реклама

Инженерный центр судостроения разработал принципиально новый многофункциональный малогабаритный паром

0 773 10 мин
В настоящее время наблюдается острая необходимость в судах, предназначенных для перевозок пассажиров и различных транспортных средств на внутренних водных путях как в Европейской части России, так и в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе в отдалённых районах, а также в прибрежных морских районах.

АО "Инженерный центр судостроения" (ИЦС) разработало проект многоцелевого / многофункционального малогабаритного парома (мультипарома) морского прибрежного и внутреннего водного плавания, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов широкой номенклатуры на палубе, прежде всего, автомобилей и колёсной техники, контейнеров.

 

При разработке парома в ИЦС было выполнено тщательное исследование направлений перевозок пассажиров и грузов на внутренних водных путях и в прибрежных морских акваториях России, используемых в этих целях судов, отечественный и зарубежный опыт строительства и эксплуатации их. Были выполнены собственные многовариантные проектные проработки парома. Большое внимание было уделено обводам корпуса парома, которые были тщательно отработаны в комплексе – максимальное использование размерений – длины и ширины, полезной площади палубы, минимальное сопротивление воды движению, минимальная мощность двигателя и расход топлива при заданной скорости.

 

Разработанный мультипаром является пассажирским накатным судном (пассажирским судном ро-ро). Предназначен для перевозки пассажиров (до 200 человек) и автотехники (до 15 легковых автомобилей "Лада" или до 7 грузовых автомобилей "Газель", или до 4 большегрузных автомобилей, пожарных машин, тракторов на колёсном ходу, экскаваторов и т.д.), до 4-х 40- футовых контейнеров на местных линиях.

 

Внешний вид некоторых вариантов мультипарома показан на рисунке 1. Схема общего расположения базового варианта парома показана на рисунке 2.

 

В изготовлении парома для корпуса будет применена сталь, алюминий и / или инновационные композитные материалы и использовано самое современное оборудование.

Рисунок 1. Внешний вид различных вариантов нового мультипарома / Фото: АО "Инженерный центр судостроения"
Рисунок 2 – Схема общего расположения варианта мультипарома с главнымидвигателями, использующими в качестве топлива СПГ / Фото: АО "Инженерный центр судостроения"

Основные характеристики базового варианта мультипарома:

Длина габаритная 

Длина по КВЛ 

Ширина габаритная 

Ширина по КВЛ 

28,0 м

27,0 м

12,5 м

12,0 м

Высота борта

Осадка по КВЛ

Экипаж

Пассажировместимость

3,5 м

2,5 м

2 / 3 чел.

до 110 чел.

Паром будет иметь простую конструкцию корпуса и при небольших габаритных размерах может строиться практически на любой судостроительной верфи или судоремонтном заводе. Будет иметь модульную конструкцию, благодаря чему будет обладать возможностью счаливания с аналогичными паромами и создания, таким образом, парома ещё больших размеров любого назначения. В пароме заложена высокая маневренность с применением винторулевых колонок, возможность сборки в транспортные конструкции любых конфигураций как двух паромов, последовательно счаленных, - для транспортирования длинномерных изделий, так и четырёх – для особо тяжёлых изделий или дорожного транспорта. Устройство на днище вдоль корпуса парома четырёх скегов и имеющих специальные вырезы, которые создают потоки от ВРК, позволяет обеспечить скоростные характеристики и повышенную маневренность как единичного парома, так и собранных конфигураций, что немаловажно на мелководных акваториях.

 

В качестве пропульсивных установок могут применяться как классические гребные винты фиксированного шага с приводом через редукторы от главных дви-гателей (среднеоборотных дизелей), работающих на дизельном топливе или сжи-женном природном газе (газомоторном топливе), и два носовых подруливающих устройства, так и ВРК мощностью до 1250 кВт каждая, которые при экипаже численностью 2-3 человека обеспечат экономичность эксплуатации парома.

 

Оборудование парома предусматривает такое инновационное управление, как магнитная швартовка к причалу для кратковременной стоянки (при этом дополнительный экипаж не требуется – модификация с использованием магнитного швартовного устройства) и дистанционное управление судном вплоть до беспилотного в заданной акватории.

На днище будут устроены четыре скега, расположенные вдоль длинного борта. Параметры скегов рассчитываются индивидуально под каждый проект в зависимости от заданных (желаемых Заказчиком) режимов движения. В общем случае скеги будут иметь высоту, равную ½ диаметра гребного винта ВРК, и выполнять следующие функции (в нашем случае при диаметре винта в насадке 1500 мм скег будет иметь высоту 750 мм):

 

- защиту ВРК по осадке;

- создание направленных потоков от ВРК, что существенно влияет на скоростные характеристики по аналогии с насадками:

- скеги имеют продольное расположение по всей длине корпуса.

