал, где награждались лучшие школы в сфере профориентации в морской и судостроительной деятельности. Победителем стала 590-я школа Красносельского района Петербурга. Как ни удивительно, но она отнюдь не базовая одного из профильных вузов или техникумов – никого там специально не готовят к поступлению. Зато в рамках индивидуального развития введен факультативный курс «Санкт-Петербург – морская столица». Он чисто информационный, но построен увлекательно, ребята многое узнают. Когда подсчитали количество выпускников этой школы, решивших связать свою судьбу с морем и судостроением, то они по одному-два человека «закрыли» все вузы: «Макаровку», «Корабелку», военно-морские институты и т. д. Думаю, что такой результат еще требует анализа.
Практика показывает, что только за счет умелой профинформации можно в три раза увеличить число желающих выбрать специальность морского профиля. Кстати, мало кто знает, что в Петербурге свыше 40 вузов готовят кадры для морской сферы деятельности. Мы даже дважды в год проводим Морской межвузовский фестиваль. 15 января уже в третий раз будем проводить красочный митинг у скульптуры «Царь-плотник». Именно в этот день Петр Первый получил в Голландии патент корабельного плотника – это первый в России морской сертификат об образовании!
– Не секрет, что некоторые скептически относятся к переориентации молодежи на инженерные и рабочие профессии. Есть здесь какие-то подвижки?
– К сожалению, сейчас нет целостных исследований о ценностной ориентации молодежи. Да, молодое поколение умнее, но в то же время более практичное. Если в наше время многих привлекала романтика той или иной профессии, то теперь иные критерии оценки: уровень зарплаты, перспективы карьерного роста и т. д.
К слову, предприятия отрасли делают выводы. К примеру, оплачивают обучение «своих» студентов в вузе. Используют проверенный еще в советское время на заводе-втузе метод: начиная со второго курса, студенты работают на производстве. В частности, подобная практика внедрена на «Арсенале». Студенты не только познают технологию, начиная от станка, но и четко знают: сейчас я получаю 20 тысяч рублей, а придя сюда с дипломом, буду получать под 40. Не нужно никакой агитации – есть четкие ориентиры.
«Адмиралтейские верфи» оплачивают обучение студентов-очников рабочим профессиям. Зачем? Для того чтобы стать квалифицированным инженером, нужно овладеть и этими специальностями, получить опыт организаторской работы. Такой выпускник не боится производства, он видит там свое место сегодня и в перспективе. Не случайно в большинстве своем руководители высшего и среднего звена на предприятиях судостроительной отрасли в свое время оканчивали профессиональные училища или техникумы, а уже потом – вечерний или заочный вуз.
Сама жизнь заставляет предприятия творчески подходить к привлечению кадров, работать на перспективу. На том же «Пролетарском заводе» своим ребятам дают кредиты на обучение, платят стипендию. Это не просто договор – тут чисто экономические отношения: после учебы отработал на заводе несколько лет – кредит списывается, а если новоиспеченный специалист решил податься к другому работодателю – будь добр вернуть затраченные на тебя средства. Опять же кредит – это стимул учиться, обязательно окончить вуз. В противном случае придется возмещать нанесенный собственной нерадивостью ущерб.
Словом, идей и уже реализованных проектов все больше, поэтому желательно обобщить накопленный в кадровой сфере опыт. Он будет востребован, так как проект «Петербург – морская столица России» неразрывно связан с реальной экономикой города, которая требует настоящих профессионалов.
– Мне эта сфера хорошо знакома: я десять лет был директором межшкольного учебного комбината, работал в системе профтехобразования, сейчас – в Морском техническом университете. В нашей комиссии не просто люди, профессионально знающие дело, но и заинтересованные: руководящий состав учебных заведений, предприятий.
– Сейчас, по мнению специалистов, как никогда важна пропаганда рабочих профессий. Какие ее формы, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Тут трудно говорить определенно – некоторые мероприятия изначально рассчитаны на то, что результат они дадут через несколько лет. Вообще считаю, что начинать нужно уже с детского сада – приходить туда и увлекательно рассказывать о профессии корабела.
