реклама

Изумруды отрасли: таланты Средне-Невского судостроительного завода

Морскую отрасль можно любить, можно недолюбливать, можно вообще относиться к ней равнодушно. Но нельзя не признать того факта, что она - одна из самых уникальных, романтичных и древнейших областей человеческой деятельности.

Нескончаемые толки о современном облике отечественного судостроения ведутся давно. И чрезмерно консервативным, и бесперспективным - как только не называют наше дело. Редакция "Корабел.ру" не выдержала и решила высказаться о престиже морской отрасли, затрагивая вопросы профильного образования и различных отраслевых специальностей. Высказаться не самой, а сквозь призму людей, опыт которых наглядно демонстрирует, что в России можно за интересную работу получать хорошие деньги.
Мы начинаем цикл материалов о талантливых людях, самородках морской сферы, которые, несмотря на свой молодой возраст, не только вносят определенный вклад в развитие отрасли, но и достойно зарабатывают.
 
Ольга Вишнякова, начальник отдела в техническом управлении, отдел композитных технологий Средне-Невского судостроительного завода?.
Ольга Вишнякова, начальник отдела в техническом управлении, отдел композитных технологий СНСЗ

Ольга, вы — начальник целого отдела. Сколько людей в вашем подчинении и кто они по профессии?
– В моем подчинении 13 человек. Все они инженеры-технологи разных категорий, или техники-технологи. Возраст у всех разный, от недавно пришедших на завод молодых специалистов до ветеранов предприятия с 40-летним рабочим стажем.

Что входит в ряд ваших обязанностей как начальника?
– Мы готовим технологическую документацию, занимаемся внедрением новых технологий, совершенствуем традиционные методы, подбираем современные материалы. Условно отдел можно поделить на два маленьких подотдела: первый - занимается именно выпуском технической документации, второй - контролирует все процессы в цехе. Оба подотдела в моем подчинении, и я занимаюсь контролем их работы.

- Как вы попали в судостроение, почему решили заниматься именно этой отраслью? И как вы попали на завод?
– Я закончила Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, факультет прикладной химии и экологии по специальности «Инженер-технолог в области композиционных материалов, волокон и композиционных материалов на их основе». На заводе начала работать не просто так: в 2008 году на предприятии создали отдел композитных технологий под руководством Олега Владимировича Мельника. Делегация завода посетила наш институт. Олег Владимирович провел собеседование со студентами, рассказал о СНСЗ, о том, что предприятию требуются молодые специалисты, и пригласил наш пятый курс на экскурсию. Я была в числе желающих, кто посетил завод. Так выпала хорошая возможность реализовать себя по своей специальности: не зря же я училась пять лет. А за попытку никого не наказывают.

Так, со студенческой скамьи мне повезло устроиться на Средне-Невский судостроительный завод. На фоне других моих сокурсников я получала небольшие деньги, но в работе намечался карьерный рост, потому что полным ходом шла реконструкция завода, строительство современных цехов.

- Можно сказать, что вы стояли у истоков становления высокотехнологичного предприятия?
– Конечно. В 2009 году началось внедрение вакуумной инфузии. Я с другими технологами, которые уже работали на заводе, участвовала в процессе внедрения инновационных технологий судостроения. Это было очень важно для нашего завода и для всей отрасли в целом!

Мы получили колоссальный опыт от внедрения и от диалога с зарубежными странами и компаниями, которые помогали предприятию. В 2011 году на заводе методом вакуумной инфузии залили 65-метровый корпус, что по праву считалось прорывом для российской индустрии и области кораблестроения. Наш трудовой коллектив — отдел композитных технологий — принимал непосредственное участие в этом.

Тогда им руководила не я, да и состав был немного другой, но с 2009 года, как устроилась и начала работать в цехе, я активно принимала участие во внедрении вакуумной инфузии при изготовлении, в начале небольших, около 2 кв.м. плоских секций, а затем мы отработали технологию на крупногабаритных конструкциях, а также научились изготавливать сложной формы Т-образные наборы в специальной оснастке методом вакуумой инфузии.

Отработка технологий проходила очень тяжело, потому что внедрять что-то новое в уже существующее, вписывать в стандарты — крайне сложно. Мы были вынуждены постоянно бороться, в том числе и с цехом, который не был готов принять новинки. Но постепенно предприятие к этому пришло, и сегодня завод прекрасно понимает, что качество продукции, изготовленной методом вакуумной инфузии, намного лучше и с точки зрения экологии производства, и с точки зрения минимального вреда для заводчан. В этих условиях я проявляла себя, и это заметило руководство СНСЗ.