Скеги будут иметь разрывы, которые составят от ¼ до двух третей диаметра гребных винтов и будут рассчитываться в каждом случае индивидуально для конкретных размеров судна (в нашем случае 500-750 мм). Такие разрывы скегов предусматривают проход направленных потоков воды, что значительно увеличивает маневренные характеристики судна, а также его движение лагом и разворот на месте. Кроме того, разрывы скегов располагаются таким образом, чтобы максимально использовать исходящие потоки воды, особенно при работе всех ВРК одновременно.

Рисунок 3. Различные варианты загрузки разрабатываемого парома / Фото: АО "Инженерный центр судостроения"

Особенности мультипаромов:

 

- благодаря специальной конструкции корпуса и его подводной части скорость движения лагом может достигать 6 узлов (при 4 ВРК)

- паромы с небольшой надстройкой можно комплектовать (счаливать) по 2 или по 4 и в результате получать паром с большей полезной площадью и пассажировместимостью;

- могут применяться для перевозки длинномерных, крупногабаритных и негабаритных грузов, таких как фермы мостов;

- возможно применение магнитной швартовки для кратковременной стоянки у причалов, при этом дополнительный экипаж не требуется;

- экипаж 2-3 человека;

- возможно дистанционное и/или ручное управление;

- возможно оборудование для подъема небольших затопленных объектов;

- хранение и ремонт на берегу в зимнее время (обеспечивает небольшой вес судна);

- возможна установка ВРК различной мощности с изменением размеров скега для защиты гребных винтов.

 

Строительство серии судов по проекту разработанного Инженерным центром судостроения многофункционального парома будет способствовать повышению конкурентоспособности внутреннего водного транспорта при перевозках грузов и пассажиров.

Корпус парома является платформой, на базе которой разработаны и разрабатываются суда и другого назначения. В частности, разработаны суда технического и вспомогательного флота, предназначенные для:

 

- технического обслуживания судов и водных путей;

- для портового хозяйства;

- для обслуживания судоходной обстановки;

- для экологического контроля и исследования параметров водной среды, донного грунта и атмосферного воздуха);

- для обеспечения работы земснарядов, землесосов, дноочистительные и русловыправительных судов.

 

Суда имеют соответствующую необходимую комплектацию и могут быть использованы также:

 

- в качестве буксиров, в том числе буксиров-толкачей;

- для выполнения водолазных работ;

- для медицинского обеспечения, в том числе на удалённых территориях (с установкой медицинских надувных шатров и организации медицинских пунктов, например, на реках Волга, Дон, Днепр и иных, как в Европейской части России, так и на реках Сибири и Дальнего Востока);

- для перевозки тяжелой техники и выгрузки на необорудованный берег;

- для тушения пожаров в случае установки пожарных насосов и мониторов – как опция;

- для сбора нефтепродуктов и мусора как с поверхности воды, так и с судов (как опция – при установке специального оборудования).

Схема общего расположения нефтесборщика, разработанного ИЦС / Фото: АО "Инженерный центр судостроения"

 

Основные характеристики нефтесборщика:

Длина габаритная 

Длина по КВЛ 

Ширина габаритная 

Ширина по КВЛ 

28,0 м

27,0 м

12,5 м

12,0 м

Высота борта

Осадка по КВЛ

Экипаж


 

3,0 м

2,0 м

8 чел.


 

 

Российские эксплуатируемые аналоги

Отечественная судостроительная промышленность подобные суда ранее не строила. Ближайшими, но в то же время отдалёнными аналогами отечественной постройки, прежде всего для судов технического и вспомогательного флота, могут быть баржи и понтоны– см. ниже на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5 – Буксиры "Шлюзовой-25" и "Шлюзовой-90" буксируют "Понтон 2" и "Понтон 1" по реке Волга на Саратовском водохранилище 04.11.2019 / Фото: fleetphoto..ruru
Рисунок 6 – "Понтон 2"  / Фото: fleetphoto..ruru

Российские судовладельцы / операторы суда, подобные мультипаромам, разработанным Инженерным центром судостроения, в том числе по архитектурно-конструктивному типу, строили на зарубежных верфях или приобретали на вторичном рынке у зарубежных судоходных компаний. Так, Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт" оперирует судном обеспечением "Агат" проекта Damen Multi Cat 1908, а АО "Туапсинский морской торговый порт" – нефтесборщиком "Вега" пр. Damen Multi Cat 1506. Эти суда показаны на рис. 7 и 8.