Можно с уверенностью сказать, что зарекомендовали себя конкурсы профессионального мастерства. Очень важно, чтобы такие мероприятия находили отражение в прессе – это формирует имидж рабочих профессий, повышает их привлекательность.
Мы, кстати, сами проявляем инициативу: по нашему заказу снят фильм «Профессия – корабел», весь тираж которого разослан по школам. Понятно, что не везде его покажут, но там, где серьезно относятся к профориентации, такой фильм – подспорье в работе. Покажут не для того, чтобы навязать выбор, – прежде всего, дать информацию.
Сейчас готовим «Энциклопедию морских профессий» – это комплексная программа.
– Вы считаете, что сегодня у школьников мало информации о профессиях?
– Мало, а ведь чем ее больше – тем лучше. Недавно прошел Морской молодежный бал, где награждались лучшие школы в сфере профориентации в морской и судостроительной деятельности. Победителем стала 590-я школа Красносельского района Петербурга. Как ни удивительно, но она отнюдь не базовая одного из профильных вузов или техникумов – никого там специально не готовят к поступлению. Зато в рамках индивидуального развития введен факультативный курс «Санкт-Петербург – морская столица». Он чисто информационный, но построен увлекательно, ребята многое узнают. Когда подсчитали количество выпускников этой школы, решивших связать свою судьбу с морем и судостроением, то они по одному-два человека «закрыли» все вузы: «Макаровку», «Корабелку», военно-морские институты и т. д. Думаю, что такой результат еще требует анализа.
Практика показывает, что только за счет умелой профинформации можно в три раза увеличить число желающих выбрать специальность морского профиля. Кстати, мало кто знает, что в Петербурге свыше 40 вузов готовят кадры для морской сферы деятельности. Мы даже дважды в год проводим Морской межвузовский фестиваль. 15 января уже в третий раз будем проводить красочный митинг у скульптуры «Царь-плотник». Именно в этот день Петр Первый получил в Голландии патент корабельного плотника – это первый в России морской сертификат об образовании!
– Не секрет, что некоторые скептически относятся к переориентации молодежи на инженерные и рабочие профессии. Есть здесь какие-то подвижки?
– К сожалению, сейчас нет целостных исследований о ценностной ориентации молодежи. Да, молодое поколение умнее, но в то же время более практичное. Если в наше время многих привлекала романтика той или иной профессии, то теперь иные критерии оценки: уровень зарплаты, перспективы карьерного роста и т. д.
К слову, предприятия отрасли делают выводы. К примеру, оплачивают обучение «своих» студентов в вузе. Используют проверенный еще в советское время на заводе-втузе метод: начиная со второго курса, студенты работают на производстве. В частности, подобная практика внедрена на «Арсенале». Студенты не только познают технологию, начиная от станка, но и четко знают: сейчас я получаю 20 тысяч рублей, а придя сюда с дипломом, буду получать под 40. Не нужно никакой агитации – есть четкие ориентиры.
«Адмиралтейские верфи» оплачивают обучение студентов-очников рабочим профессиям. Зачем? Для того чтобы стать квалифицированным инженером, нужно овладеть и этими специальностями, получить опыт организаторской работы. Такой выпускник не боится производства, он видит там свое место сегодня и в перспективе. Не случайно в большинстве своем руководители высшего и среднего звена на предприятиях судостроительной отрасли в свое время оканчивали профессиональные училища или техникумы, а уже потом – вечерний или заочный вуз.
Сама жизнь заставляет предприятия творчески подходить к привлечению кадров, работать на перспективу. На том же «Пролетарском заводе» своим ребятам дают кредиты на обучение, платят стипендию. Это не просто договор – тут чисто экономические отношения: после учебы отработал на заводе несколько лет – кредит списывается, а если новоиспеченный специалист решил податься к другому работодателю – будь добр вернуть затраченные на тебя средства. Опять же кредит – это стимул учиться, обязательно окончить вуз. В противном случае придется возмещать нанесенный собственной нерадивостью ущерб.
Словом, идей и уже реализованных проектов все больше, поэтому желательно обобщить накопленный в кадровой сфере опыт. Он будет востребован, так как проект «Петербург – морская столица России» неразрывно связан с реальной экономикой города, которая требует настоящих профессионалов.