Получается, что вы не грезили морской отраслью с детства. Вы попали, можно сказать, случайно на предприятие?
– Получилось случайно. Во время обучения о кораблестроении не думала. Единственное, что меня связывает с морем — это моя семья, мой отец капитан первого ранга, служил на кораблях вооруженных сил СССР, и мы долго жили во Владивостоке, где он и проходил службу. Я гордилась отцом, и мне нравился род его деятельности, но никогда не думала, что моя работа будет связана с кораблестроением.

С какой должности началась ваша карьера на заводе? Как выглядел ваш карьерный путь?
– Я начала работу на должности «Инженер-технолог 3-й категории». Через год я стала инженером-технологом 2-й категории. После декретного отпуска, который длился совсем чуть-чуть — год и четыре месяца, технический директор предложил по возвращении занять должность начальника отдела композиционных технологий.

Как думаете, чем вы заслужили такую возможность?
– Отношение ко мне как к специалисту формировалось постепенно. В нашем отделе только единицы смогли добиться такого. Для меня не составляло трудности приехать на работу в воскресенье, оформить справки или подготовить доклад для высшего руководства, допоздна находиться в цехе и осуществлять технологический контроль за изготовлением важных корпусных конструкций. Это заметило начальство и решило меня повысить.

Были ли проекты в рамках вашей профессии, инициатором которых являлись именно вы?
- К сожалению, глобальные внедрения исходили не от меня. Но предложения по улучшению технологий и процессов производства вносила непосредственно я.

Назовите свои личные победы или заслуги всего вашего отдела?
– Своей личной победой считаю тот факт, что сейчас я занимаю высокую должность на заводе. Мое кредо — не пускать слова на ветер. За свои поступки, слова — я всегда отвечаю. И если я за что-то взялась, то всегда довожу до конца.

Насчет заслуг моего отдела, могу сказать уверенно, что если бы его не было, то технологии завода так и остались бы на прежнем уровне, а качество изделий оставляло желать лучшего. Также немаловажным является трудовой коллектив, в нашем случае, он замечательный, все друг друга поддерживают и зачастую готовы пренебречь своим личным временем для выполнения важного дела, за что я им очень благодарна.
 
Ольга Вишнякова, начальник отдела в техническом управлении, отдел композитных технологий СНСЗ

Ваше предприятие сегодня активно модернизируется, строятся современные площадки.
– В плане реконструкции СНСЗ уникален. Я горжусь тем, что работаю на таком предприятии, которое с каждым днем становится все более современным и высокотехнологичным. И завод специалистов поощряет высокими заработными платами.

Вы уже по праву считаетесь квалифицированным специалистом, разбираетесь в специфике не только вашего предприятия, но и кораблестроения в целом. В чем преимущество вашей отрасли и конкретно вашей деятельности перед другими отраслями или другими судостроительными заводами?
– Я считаю, что на другом судостроительном заводе вряд ли бы себя нашла, потому что специализируюсь на работе с композитными материалами. Я — технолог в области композитов, а сегодня загруженность Средне-Невского СЗ состоит на 70% из композитного кораблестроения. Помимо этого, наш отдел старается развивать и другие направления, например, в области гражданского судостроения. Это, например, строительство высокоскоростного катамарана с применением прочных углематериалов. Также активно ведется несколько опытно-конструкторских работ по разработке модульного механизированного моста на шасси автомобиля многоцелевого назначения, разработка пролетного строения моста из полимер-композитных материалов и др.

Можно ли назвать отечественное судостроение динамичной, развивающейся отраслью производства? Некоторые специалисты, напротив, считают судостроение очень консервативной частью промышленности.
– Да, с консервативностью очень сложно. Я с этими проблемами борюсь еще с 2009 года, потому что с новыми технологиями не желали работать. К примеру, приходилось вступать в споры с ЦМКБ «Алмаз», нашим основным проектантом. В военное кораблестроение еще тяжелее пробиться с новыми решениями и материалами, даже зная, что они технологичнее и дешевле, потому что нужно проходить межведомственные комиссии, привлекать массу институтов: ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Научно-исследовательский институт (кораблестроения и вооружения ВМФ) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». И порой внедрение может занимать год, а то и больше.

А можно ли утверждать, что за вашей работой и работой вашего отдела стоит будущее судостроения?
– Однозначно. Я считаю, что композиты играют особую роль в судостроении, так как они облегчают корпусы и надстройки. Композитные материалы долговечнее, чем металл. На крупных судах можно использовать подобные материалы частично, а суда поменьше вообще полностью реализовывать из композитов. За ними будущее не только нашего завода.

Ваша ежемесячная зарплата? Как СНСЗ оценивает своих сотрудников?
– На предприятии нет сбоев в выплате заработной платы. Моя — позволяет мне делать недешевые покупки для жизни и при этом ездить ежегодно в отпуск. Я считаю, что СНСЗ по достоинству оценивает своих сотрудников, что является привлекательным для молодежи и высококвалифицированных работников.

И напоследок, пожелания заводу или отрасли в целом?
- Хочется, чтобы отрасль продолжила развиваться не только в области кораблестроения, но и гражданского флота. Надеюсь, что совсем скоро мы начнем ходить по рекам и морям только на отечественных судах, построенных на наших заводах. Помимо внутренней загруженности предприятий, было бы интересно иметь и внешние заказы. Важно наладить производство отечественного оборудования и материалов.

 
Александр Безруков, главный технолог по композитным технологиям Средне-Невского судостроительного завода
 
Александр Безруков, главный технолог по композитным технологиям СНСЗ
 
Александр, расскажите, как вы попали в отрасль? Почему выбрали именно ее?
– По образованию я инженер-химик, окончил Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна по кафедре наноструктурных волокнистых и композиционных материалов. В 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе проходил набор специалистов в отдел композитного судостроения. Тогда перед заводом стоял выбор: либо принимать на работу судостроителей и их обучать на композитчиков, либо принимать композитчиков и подтягивать их в судостроении. В итоге предприятие выбрало третий путь: взяли молодых и судостроителей, и композитчиков, посадив их в один отдел. Я попал в тот самый набор специалистов.

- А вы сознательно обратились к отрасли?
- Нет.

- Были ли вы связаны напрямую или хотя бы косвенно с ней?
- Моя бабушка работала ведущим инженером-конструктором, а дедушка всю жизнь трудился в кораблестроении, но я никогда этим не интересовался. Мне были интересны химия и композитные материалы. Но впервые, когда побывал на экскурсии на СНСЗ, увидел объемы строительства, увидел заинтересованных корабелов. Меня это захватило! Чего стоит одна матрица минного тральщика длиной 70 метров, это около 252 тонн металла! Масштабы вообразить было сложно и, безусловно, стало любопытно оказаться частью судостроения.

- Как выглядел ваш карьерный путь на Средне-Невском заводе?
- Карьерный путь выглядел как идеальная лестница. Попал на завод на должность инженера-технолога без категории с испытательным сроком в 3 месяца. После мне предложили работу в штате на той же единице - инженер-технолог без категории. Спустя 9 месяцев я уже получил 3-ю категорию, через 11 месяцев - 2-ю, затем через 10 месяцев — 1-ю. Проработав на новой должности один месяц, я перешел на освободившуюся единицу главного технолога по композитным технологиям на испытательный срок, а позже и на постоянную основу.

- С какими трудностями столкнулись на этом пути? Может, где-то вам приходилось прыгать выше головы или прилагать особые усилия?
- Изначально я не ставил цели достигнуть престижной должности. Думал я о работе, а не о карьере. Поначалу для меня деньги были второстепенны, так как прекрасно понимал, что такому молодому и неопытному специалисту сразу прилично платить никто не будет, нужно было много работать. Но постепенно появилась семья, двое детей, и сейчас зарплата играет важную роль. Но в начале карьеры не это было главным.

- Чем вы выделяетесь на фоне своих коллег?
- Наверное, отличаюсь тем, что я практик. Моими первыми обязанностями были контроль изготовления изделий на производстве, а это прежде всего работа головой и зачастую руками вместе с цеховыми мастерами и рабочими. Так и установилась: моя природа и страсть к работе сделали меня главным технологом по композитным технологиям.

- Было ли место воли случая на вашем жизненном пути? Или вы действовали согласно собственному плану?
- Четкого плана действий не было. После университета я долго не мог устроиться на работу, пока военкомат решал, годен я или нет к военной службе. В течение 9 месяцев я не знал, чем себя занять, дождался военного билета и в конце концов пошел работать на автомойку. После двух недель я осознал, что зря теряю время, не на это я учился. Пришел к жене и поставил перед фактом, что уезжаю в Санкт-Петербург искать работу. Взял билет и встретился со своим дипломным руководителем, рассказал о своем положении. Преподаватель дал номер начальника отдела композиционных технологий СНСЗ — Олега Мельника. После моего звонка мне предложили работу. А вот место воле случая — было. Освободилось место моего начальника — главного технолога. На предприятии задумались кого ставить на его место. Я с коллегой претендовали на эту должность. Но выбор руководства пал на меня.

- Как вы думаете почему выбрали вас?
- С первых дней руководство выделяло меня, спрашивали про проблемы в делах и работе, звали на совещания, которые изначально я посещал со своим начальником, с которым имел и имею до сих пор хорошие отношения. Кроме того, считаю, что была заметна моя страсть к работе и стремление что-то придумать новое, сделать более качественные изделия, улучшить имеющиеся технологии и процессы, применяемые в композитах.

- Считаете ли вы себя талантливым специалистом?
- Талантливым — вряд ли, скорее разносторонним. Но своим личным качеством считаю высокий уровень коммуникабельности. Мне достаточно легко дается контакт практически с любым человеком. Вторым своим качеством выделю прямолинейность, потому что я всегда говорю руководству, что необходимо сделать, вне зависимости от удобства и комфорта. Потому что для меня главная цель – это положительный результат.

- Почему химия? Например, для меня химия — одна из самых сложных наук, которую я совершенно не понимал и не понимаю.
- Когда я учился в школе, химию вела очень хорошая учительница, которая в свое время преподавала эту дисциплину моей маме. Она доносила самые сложные вещи простым языком, и из уроков я понял, что химия — многогранная наука. Это помогло мне быстро определиться с выбором будущей профессии. Несмотря на то, что сейчас я больше технолог, который следит за оборудованием, правильностью выполнения операций, сегодня в моей работе не так много задач, связанных именно с химией, все равно интересуюсь этой областью.
 
Александр Безруков, главный технолог по композитным технологиям СНСЗ

- Какие проекты вы реализовали на заводе?
- Было воплощено множество мелких идей и рационализаторских решений: я руководил разработкой вакуумной станции, вакуумных ловушек, придумывал множество вариантов композитной оснастки для инфузии и метода Light RTM. Все эти разработки курировал от идеи до внедрения на предприятии. Я занимался составлением схем планировки композитного производства, где стоят матрицы кораблей, где вспомогательные участки и т.д. По моим стратегиям инфузии пропитывали корпус и надстройку катамарана из углепластика, тральщика проекта 10750Э, судна на подводных крыльях. Сейчас руковожу заливками серии корпусов минных тральщиков.

- Какова ваша заработная плата?
- Соразмерна выполняемым обязанностям.

- Какие вы видите перспективы в отрасли?
- Судостроительная отрасль имеет шикарные перспективы, но необходимы молодые специалисты. Им легче дается работа. Самое сложное - это внедрять что-то новое. Всегда будут люди, которые давно привыкли делать «так», а не иначе, и продолжат делать «так». Когда ты предлагаешь свои идеи, они будут всегда против них. В отрасли очень много барьеров и сопротивлений. Я думаю, что так во всем судостроении. Потому что у меня есть знакомые на разных заводах, где сам процесс построен несколько иначе. Но картина в целом одна и та же. Безусловно, многое зависит от руководителя, от его волевых усилий, и если он скажет повернуть курс работ, то необходимо повернуть и следовать ему. К сожалению, с этим тоже могут быть проблемы, потому что все могут ошибочно его трактовать.

- Вы не пожалели, что выбрали судостроение?
- Ни капли, потому что здесь я нашел свою профессию и реализовал свои идеи.

- А вы не интересуетесь смежными областями в судостроении? Следите ли вообще за новостями отрасли?
- Новости металлического судостроения меня мало интересуют. Я знакомлюсь новинками всей композитной отрасли, не только судостроительной. Также анализирую ветроиндустрию, производство химстойких контейнеров, химстойкий пластик для водоканала и прочее.

- Что бы вы пожелали выпускникам, которые только стоят в начале образования и глобального выбора? Или специалистам постарше?
- На СНСЗ бы посоветовал идти каждому, потому что даже новичку есть что посмотреть. К примеру, я лично сам провожу много экскурсий на предприятии. Рассказываю о процессе строительства кораблей, о технических процессах. Я вижу, как у людей горят глаза после экскурсий. Потому что процесс совершенно иной, современный, здесь даже у заводчан другая рабочая форма.

- Что бы вы хотели изменить в отрасли сегодня?
- Хотелось бы уменьшить бюрократию и облегчить сертификацию. Над нашим заводом и конкретно над нами есть такие контролирующие органы, как ОСК, профильные институты («Прометей», Крыловский ГНЦ, ЦТСС и другие). И чтобы внедрить новую идею или технологию, нужно сделать работу длиной примерно в два года. Не первый год на собраниях мы рассказываем, что необходимо упростить сертификацию. Зачастую все соглашаются, но каких-то реальных действий так и не было предпринято.
 
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости