АО "Инженерный центр судостроения" (ИЦС) разработало проект многоцелевого / многофункционального малогабаритного парома (мультипарома) морского прибрежного и внутреннего водного плавания, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов широкой номенклатуры на палубе, прежде всего, автомобилей и колёсной техники, контейнеров.
При разработке парома в ИЦС было выполнено тщательное исследование направлений перевозок пассажиров и грузов на внутренних водных путях и в прибрежных морских акваториях России, используемых в этих целях судов, отечественный и зарубежный опыт строительства и эксплуатации их. Были выполнены собственные многовариантные проектные проработки парома. Большое внимание было уделено обводам корпуса парома, которые были тщательно отработаны в комплексе – максимальное использование размерений – длины и ширины, полезной площади палубы, минимальное сопротивление воды движению, минимальная мощность двигателя и расход топлива при заданной скорости.
Разработанный мультипаром является пассажирским накатным судном (пассажирским судном ро-ро). Предназначен для перевозки пассажиров (до 200 человек) и автотехники (до 15 легковых автомобилей "Лада" или до 7 грузовых автомобилей "Газель", или до 4 большегрузных автомобилей, пожарных машин, тракторов на колёсном ходу, экскаваторов и т.д.), до 4-х 40- футовых контейнеров на местных линиях.
Внешний вид некоторых вариантов мультипарома показан на рисунке 1. Схема общего расположения базового варианта парома показана на рисунке 2.
В изготовлении парома для корпуса будет применена сталь, алюминий и / или инновационные композитные материалы и использовано самое современное оборудование.
Основные характеристики базового варианта мультипарома:
Длина габаритная Длина по КВЛ Ширина габаритная Ширина по КВЛ | 28,0 м 27,0 м 12,5 м 12,0 м | Высота борта Осадка по КВЛ Экипаж Пассажировместимость | 3,5 м 2,5 м 2 / 3 чел. до 110 чел. |
Паром будет иметь простую конструкцию корпуса и при небольших габаритных размерах может строиться практически на любой судостроительной верфи или судоремонтном заводе. Будет иметь модульную конструкцию, благодаря чему будет обладать возможностью счаливания с аналогичными паромами и создания, таким образом, парома ещё больших размеров любого назначения. В пароме заложена высокая маневренность с применением винторулевых колонок, возможность сборки в транспортные конструкции любых конфигураций как двух паромов, последовательно счаленных, - для транспортирования длинномерных изделий, так и четырёх – для особо тяжёлых изделий или дорожного транспорта. Устройство на днище вдоль корпуса парома четырёх скегов и имеющих специальные вырезы, которые создают потоки от ВРК, позволяет обеспечить скоростные характеристики и повышенную маневренность как единичного парома, так и собранных конфигураций, что немаловажно на мелководных акваториях.
В качестве пропульсивных установок могут применяться как классические гребные винты фиксированного шага с приводом через редукторы от главных дви-гателей (среднеоборотных дизелей), работающих на дизельном топливе или сжи-женном природном газе (газомоторном топливе), и два носовых подруливающих устройства, так и ВРК мощностью до 1250 кВт каждая, которые при экипаже численностью 2-3 человека обеспечат экономичность эксплуатации парома.
Оборудование парома предусматривает такое инновационное управление, как магнитная швартовка к причалу для кратковременной стоянки (при этом дополнительный экипаж не требуется – модификация с использованием магнитного швартовного устройства) и дистанционное управление судном вплоть до беспилотного в заданной акватории.
На днище будут устроены четыре скега, расположенные вдоль длинного борта. Параметры скегов рассчитываются индивидуально под каждый проект в зависимости от заданных (желаемых Заказчиком) режимов движения. В общем случае скеги будут иметь высоту, равную ½ диаметра гребного винта ВРК, и выполнять следующие функции (в нашем случае при диаметре винта в насадке 1500 мм скег будет иметь высоту 750 мм):
- защиту ВРК по осадке;
- создание направленных потоков от ВРК, что существенно влияет на скоростные характеристики по аналогии с насадками:
- скеги имеют продольное расположение по всей длине корпуса.
