реклама

Инженерный центр судостроения разработал принципиально новый многофункциональный малогабаритный паром

- A + КомментарииПрочитано 713 раза   |
В настоящее время наблюдается острая необходимость в судах, предназначенных для перевозок пассажиров и различных транспортных средств на внутренних водных путях как в Европейской части России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе в отдалённых районах, а также в прибрежных морских районах.

АО "Инженерный центр судостроения" (ИЦС) разработало проект многоцелевого / многофункционального малогабаритного парома (мультипарома) морского прибрежного и внутреннего водного плавания, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов широкой номенклатуры на палубе, прежде всего, автомобилей и колёсной техники, контейнеров.

 

При разработке парома в ИЦС было выполнено тщательное исследование направлений перевозок пассажиров и грузов на внутренних водных путях и в прибрежных морских акваториях России, используемых в этих целях судов, отечественный и зарубежный опыт строительства и эксплуатации их. Были выполнены собственные многовариантные проектные проработки парома. Большое внимание было уделено обводам корпуса парома, которые были тщательно отработаны в комплексе – максимальное использование размерений – длины и ширины, полезной площади палубы, минимальное сопротивление воды движению, минимальная мощность двигателя и расход топлива при заданной скорости.

 

Разработанный мультипаром является пассажирским накатным судном (пассажирским судном ро-ро). Предназначен для перевозки пассажиров (до 200 человек) и автотехники (до 15 легковых автомобилей "Лада" или до 7 грузовых автомобилей "Газель", или до 4 большегрузных автомобилей, пожарных машин, тракторов на колёсном ходу, экскаваторов и т.д.), до 4-х 40- футовых контейнеров на местных линиях.

 

Внешний вид некоторых вариантов мультипарома показан на рисунке 1. Схема общего расположения базового варианта парома показана на рисунке 2.

 

В изготовлении парома для корпуса будет применена сталь, алюминий и / или инновационные композитные материалы и использовано самое современное оборудование.

Рисунок 1. Внешний вид различных вариантов нового мультипарома / Фото: АО "Инженерный центр судостроения"
Рисунок 2 – Схема общего расположения варианта мультипарома с главнымидвигателями, использующими в качестве топлива СПГ / Фото: АО "Инженерный центр судостроения"

Основные характеристики базового варианта мультипарома:

Длина габаритная 

Длина по КВЛ 

Ширина габаритная 

Ширина по КВЛ 

28,0 м

27,0 м

12,5 м

12,0 м

Высота борта

Осадка по КВЛ

Экипаж

Пассажировместимость

3,5 м

2,5 м

2 / 3 чел.

до 110 чел.

Паром будет иметь простую конструкцию корпуса и при небольших габаритных размерах может строиться практически на любой судостроительной верфи или судоремонтном заводе. Будет иметь модульную конструкцию, благодаря чему будет обладать возможностью счаливания с аналогичными паромами и создания, таким образом, парома ещё больших размеров любого назначения. В пароме заложена высокая маневренность с применением винторулевых колонок, возможность сборки в транспортные конструкции любых конфигураций как двух паромов, последовательно счаленных, - для транспортирования длинномерных изделий, так и четырёх – для особо тяжёлых изделий или дорожного транспорта. Устройство на днище вдоль корпуса парома четырёх скегов и имеющих специальные вырезы, которые создают потоки от ВРК, позволяет обеспечить скоростные характеристики и повышенную маневренность как единичного парома, так и собранных конфигураций, что немаловажно на мелководных акваториях.

 

В качестве пропульсивных установок могут применяться как классические гребные винты фиксированного шага с приводом через редукторы от главных дви-гателей (среднеоборотных дизелей), работающих на дизельном топливе или сжи-женном природном газе (газомоторном топливе), и два носовых подруливающих устройства, так и ВРК мощностью до 1250 кВт каждая, которые при экипаже численностью 2-3 человека обеспечат экономичность эксплуатации парома.

 

Оборудование парома предусматривает такое инновационное управление, как магнитная швартовка к причалу для кратковременной стоянки (при этом дополнительный экипаж не требуется – модификация с использованием магнитного швартовного устройства) и дистанционное управление судном вплоть до беспилотного в заданной акватории.

На днище будут устроены четыре скега, расположенные вдоль длинного борта. Параметры скегов рассчитываются индивидуально под каждый проект в зависимости от заданных (желаемых Заказчиком) режимов движения. В общем случае скеги будут иметь высоту, равную ½ диаметра гребного винта ВРК, и выполнять следующие функции (в нашем случае при диаметре винта в насадке 1500 мм скег будет иметь высоту 750 мм):

 

- защиту ВРК по осадке;

- создание направленных потоков от ВРК, что существенно влияет на скоростные характеристики по аналогии с насадками:

- скеги имеют продольное расположение по всей длине корпуса.

Скеги будут иметь разрывы, которые составят от ¼ до двух третей диаметра гребных винтов и будут рассчитываться в каждом случае индивидуально для конкретных размеров судна (в нашем случае 500-750 мм). Такие разрывы скегов предусматривают проход направленных потоков воды, что значительно увеличивает маневренные характеристики судна, а также его движение лагом и разворот на месте. Кроме того, разрывы скегов располагаются таким образом, чтобы максимально использовать исходящие потоки воды, особенно при работе всех ВРК одновременно.