 

Рисунок 7 – Судно обеспечения "Агат". Река Волга – Астраханская область, Стрелецкое 09.09.2020 / Фото:  fleetphoto.ru 

Судно обеспечения "Агат" построено в Нидерландах в 2014 г. Проект Damen Multi Cat 1908. Класс Р С KM* R3 AUT3. Дедвейт 45 т, скорость 9 уз. Размеры: длина габаритная 19,38 м, длина расчетная 18,88 м, ширина габаритная 8,5 м, высота борта 2,10 м, осадка 1,21 м, ГД: Caterpillar, мощность 2×287 кВт. 2 ВФШ. Мощность генераторов 2×22 кВт.

 

Рисунок 8 – Нефтесборщик "Вега". Туапсинский морской торговый порт / Фото :  fleetphoto.ru

 

Нефтесборщик "Вега" построено в 2004 г. Проект Damen Multi Cat 1506. Класс РС KM* R3 oil recovery ship(>60°C). Дедвейт 116 т. Размеры: длина габаритная 15,00 м, длина расчетная 18,88 м, ширина габаритная 6,00 м, высота борта 2,00 м, осадка 1,21 м

 

Зарубежные аналоги

В зарубежной практике суда, аналогичные или наиболее близкие разработанному Инженерным центром судостроения мультипарому (особенно по архитектуре и конструкции корпуса – прямоугольному в плане, что является необычным для отечественного судостроения), относятся к рабочим судам или катерам (work boat), к многофункциональным вспомогательным судам или к буксирам, способным выполнять следующие работы: заводка якорей, буксирные (в том числе толкания барж и других плавучих сооружений), крановые, снабжения и обеспечения, транспортные, водолазные работы, мониторинг окружающей среды и контроль загрязнения, общие строительные работы, обслуживание акваторий портов, рыбопромысловых ферм, плавучих буёв, земснарядов, шланговочные операции, сюрвейерские работы и другие. При этом такие суда с горизонтальной погрузкой и выгрузкой не выявлены.

Наибольшее количество рабочих судов строится и продаётся голландской группой Damen. Суда этого типа в Damen назвали Multi Cat (мультикэты).

 

Строит рабочие суда и другая голландская верфь Neptune, которые их назвала EuroCarriers (европеревозчики).

 

Характеристики близких по размерениям судов-аналогов разработанному Инженерным центром судостроения мультипарому приведены в таблице, после которой на рисунках 9 – 11 показаны их фотографии и схемы общего расположения. Краткий анализ характеристик этих судов показывает следующее:

 

- суда имеют неограниченный район плавания;

- профиль судов в плане имеет прямоугольную со скругленными углами форму, а продольный профиль – также прямоугольный с носовым и кормовым подрезами для улучшения обтекаемости. Носовые и кормовые обводы также выполнены максимально возможно обтекаемыми;

- в качестве главных двигателей устанавливаются 2…3 среднеобортных дизеля фирмы Caterpillar суммарной мощностью 1800-2300 кВт, через редукторы работающие на гребные винты фиксированного шага в насадках;

- скорость судов лежит в диапазоне 8,5-12 уз;

- в качестве источников электроэнергии используются 2-3 генератора суммарной мощностью 172…685 кВт. Суда верфи Neptune имеют значительно большую мощность генераторов, которым и соответствует верхний предел мощности;

- на судах предусмотрено размещение 7…16-19 чел. Судам верфи Neptune соответствует большее число человеко-мест;

- нагрузка на палубу для размещения груза составляет 8,5…10-12 т/м2. Большая нагрузка соответствует судам группы Damen;

- упор при работе на швартовах составляет от 34-38 т;

- устанавливаются два палубных грузовых крана. Грузоподъёмность кранов судов верфи Neptune выше.

 

В целях настоящей работы интерес представляет также построенный в 2023 году на верфи Bayou La Batre США, штат Алабама многоцелевой автомобильный паром "Fire Island Maid" - рисунок 12. Паром был спроектирован Проектной группой Elliott Bay. Длина парома 21,34 м, ширина 7,01 м, имеет стальной корпус и алюминиевую надстройку, носовую рампу с гидроприводом для погрузки и выгрузки, два двигателя Cummins QSL9 Tier 3 и генератор Cummins. Водоизмещение парома в балласте 72,6 т.
 

Основные характеристики судов типа Multi Cat и EuroCarrier

Название

"Coastal

Aurora"

"Nero""Jif Marlin""Roxane Z"
ПроектантDamenNeptune
№ проектаMulti Cat 2712Multi Cat 3013EuroCarrier 2712EuroCarrier 3413
Номер IMO9698082964148198304229751456
Год постройки2014201320172015
Район плаваниянеограничен.неограничен.неограничен.неограничен.
Скорость, уз101099,5
Экипаж (человеко-мест)771619
Длина наибольшая, м27,2730,1527,0034,00
Ширина теоретическая, м11,5012,5012,6013,00
Высота борта, м3,903,803,904,40
Осадка, м2,85…3,062,62,783,00
Палуба: площадь, м2150190138236
Палуба: нагрузка, т/м2max 10128,58,5
Навигация и связь

ГМССБ

А1, А2, А3

РЛС, GPS, AIS, VHF,

Inmarsat-C, Navtex и др.

ГМССБ А2

РЛС, GPS, AIS, VHF

РЛС, GPS, AIS, VHF

Главный двигатель:

мощность, кВт

Caterpillar

2×895

Caterpillar

3×708,3

Caterpillar

2×970

Caterpillar

2×1140

Движители

2×ВФШ

в насадках

3×ВФШ

в насадках

2×ВФШ

в насадках

2×ВФШ

в насадках

Система динамического

позиционирования


 

 


 

DP1


 

DP2

Генераторы, кВт2×85,62×85,6

3×200

1×85

2×280

1×120

НПУ: мощность, кВт1842943002×330
КПУ: мощность, кВт
 

 
250
 

Упор при работе

на швартовах, т


 

34


 

35


 

37


 

38,8

Лебёдка для заводки якорей:

буксировочное усилие, т


 

150


 

150


 

100


 

125

Буксирная лебёдка; усилие, т121220 + 502×15 + 50
Кран: грузоподъёмность, т2×9,82×12,35 + 2632,8 + 24,4

Топливные цистерны:

вместимость, м3


 

109,5


 

208,5


 

95


 

210

Рисунок 9 – Рабочее судно "Coastal Aurora" проекта Multi Cat 2712 / Фото: www.actamarine.com
 Рабочее судно "Coastal Aurora" проекта Multi Cat 2712  / Фото:  www.actamarine.com

 

Рисунок 10 – Рабочее судно "Nero" проекта Multi Cat 3013 / Фото: Hermansr


 

Рабочее судно "Nero" проекта Multi Cat 3013 / Фото: Hermansr

 

Рисунок 11. Рабочее судно "Roxane Z" проекта EuroCarrier 3413 / Фото:  shipspotting.com
Рабочее судно "Roxane Z" проекта EuroCarrier 3413 / Фото:  shipspotting.com


 

Рисунок 12 – Паром "Fire Island Maid" / Фото: shipsupply.ru

Выводы

По результатам выполненных АО "Инженерный центр судостроения" работ можно сделать следующие основные выводы:

 

1. Разработанный многофункциональный малогабаритный паром морского прибрежного и внутреннего водного плавания, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов широкой номенклатуры на палубе, в том числе легковых автомобилей и другой колёсной техники, контейнеров не имеет аналогов как на российском, так и на зарубежном флоте.

 

2. При разработке парома были выполнены многовариантные проектные проработки судна. Большое внимание было уделено тщательной отработке обводам корпуса и движительного-рулевого комплекса.

 

3. В пропульсивных установках парома могут применяться как классические ВФШ с приводом через редукторы от среднеоборотных дизелей, работающих на дизельном топливе или газомоторном топливе, и два НПУ, так и ВРК, которые при экипаже численностью 2-3 человека обеспечат экономичность эксплуатации.

 

4. На пароме по желанию Заказчика предусматривается применение магнитной швартовки к причалу для кратковременной стоянки и дистанционное управление судном вплоть до беспилотного в заданной акватории.

 

5. Корпус парома является платформой, на базе которой разработаны и разра-батываются суда и другого назначения, в частности, суда технического и вспомогательного флота. Суда могут быть использованы также в качестве буксиров, в том числе буксиров-толкачей, для выполнения водолазных работ, для медицинского обеспечения, в том числе на удалённых территориях, для перевозки тяжелой техники и выгрузки на необорудованный берег, для тушения пожаров в случае установки пожарных насосов и мониторов, для сбора нефтепродуктов и мусора при установке специального оборудования.

 

6. Выполнен анализ судов российского и мирового флота, опыт проектирования, строительства и эксплуатации которых был использован в Инженерном центре судостроения при разработке собственного многофункционального минипарома.

 

В написании статьи принимали участие: Председатель совета директоров АО "Инженерный центр судостроения" Величко Сергей Владимирович, капитан дальнего плавания,

заместитель генерального директора Плакущий Игорь Иванович, канд. техн. наук, ведущий инженер Евдокимов Геннадий Павлович.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Сотрудники "Эмпериума" отличились в спорте
18:56 , 26 Июля 2024 / пресс-релизы