Скеги будут иметь разрывы, которые составят от ¼ до двух третей диаметра гребных винтов и будут рассчитываться в каждом случае индивидуально для конкретных размеров судна (в нашем случае 500-750 мм). Такие разрывы скегов предусматривают проход направленных потоков воды, что значительно увеличивает маневренные характеристики судна, а также его движение лагом и разворот на месте. Кроме того, разрывы скегов располагаются таким образом, чтобы максимально использовать исходящие потоки воды, особенно при работе всех ВРК одновременно.
Особенности мультипаромов:
- благодаря специальной конструкции корпуса и его подводной части скорость движения лагом может достигать 6 узлов (при 4 ВРК)
- паромы с небольшой надстройкой можно комплектовать (счаливать) по 2 или по 4 и в результате получать паром с большей полезной площадью и пассажировместимостью;
- могут применяться для перевозки длинномерных, крупногабаритных и негабаритных грузов, таких как фермы мостов;
- возможно применение магнитной швартовки для кратковременной стоянки у причалов, при этом дополнительный экипаж не требуется;
- экипаж 2-3 человека;
- возможно дистанционное и/или ручное управление;
- возможно оборудование для подъема небольших затопленных объектов;
- хранение и ремонт на берегу в зимнее время (обеспечивает небольшой вес судна);
- возможна установка ВРК различной мощности с изменением размеров скега для защиты гребных винтов.
Строительство серии судов по проекту разработанного Инженерным центром судостроения многофункционального парома будет способствовать повышению конкурентоспособности внутреннего водного транспорта при перевозках грузов и пассажиров.
Корпус парома является платформой, на базе которой разработаны и разрабатываются суда и другого назначения. В частности, разработаны суда технического и вспомогательного флота, предназначенные для:
- технического обслуживания судов и водных путей;
- для портового хозяйства;
- для обслуживания судоходной обстановки;
- для экологического контроля и исследования параметров водной среды, донного грунта и атмосферного воздуха);
- для обеспечения работы земснарядов, землесосов, дноочистительные и русловыправительных судов.
Суда имеют соответствующую необходимую комплектацию и могут быть использованы также:
- в качестве буксиров, в том числе буксиров-толкачей;
- для выполнения водолазных работ;
- для медицинского обеспечения, в том числе на удалённых территориях (с установкой медицинских надувных шатров и организации медицинских пунктов, например, на реках Волга, Дон, Днепр и иных, как в Европейской части России, так и на реках Сибири и Дальнего Востока);
- для перевозки тяжелой техники и выгрузки на необорудованный берег;
- для тушения пожаров в случае установки пожарных насосов и мониторов – как опция;
- для сбора нефтепродуктов и мусора как с поверхности воды, так и с судов (как опция – при установке специального оборудования).
Основные характеристики нефтесборщика:
Длина габаритная Длина по КВЛ Ширина габаритная Ширина по КВЛ | 28,0 м 27,0 м 12,5 м 12,0 м | Высота борта Осадка по КВЛ Экипаж
| 3,0 м 2,0 м 8 чел.
|
Российские эксплуатируемые аналоги
Отечественная судостроительная промышленность подобные суда ранее не строила. Ближайшими, но в то же время отдалёнными аналогами отечественной постройки, прежде всего для судов технического и вспомогательного флота, могут быть баржи и понтоны– см. ниже на рисунках 5 и 6.
Российские судовладельцы / операторы суда, подобные мультипаромам, разработанным Инженерным центром судостроения, в том числе по архитектурно-конструктивному типу, строили на зарубежных верфях или приобретали на вторичном рынке у зарубежных судоходных компаний. Так, Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт" оперирует судном обеспечением "Агат" проекта Damen Multi Cat 1908, а АО "Туапсинский морской торговый порт" – нефтесборщиком "Вега" пр. Damen Multi Cat 1506. Эти суда показаны на рис. 7 и 8.
Судно обеспечения "Агат" построено в Нидерландах в 2014 г. Проект Damen Multi Cat 1908. Класс Р С KM* R3 AUT3. Дедвейт 45 т, скорость 9 уз. Размеры: длина габаритная 19,38 м, длина расчетная 18,88 м, ширина габаритная 8,5 м, высота борта 2,10 м, осадка 1,21 м, ГД: Caterpillar, мощность 2×287 кВт. 2 ВФШ. Мощность генераторов 2×22 кВт.
