Итоги 2020 года отечественного судостроения на on-line конференции "Философия проектирования судов"

- A + КомментарииПрочитано 364 раза   |
Конференция посвящена научным и практическим проблемам проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации судов, подготовки технических кадров отрасли под названием "Философия проектирования судов".
Итоги 2020 года отечественного судостроения в выступлениях Геннадия Егорова, Константина Анисимова, Сергея Буянова, Петра Ежова, Владимира Штрамбранда и Александра Соловьева на on-line конференции, организованной ИАА "ПортНьюс" и Морским Инженерным Бюро, посвященная научным и практическим проблемам проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации судов, подготовки технических кадров отрасли под названием "Философия проектирования судов".
 
В работе первого дня конференции приняли участие 164 специалиста и студента, в том числе представители шести отраслевых вузов:
 
Санкт-Петербургского государственного морского технического университета ("Корабелка";
Санкт-Петербург), ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург);
МГУ имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток);
Российского университета транспорта - РУТ (МИИТ), Москва;
Волжского государственного университета водного транспорта (Нижний Новгород);
Сибирского государственного университета водного транспорта (Новосибирск).
 
Спикеры по теме "Итоги 2020 года отечественного судостроения":
 
• Анисимов Константин Олегович, заместитель руководителя Росморречфлота;
• Егоров Геннадий Вячеславович, генеральный директор Морского Инженерного Бюро, д.т.н., профессор;
• Соловьев Александр Сергеевич, генеральный директор ПАО "Выборгский судостроительный завод";
• Буянов Сергей Иванович, генеральный директор АО "ЦНИИМФ";
• Штрамбранд Владимир Ильич, помощник генерального директор ФГУП "Росморпорт";
• Ежов Петр Владимирович, генеральный директор КБ "Си Тех".
 

Приветствие Константина Анисимова, заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта:
 
Доброе утро коллеги! Очень приятно быть сегодня вместе с вами этим утром на нашей конференции.
Отдельное спасибо, как всегда, Надежде Юрьевне Малышевой и информационному агентству ПортНьюс за то, что на своей площадке они продолжают делать вот такие замечательные мероприятия. Отдельно хотел поблагодарить доктора наук, профессора Егорова Геннадия Вячеславовича, которые этот год в общем-то сделали (регулярным проведением вебинаров) особенным. Он со всех сторон особенный заканчивающийся год, но вот с точки зрения получение такого информационного образовательного контента, наверное, впервые происходит.
В таком хорошем качестве и количестве то, что мы получаем рамках вебинаров, конференций информационных сообщений, того, что происходит, лишний раз подтверждает, что отрасль жива.
Как отрасль судоходства, так и отрасль судостроения, по моему мнению, она очень достойно переживает те трудности, которые выпали на ее долю, может быть за исключением пассажирских перевозок.
 
В судостроении видится подъём в последние годы. Внимание государства, ряд мер господдержки, завода загружаются заказами, проектные бюро не справляется с теми объемами предъявленных к ним заказов, поэтому всё это радует и внушает оптимизм для нас, как Росморречфлота, крупного заказчика судов.
 
Я вот посчитал, у нас только для внутреннего водного транспорта порядка 150 судов обстановочных, промерных, земснарядов начало строиться. В этом году мы получили, наше предприятие Росморпорт, ледокол "Виктора Черномырдин", это достаточно важное событие на судостроительном рынке. Также строятся другие ледоколы и спасательные суда. Для нас очень важны эти события, которые происходят в отрасли. Сегодня, когда формируется новый Национальный проект по развитию внутреннего водного транспорта, в первую очередь необходимо программирование именно строительства судов как для внутренних водных путей, так и морского флота.
 
Также мне выпала честь курировать вопросы образования в Росморречфлоте и, как уже Геннадий Вячеславович сказал, особенно важны подобные мероприятия для нашего образовательного комплекса, для наших университетов, которые готовят наших судоводителей, судомехаников и, в первую очередь, корабелам. Для них это колоссальный объем информации. Эти конференции ориентирована на них - молодых преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов.
Мы делаем все, чтобы эти люди внимательно участвовали, слушали конференции, проводимой на этой площадке. Поэтому хочется пожелать успехов и всего самого доброго. По мере возможности буду тоже подключаться и участвовать в конференции. Всем нам хороших дней, проведенных вместе с Геннадием Вячеславовичем, на этой встрече. Спасибо!
 

Выступление профессора Геннадия Егорова, генерального директора Морского Инженерного Бюро:
 
Главное приветствие - посмотреть, что сделало наше судостроение за этот год. Я вам покажу некоторые основные результаты. Итак, итоги отечественного судостроения и в целом судостроения, ориентированного на наши нужды за 2020 год.
 
Начну с темы под названием "Промысловые суда". В этом году Выборгский завод сдал первый очень сложный траулер-фабрику или правильнее сказать крупнотоннажный кормовой траулер - процессор проекта КМТ01 "Баренцево море". Еще три однотипных заказа по этому проекту КМТ01 и 4 траулера проекта КМТ02 строятся. Наше судостроение в этом году "сдвинулось" в сторону промысловых судов.
 Это действительно очень насыщенные и сложные суда. Это заметно и с точки зрения смысла и содержания и с точки зрения подходов к их проектированию и строительству.
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 

Не менее интересное событие состоялось на Дальнем Востоке. Судостроительный комплекс "Звезда" сдал первый танкер афромакс класса "Владимир Мономах" (длина 250 метров, дедвейт 114 тыс. тонн - прим. Геннадия Егорова). Можно все что угодно рассказывать, но в действительности это грандиозное событие, потому что крупнейший промышленный комплекс начал выдавать "нагора" продукцию. Мне это кажется крайне важным еще и потому, что мы все время находились в неких "замкнутых пространствах" и говорили об одних и тех же по сути предприятиях, об одних и тех же технологических решениях (как правило, на Северо-Западе - прим. Геннадия Егорова).
 Сейчас перед вами пример того, что крупнотоннажное, крупноблочное судостроение у нас реально.
 Вот первая ласточка. И она уже в эксплуатации. Безусловно, драйвером (российского - прим. Геннадия Егорова) судостроения продолжают быть сухогрузы. В частности, в этом году это был сухогруз проекта RSD59, который строился на трех судостроительных заводах России.
 
 Кстати, в этом году Сормово сдало в эксплуатацию десять таких судов. Семь судов этого проекта сдала Окская судоверфь, то есть добавили еще семь в копилку. Невский завод сдает свое третье RSD59 - это "Пола Гали". Соответственно, у нас три завода, которые строят суда проекта RSD59.
 Во-первых, это говорит о том, что этот проект хорошо продается. А во-вторых, действительно, сухогрузные суда востребованы.
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Важнейшим событием в этом году является конечно сдача головного атомного ледокола типа ЛК-60, ледокола Арктики, и это очень большое, яркое событие, о котором много писали и много говорили.
Думаю, что Владимир Ильич Штамбрант расскажет о этом судне, потому что оно "далось" не менее тяжело, чем ЛК-60. Тяжелый путь был пройден, но, Слава Богу, "Виктор Черномырдин" сдали, и это судно также в эксплуатации. Напомню, это самый мощный дизельный ледокол в мире.
 
Другое интересное событие  - это первое построенное за 60 лет в России круизное пассажирское судно проекта PV300 "Мустай Карим". Наверное, не менее грандиозное событие, чем сдача атомного ледокола ЛК-60 "Арктика", хотя оно, может быть, менее заметно прошло. В любом случае, мы доказали, что не боги горшки обжигают, и не только на иностранных верфях можно строить круизные пассажирские суда. "Мустай Карим" получился, с точки зрения принятых изначально решений, весьма неплохо. Клиент вполне доволен полученным продуктом (а особенно это будет понятно, когда появится тот самый "въездной" турист, под которого это судно и делали - прим. Геннадия Егорова).
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Судно проекта PV22 "Адмирал Невельской" строилось по заказу Сахалинской области.
Очень интересное судно на 146 пассажиров плюс грузовые возможности плюс контейнеры.
То есть это действительно пассажирское судно классического дальневосточного типа для обеспечения транспортной доступности регионов Дальнего Востока. Наконец-то и в этом направлении судостроения дело пошло. Невский завод построил "Адмирала Невельского" очень быстро. По нашим меркам вообще очень быстро. Вчера, когда мы общались, заказчик, который принимал это судно, сказал, что он даже немножко удивлен. Он привык, что наши заводы обычно прилично задерживают, а тут взяли и построили в срок. Более того, учитывая, что это головное судно, не так много было и проблем с ним. Это тоже удивило коллег. В любом случае, мы получили новое грузопассажирское судно для Дальнего Востока "Адмирал Невельской".
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Следующим, я специально решил показать первый в мире краболов-фабрику проекта ST184 "Зенит".
Он построен на турецкой верфи (Tersan - прим. Геннадия Егорова) для России и по той философии, которую закладывала российская компания "Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум".

