/ пресс-релизы

Кому доверить лоцмана

0 807 3 мин
Рынок лоцманских операторов в будущем году может претерпеть изменения. В Государственной думе РФ готовится ко второму чтению законопроект “О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания РФ”, в котором предусмотрено урегулирование деятельности негосударственных лоцманских организаций ( по материалам РЖД Партнер)

 

 

 Потеснить с рынка


В законопроекте указано, что в морских портах, смежных с военно-морскими базами и местами дислокации военных кораблей, а так же в гаванях, где перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется только лоцманскими службами государственных организаций. Это значит, что после принятия законопроекта частные операторы лишатся возможности работать в большинстве российских портов, им останутся лишь небольшие гавани.
Однако вопрос о принципах определения портов с государственными лоцманскими службами остается дискуссионным. “Критерии, по которым авторы законопроекта выделили порты, где проводка должна осуществляться только лоцманами ФГУП “Росморпорт”, мы считаем надуманными и противоречащими постановлению Конституционного суда РФ от 6 апреля 2004 года, – считает заместитель лоцманского командира автономной некоммерческой организации (АНО) “Морские лоцманы Санкт-Петербурга” Александр Тимофеев. – Такой закон приниматься не должен, поскольку он дискриминирует лоцманские службы отличных от государственной форм собственности и вытесняет с рынка всех участников, кроме ФГУП “Росморпорт”.

А.Тимофеев уточнил, что позицию АНО по этому вопросу поддерживает президент России, Общественная палата при президенте РФ и Совет Федерации. Например, президент РФ Дмитрий Медведев в Заключении на проект Федерального закона №1485-5 “О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации” отметил, что законопроект “концептуально поддерживается, однако по нему имеются замечания и предложения”. В частности, он указал, что необходимо отразить в законопроекте, в каких именно случаях и по каким критериям допускаются государственные или негосударственные организации по лоцманской проводке судов. “Поскольку в Кодексе торгового мореплавания РФ лоцманы государственных и негосударственных организаций имеют одинаковый правовой статус, не существует какого-либо отличия в специфике их положения, в требованиях, предъявляемых к деятельности негосударственных лоцманских организаций, и нет оснований для ограничения их работы, – говорится в письме президента. – Учитывая изложенное, законопроект нуждается в доработке и может быть поддержан с учетом приведенных замечаний”.

Цена услуги

Рынок лоцманских операторов в Северной столице сегодня делят лоцманская служба Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Росморпорт" и АНО "Морские лоцманы Санкт-Петербурга". Их услуги оплачиваются за счет специального лоцманского сбора, размер которого зависит от водоизмещения. По данным ФГУ "Администрация морского порта Большой порт Санкт-Петербург", при внутрипортовой проводке ставка лоцманских сборов для большинства судов загранплавания составляет за операцию 0,47 руб/GT. Для накатных судов и контейнеровозов – 0,33 руб/GT, а для наливных лоцманский сбор рассчитывается исходя из ставки 0,52 руб/GT. Флот каботажного плавания рассчитывается по ставке 0,07 руб/GT, при этом для накатных и контейнеровозов она составляет 0,05 руб/GT, а для наливных – 0,08 руб/GT.

А.Тимофеев уточнил, что стоимость одной проводки сильно варьируется. В зависимости от вместимости судна она может составить от 160 до 40 тыс. рублей. При условии, что ежемесячно через порт Санкт-Петербург проходит около 350 судов, рынок лоцманских услуг можно оценить примерно в 230–250 млн рублей в год.

В морских странах существуют различные организационно-правовые формы регулирования в подотрасли. В Германии и Голландии, например, лоцманские службы являются самоуправлемыми организациями. В Финляндии лоцманская служба одна – государственная с элементами лоцманского самоуправления.

Как рассказал лоцман «Росморпорта» Алексей Смирнов, в Санкт-Петербурге работают 120 лоцманов это организации и 49 лоцманов АНО. За первый квартал текущего года лоцманами Росморпорта было совершено 1573 проводки на общую сумму 16,227 млн рублей. АНО за этот же период за счет более плотного режима работы совершило 2369 проводок на сумму 35,135 млн рублей.

Какой должна быть служба

Несмотря на некоторое противостояние, которое существует между лоцманами «Росморпорта» и АНО, сами они признают, что в этой сфере не должно быть конкуренции. "Конкуренция на канале противопоказана, – уверен А.Смирнов. – Обе лоцманские службы должны работать сообща. Идеальным вариантом могло бы стать создание самостоятельной государственной службы с частным капиталом". По его оценке, оптимальное соотношение государственного и частного капитала должно составить 51% к 49%.

Позиция АНО о равнодоступности всех лоцманов к проводке судов строится на принципах рыночной системы и вполне может быть поддержана. В то же время существует ряд сфер, где государственный монополизм представляется предпочтительным с точки зрения безопасности работы самой системы. По мнению капитана порта Азов Олега Гашникова, за безопасность судоходства, которую обеспечивают лоцманские службы, должно отвечать государство. “Частные операторы воспринимают эту деятельность в первую очередь как бизнес, поэтому и качество работы частных и государственных служб на практике различается, – пояснил капитан. – Некоторые частные службы просто эксплуатируют своих лоцманов, поручая им по 3–4 проводки в сутки”.

Иван Ступаченко




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Амурские корабелы прививают детям интерес к своей профессии
18:26 , 06 Июня 2025 / пресс-релизы