Нефтесборщик "Вега" построено в 2004 г. Проект Damen Multi Cat 1506. Класс РС KM* R3 oil recovery ship(>60°C). Дедвейт 116 т. Размеры: длина габаритная 15,00 м, длина расчетная 18,88 м, ширина габаритная 6,00 м, высота борта 2,00 м, осадка 1,21 м
Зарубежные аналоги
В зарубежной практике суда, аналогичные или наиболее близкие разработанному Инженерным центром судостроения мультипарому (особенно по архитектуре и конструкции корпуса – прямоугольному в плане, что является необычным для отечественного судостроения), относятся к рабочим судам или катерам (work boat), к многофункциональным вспомогательным судам или к буксирам, способным выполнять следующие работы: заводка якорей, буксирные (в том числе толкания барж и других плавучих сооружений), крановые, снабжения и обеспечения, транспортные, водолазные работы, мониторинг окружающей среды и контроль загрязнения, общие строительные работы, обслуживание акваторий портов, рыбопромысловых ферм, плавучих буёв, земснарядов, шланговочные операции, сюрвейерские работы и другие. При этом такие суда с горизонтальной погрузкой и выгрузкой не выявлены.
Наибольшее количество рабочих судов строится и продаётся голландской группой Damen. Суда этого типа в Damen назвали Multi Cat (мультикэты).
Строит рабочие суда и другая голландская верфь Neptune, которые их назвала EuroCarriers (европеревозчики).
Характеристики близких по размерениям судов-аналогов разработанному Инженерным центром судостроения мультипарому приведены в таблице, после которой на рисунках 9 – 11 показаны их фотографии и схемы общего расположения. Краткий анализ характеристик этих судов показывает следующее:
- суда имеют неограниченный район плавания;
- профиль судов в плане имеет прямоугольную со скругленными углами форму, а продольный профиль – также прямоугольный с носовым и кормовым подрезами для улучшения обтекаемости. Носовые и кормовые обводы также выполнены максимально возможно обтекаемыми;
- в качестве главных двигателей устанавливаются 2…3 среднеобортных дизеля фирмы Caterpillar суммарной мощностью 1800-2300 кВт, через редукторы работающие на гребные винты фиксированного шага в насадках;
- скорость судов лежит в диапазоне 8,5-12 уз;
- в качестве источников электроэнергии используются 2-3 генератора суммарной мощностью 172…685 кВт. Суда верфи Neptune имеют значительно большую мощность генераторов, которым и соответствует верхний предел мощности;
- на судах предусмотрено размещение 7…16-19 чел. Судам верфи Neptune соответствует большее число человеко-мест;
- нагрузка на палубу для размещения груза составляет 8,5…10-12 т/м2. Большая нагрузка соответствует судам группы Damen;
- упор при работе на швартовах составляет от 34-38 т;
- устанавливаются два палубных грузовых крана. Грузоподъёмность кранов судов верфи Neptune выше.
В целях настоящей работы интерес представляет также построенный в 2023 году на верфи Bayou La Batre США, штат Алабама многоцелевой автомобильный паром "Fire Island Maid" - рисунок 12. Паром был спроектирован Проектной группой Elliott Bay. Длина парома 21,34 м, ширина 7,01 м, имеет стальной корпус и алюминиевую надстройку, носовую рампу с гидроприводом для погрузки и выгрузки, два двигателя Cummins QSL9 Tier 3 и генератор Cummins. Водоизмещение парома в балласте 72,6 т.