Это первое в мире судно - краболов-фабрика. Не для того, чтобы ловить живого краба и продавать, как большинство судов на Дальнем Востоке, и не переделанные из СРТМ, как сейчас в Северном регионе. Именно вновь построенный краболов-фабрика. Это еще важно и потому, что тема продолжается, и сейчас в заказе в целом 35 краболовов. Но уже на российских верфях.
 "Зенит" стал локомотивом целой эпохи уже в нашем судостроении. Этот год стал годом краболовов.
 35 судов в постройке. Плюс еще 4 ожидается, те, которые для глубоководного лова (плюс еще 3 краболова - фабрики проекта КСП02, которые достраиваются для СЗРК).
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Кстати, в 2020 году Пелла сдал краболов Русь, который был построен по проекту Петробалта, так что в принципе, действительно движение в сторону промысловых судов однозначно происходит. В этом аспекте этот год очень яркий. Интересно отметить, что наши коллеги в Баку тоже сдают пассажирское судно, вернее сказать ро-пакс, железнодорожно-автомобильный паром для Каспийского моря. Думаю, что в ближайшее время мы получим его уже со всеми документами, он практически готов. По информации, которая была вчера (22 декабря 2020 года - прим. Геннадия Егорова), он успешно отработал все ходовые испытания.
 
Если вы обратили внимание, спектр строящихся для России судов очень широкой. Например, в этом году судостроительный комплекс порта Коломна сдал для Канала имени Москвы земснаряд "Леонид Быков". Вообще, программа строительства земснарядов достаточно активная. Росморречфлот как за бюджетные деньги, так и с помощью лизинговой компании ГТЛК, начал обновлять речной флот земснарядов.
 
Для Росморречфлота построен первый на российских внутренних водных путях ЭКО танкер, он же судно для комплексной переработки отходов "Георгий Москалев" (проекта RT37 Морского Инженерного Бюро - прим. Геннадия Егорова). Это танкер-фабрика. Обратите внимание, у нас краболов-фабрика, у нас траулер-фабрика, и здесь тоже танкер-фабрика, потому что он может собирать с других судов сточно-фановые и нефтесодержащие воды и перерабатывать их (плюс твердые бытовые отходы - прим. Геннадия Егорова). Уникальное судно, построенное в совершенно уникальных условиях, потому что на Байкале нет судостроительных предприятий.
 
Коллеги Восточно-Сибирского пароходства смогли в условиях отсутствия судостроительного производства построить вот такой вот красавец. Для Байкала это самоходное такое судно первое. Там есть одно такое несамоходное судно, самоходное оно первое.
 
Лотосом был завершен танкер-химовоз проекта RST25 "Волготранс-2501". Интересно, что был сдан химовоз и Волжским заводом, это не столь известное для широкой публики предприятие, но при этом судно было построено весьма не простое. Танкер-химовоз проекта RST22TP "Марлин", который может перевозить 53 сорта химических наливных грузов. Одновременно - 6 сортов груза.
Это рекордное для нашего судостроения судно-химовоз.
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Конечно строились баржи. Вот Окская судоверфь строила сухогрузную баржу проекта RDB20 типа "Белмакс".
 
В Самаре, которая уже длительное время не считалась центром судостроения, была сдана третья баржа проекта RDB12, и там, кстати, продолжает строиться серия пассажирских прогулочных судов.
Так что спектр судостроения у нас возобновляется, в том числе с точки зрения географии.
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Возвращаясь к судостроительному комплексу "Звезда". Было спущено многофункциональное судно, фактически это ледокол для Роснефти, "Катерина Великая". Так что не аформаксами едиными, но и такими достаточно сложными судами, такими, как "Катерина Великая".
 
Для Росморпорта в Турции достраивается совершенно уникальный паром для линии Усть-Луга-Балтийск, паром-газоход, наконец-то у нас будет свой большой газоход, не считая совкомфлотовских, конечно.
 
Совкомфлот в этом направлении лидер и в мировом смысле. Теперь будет и паром-газоход, 200 метровой длины, самое большое судно, построенное в Турции.
 
Далее, днями был спущен совершенно уникальный объект, опять же инновационный, это "Северный Полюс". Адмиралтейские верфи по проекту Вымпела спустили судно, которое будет продолжением тех самых знаменитых полярных станций.
 

Текст выступления Петра Ежова, директора конструкторского бюро "Си Тех":
 
Здравствуйте коллеги, краткое дополнение к выступлению Геннадия Вячеславовича.
Хотелось бы сделать сообщение о том сегменте судостроения, который не является на сегодняшний день определяющим. А именно о маломерном флоте. Тем не менее, хотелось бы отдать должное этому сегменту.
 
Не далее как пару дней назад Госморспасслужба получила новый катер РИБ (21 декабря 2020 года, 12-метровый многоцелевой высокоскоростной до 42 узлов глиссирующий катер SWR-120 на 12 пассажиров грузоподъемностью 2,8 тонны - прим. Геннадия Егорова) от нижегородской компании "ЭС РИБС РУС". Он интересен тем, что, по сути дела, распространенный в Европе класс малых спасательных судов наконец-то начал выпускаться в нашей стране.
 
Не могу не отметить, что сегмент рынка, который упал практически до нуля после 2008 года, а именно рынок персональных яхт и плавучих домов, на сегодняшний день имеет явные тенденции к возрождению.
 
"Морское Инженерное Бюро", ЗАО

 
Здесь хотелось бы отметить работу компании "Ушаковские верфи" из Калининграда, которая в этом году сдала в эксплуатацию инновационную плавучую дачу (хаусбот), полностью на электродвижении, экологически чистую. Данный продукт является абсолютной европейским по своему качеству, составу оборудования и в принципе востребован в заповедных местах. На этих же "Ушаковских верфях" стабильно идет строительство стальных яхт длиной 15-17 м, которые ничем не отличаются по качеству от изделий, которые можно найти в Голландии и Германии.
 
Хотелось бы упомянуть в этом году прошедшее первый этап испытаний инновационное судно на подводных крыльях проекта А92 фирмы "Аэротехнологии" также из Нижнего Новгорода. Впервые использованы подводные крылья непривычной для нашей страны схемы. Это подъемные крылья пересекающихся поверхностей по схеме "Утка" на 24 пассажира. Естественно нельзя не упомянуть об успешном серийном строительстве судов на подводных крыльях типа "Валдай" ЦКБ по СПК.
И в целом я хотел упомянуть направление катерного строительства, строительство малого флота, которое всё больше выполняется в нашей стране небольшими фирмами. Это в первую очередь Самара как такой центр маломерного судостроения. Всё это вместе приводит к тому, что живет и развивается определенный сегмент малого бизнеса. Это незаметно создаваемые, но новые рабочие места.
 
Особенно, если брать в расчет, в том числе, сегмент судов на воздушной подушке. Это успешно работающие фирмы Аэроход, Славир, строящиеся суда типа "Нептун -23" в Подпорожье, заложенное по Алмазовскому проекту и готовящееся к сдаче новое судно на воздушной подушке на 50 мест на Хабаровском судостроительном заводе.
 
Этот малый флот одновременно является с одной стороны сосредоточением инноваций, связанных с использованием легких материалов и лёгких двигателей, а с другой стороны, когда мы говорим о флоте судов типа хаусбот - это фактически формирование новой среды проживания, той, которая на Западе, в Америке и в Европе является стандартом, и медленно, но верно пробивает дорогу в нашей стране. Об этом сообщает Морское Инженерное Бюро.

 

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью
"Адмиралтейские верфи", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 714-88-63
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Россия, Выборг+7(81378)2-64-32
"Судостроительный завод Лотос", АО Россия, Нариманов+7(8512)29-00-34
"Совкомфлот", ПАО Россия, Москва+7 (495) 660-40-00
"Морское Инженерное Бюро", ООО Украина, Одесса+38(0482)347-928, +38(0482)748-06-96, +38(0482)714-92-72
"Росморпорт", ФГУП Россия, Москва+7(495)626-14-25, +7(495)411-77-59
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) Россия, Москва+7(495)626-11-00
"Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум", НП Россия, Мурманск+7(8152)99-92-01
"Судостроительный комплекс Звезда", ООО+7(42335)4-11-75, +7(42335)4-00-00


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость