СРЗ "Лайский док"
В этом году предприятию исполнилось 118 лет. За время своего существования оно успело поработать над самыми разными судами, а, главное, тут даже образовались собственные трудовые династии. Ну, и, конечно, модернизация на месте не стоит, хотя наиболее привлекательный здесь – Лайский сухой док, построенный ещё при царе в 1907 г. 30 мая. Начали работу над ним в 1899 г., в 1905 г. установили клепаные ворота, изготовленные на Бутырском заводе.

Копали сухой док вручную. Длина дока – 115 м, туда помещаются суда шириной 15 м, осадкой 4,7 м. Ближе к зиме сюда загоняют объекты для ремонта, и уже всю зиму док не открывают. Для постановки судов используют специальные блоки и лазерную рулетку. Для откачки воды – уникальные, также ещё при царе установленные здесь английские насосы.

Отдельного внимания заслуживают краны, которыми оборудован завод. Один из них, 25-тонник, уникальный для Архангельской области, так как благодаря своим внушительным размерам и выносу стрелы может перемещать необходимый груз на значительные расстояния из цеха в цех и в сухой док. Трудится на нем вот уже как 10 лет крановщица Светлана. Всего крановщиков на предприятии три: две девушки и один мужчина.

На момент посещения "Корабел.ру" предприятия в доке стояли два плавкрана, баржа, на этой же площадке в четырех плавдоках ещё баржи и земснаряд.

"У нас работает около 150 человек. Требуются плотники, слесаря, судоремонтники, токаря. В дефиците все рабочие профессии. Потому что нынешняя молодежь не стремится идти на производство", – отмечает замдиректора по производству СРЗ "Лайский док" Степан Бечин.
Начинал свой профессиональный путь Степан Иванович, кстати, с обучения в Великом Устюге на моториста-рулевого. Суда, некогда построенные в этом городе, нередко ремонтируются и на СРЗ "Лайский док". На его взгляд образование в СССР было не чета нынешнему. Казарменный режим: покинуть учебный корпус можно было только по увольнению. Может быть, оттого и знаний столько, и понимания. А потом ещё несколько лет обучения на комсостав, работа штурманом, механиком, капитаном, окончание мореходки и выходы в море, и, наконец, завод.

"Продолжается обновление станочного парка, недавно сделали капитальный ремонт цеха, появилась трехэтажная пристройка. Работа по ремонту идет полным ходом", – добавляет замдиректора по производству Степан Бечин.
Сборочный цех
После сухого дока нам показали сборочный цех, где делают металлоконструкции, а потом отправляют их на судно. Тут расположились гибочный станок, вальцы, ножницы, гильотина, станок для наплавки валов и площадка для сбора конструкций. В цеху установлен мостовой кран.

Новый цех
Перед переездом на вторую площадку ОАО "Архангельская РЭБ флота" посетили отлично оборудованный новый цех.

А морской блогер Виктория Корабеловна разыскала интересный информационный стенд с реальным расположением судов.

ОАО "Архангельская РЭБ флота"
ОАО "Архангельская РЭБ флота" включает в себя корпусно-сварочный цех, где расположены корпусно-заготовительный участок, сборочно-сварочный участок, кузнечный участок, участок плазменной резки. Механосборочный участок, где оборудованы станочный, слесарный, трубопроводный участки, а также здесь ремонтируют дизеля и занимаются наплавкой валов. Электромонтажный участок: судовой электромонтаж, ремонт и наладка судового электрооборудования, проектная документация. Малярный участок, говорящий сам за себя, лаборатории неразрушающего контроля и даже деревообрабатывающий участок, что бывает не на всех производствах.

Акватория предприятия позволяет разместить до 150 судов различного назначения, а поперечный слип Г-300 поднимать суда длиной до 130 м доковым весом до 2500 тонн с осадкой не более 3,5 м. Общая длина стапельных мест горизонтальной части слипа – 1300 п.м. Помогает в работе с судами спецтехника в количестве 12 единиц.

Как и на СРЗ "Лайский док", здесь тоже занимаются модернизацией.

"Когда взялись за восстановление предприятия, начали с того, что пришлось организовать для начала комфортные условия труда. Тем более что 80% работ у нас под открытым небом. Нужно было организовать место, где можно согреться, раздевалку, столовую, доставку. И мы это все сделали. К слову, по Архангельску ходит автобус, который бесплатно наших сотрудников возит до работы", – заместитель генерального директора по капитальному строительству Кирилл Широкий.
Участок плазменной резки
Первым делом заглянули на участок плазменной резки. Название говорит само за себя. Здесь главенствует станок 2015 г. турецкого производства. Отлично себя зарекомендовал.

"Загруженность очень большая, объемы серьезные, работаем посменно. График два через два", – рассказывает оператор станка плазменной резки Дмитрий Распарин.

Электроцех. Участок главного энергетика
Работает здесь 25 человек. Персонал полностью автономен. Тут и своя чайная есть, и своя раздевалка.

Участок проходил модернизацию в рамках программы производительности труда, основной аспект – отработка этапа дефектовки и перемотки электродвигателей от момента демонтажа до повторной установки на объект. Наладили систему складского хранения, которой в цеху вообще не было. Организовали отопление и водоснабжение.

"Сейчас под программу субсидирования покупаем сюда два станка под 1% годовой", – генеральный директор Архангельской РЭБ флота Антон Крушельницкий.
Основной, ремонтный цех
Тут трудится 38 человек.

Оснащен по последнему слову: станки токарной группы, фрезерной, пильные и т.д.

В ближайших планах сюда доставить станок для обработки валов длиной 10 м, пока что есть возможность работать с валами 8 м. Тут также не было воды, для чего специально бурили скважину.

Кузница
Историческое место. Именно с неё некогда в 1920 г. и началось предприятие. Сегодня продолжает исполнять свои прямые обязанности: тут куют различную мелочевку для нужд предприятия.

Причальная линия
Ключевое тут, конечно, слип, оборудованный четырьмя кранами грузоподъемностью от 5 до 25 тонн. Горизонтальная часть слипа на данный момент позволяет одновременно разместить более 20 судов.

Недавно слип был полностью отремонтирован: выкопали рельсы, заменили подложку, засыпав основание щебнем и укрепив железобетонными сваями, установили новые рельсы.

"В этом году удлинили откатные пути. Могли поднимать суда по ширине до 20 метров, теперь до 30 метров. Телеги пока что не планируем обновлять, других дел хватает. Однако в перспективе к 2027 году планируем укрепить стапельные тележки и слип в целом и увеличить грузоподъемностью до 3000 тонн. А в будущем и до 4500 тонн, а также длину принимаемых судов до 150 метров. Также есть куда ещё увеличивать доковые места", – генеральный директор Архангельской РЭБ флота Антон Крушельницкий.

Предпочтений каких-то генеральный директор в выборе судов на ремонт не делает. Считает, что если хочешь работать и зарабатывать, то нужно браться за любую работу, в чем его полностью поддерживаем. За 2024 г. было отремонтировано порядка 100 судов, ещё около 50 прошло доковый ремонт. На вопрос о том, какая загрузка на лето считается хорошей, отвечает, что такая, когда не надо людям работу искать.

Корпусно-сварочный цех
Здесь собираются суда, а также расположен учебно-производственный центр, который открылся год назад. Обучают сварке.

"Приезжают с утра, до обеда занимаются сварочными делами, потом мы их кормим, и они уезжают обратно в техникум дальше учиться. Варят исключительно образцы. А вот когда на практику приходят, уже участвуют в производственных процессах", – заместитель генерального директора по коммерческой работе Владимир Малютин.

В корпусно-сварочном цехе буквально ещё несколько месяцев назад собирали три секции для Севмаша.

А сейчас их уже готовят к отправке.

Кстати, до прошлого года в этом цеху занимались судоремонтом небольших теплоходов. Постели используются те самые, что участвовали в судостроении для Голландцев ещё в 2016 г.
"Заказ от Севмаша – в первую очередь возможность поднять свой профессиональный навык, поэтому взялись с радостью. На данный момент прорабатываем возможность строительства барж", – заместитель генерального директора по коммерческой работе Владимир Малютин.

Одна из секций для Севмаша на момент нашего посещения предприятия была уже почти готова. Каждые две недели от завода-заказчика на Архангельскую РЭБ флота выезжает комиссия, чтобы проинспектировать ход строительства. Принимать секции будет РМРС.

Свой флот
Архангельская РЭБ флота не только ремонтирует и строит суда, но и шаг за шагом развивает собственный флот. На данный момент у компании есть два плавкрана, один буксир в работе и один на слипе, ещё один в постройке. Кстати, буксиры, о которых мы уже говорили, без отрыва от судоремонта и основных заказов завод может спокойно выпускать по одному разу в восемь месяцев. При этом это будет буксир под класс РС с разрешением выходить в море на три мили.

А на этом наш обзор производств завершен. В скором времени также выйдет сюжет, посвященный СРЗ "Лайский док" и ОАО "Архангельская РЭБ флота".