Основные характеристики судов типа Multi Cat и EuroCarrier
Название | "Coastal Aurora" | "Nero" | "Jif Marlin" | "Roxane Z" |
Проектант | Damen | Neptune | ||
№ проекта | Multi Cat 2712 | Multi Cat 3013 | EuroCarrier 2712 | EuroCarrier 3413 |
Номер IMO | 9698082 | 9641481 | 9830422 | 9751456 |
Год постройки | 2014 | 2013 | 2017 | 2015 |
Район плавания | неограничен. | неограничен. | неограничен. | неограничен. |
Скорость, уз | 10 | 10 | 9 | 9,5 |
Экипаж (человеко-мест) | 7 | 7 | 16 | 19 |
Длина наибольшая, м | 27,27 | 30,15 | 27,00 | 34,00 |
Ширина теоретическая, м | 11,50 | 12,50 | 12,60 | 13,00 |
Высота борта, м | 3,90 | 3,80 | 3,90 | 4,40 |
Осадка, м | 2,85…3,06 | 2,6 | 2,78 | 3,00 |
Палуба: площадь, м2 | 150 | 190 | 138 | 236 |
Палуба: нагрузка, т/м2 | max 10 | 12 | 8,5 | 8,5 |
Навигация и связь | ГМССБ А1, А2, А3 | РЛС, GPS, AIS, VHF, Inmarsat-C, Navtex и др. | ГМССБ А2 РЛС, GPS, AIS, VHF | РЛС, GPS, AIS, VHF |
Главный двигатель: мощность, кВт | Caterpillar 2×895 | Caterpillar 3×708,3 | Caterpillar 2×970 | Caterpillar 2×1140 |
Движители | 2×ВФШ в насадках | 3×ВФШ в насадках | 2×ВФШ в насадках | 2×ВФШ в насадках |
Система динамического позиционирования |
DP1 |
DP2 | ||
Генераторы, кВт | 2×85,6 | 2×85,6 | 3×200 1×85 | 2×280 1×120 |
НПУ: мощность, кВт | 184 | 294 | 300 | 2×330 |
КПУ: мощность, кВт | 250 | |||
Упор при работе на швартовах, т |
34 |
35 |
37 |
38,8 |
Лебёдка для заводки якорей: буксировочное усилие, т |
150 |
150 |
100 |
125 |
Буксирная лебёдка; усилие, т | 12 | 12 | 20 + 50 | 2×15 + 50 |
Кран: грузоподъёмность, т | 2×9,8 | 2×12,3 | 5 + 26 | 32,8 + 24,4 |
Топливные цистерны: вместимость, м3 |
109,5 |
208,5 |
95 |
210 |
Выводы
По результатам выполненных АО "Инженерный центр судостроения" работ можно сделать следующие основные выводы:
1. Разработанный многофункциональный малогабаритный паром морского прибрежного и внутреннего водного плавания, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов широкой номенклатуры на палубе, в том числе легковых автомобилей и другой колёсной техники, контейнеров не имеет аналогов как на российском, так и на зарубежном флоте.
2. При разработке парома были выполнены многовариантные проектные проработки судна. Большое внимание было уделено тщательной отработке обводам корпуса и движительного-рулевого комплекса.
3. В пропульсивных установках парома могут применяться как классические ВФШ с приводом через редукторы от среднеоборотных дизелей, работающих на дизельном топливе или газомоторном топливе, и два НПУ, так и ВРК, которые при экипаже численностью 2-3 человека обеспечат экономичность эксплуатации.
4. На пароме по желанию Заказчика предусматривается применение магнитной швартовки к причалу для кратковременной стоянки и дистанционное управление судном вплоть до беспилотного в заданной акватории.
5. Корпус парома является платформой, на базе которой разработаны и разра-батываются суда и другого назначения, в частности, суда технического и вспомогательного флота. Суда могут быть использованы также в качестве буксиров, в том числе буксиров-толкачей, для выполнения водолазных работ, для медицинского обеспечения, в том числе на удалённых территориях, для перевозки тяжелой техники и выгрузки на необорудованный берег, для тушения пожаров в случае установки пожарных насосов и мониторов, для сбора нефтепродуктов и мусора при установке специального оборудования.
6. Выполнен анализ судов российского и мирового флота, опыт проектирования, строительства и эксплуатации которых был использован в Инженерном центре судостроения при разработке собственного многофункционального минипарома.
В написании статьи принимали участие: Председатель совета директоров АО "Инженерный центр судостроения" Величко Сергей Владимирович, капитан дальнего плавания,
заместитель генерального директора Плакущий Игорь Иванович, канд. техн. наук, ведущий инженер Евдокимов Геннадий Павлович.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |