реклама

Импортозамещение морской техники: на что тратят деньги?

"Я тебе денег дал? Дал. За импортозамещением послал? Послал. Когда полностью отечественный продукт будет?" – отчасти именно так можно было бы обрисовать ситуацию последних лет с импортозамещением в нашей стране.

Но сегодня ставка на технологическую независимость обрела конкретные очертания. На самом высоком уровне есть понимание, что без критически важных технологий не обойтись. И вот, наконец, появилась возможность взять у государства субсидию, а затем разработать, внедрить в серийное производство и начать продавать полученную продукцию. Речь идет о постановлении правительства № 1872 от 20 октября 2022 года – программе субсидирования импортозамещения морской техники, которой сейчас так остро не хватает. А также о таком важнейшем сертификате СТ-1 и постановлении правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".

 

Что это за такое постановление № 1872?

 

Данное постановление позволяет предприятиям на конкурсной основе получить государственное финансирование на выполнение комплексных проектов судового комплектующего оборудования. Важный момент – победить в этом конкурсе недостаточно, после нужно будет внедрить разработку в производство и "отбить" вложения. Вот пара важных выдержек из постановления № 1872:

 

1. Максимальный срок реализации комплексного проекта без учета модернизации производства составляет 5 лет (со дня подписания соглашения о предоставлении субсидии), включая максимальный срок предоставления субсидий 3 года. С учетом модернизации – 6 лет;

 

2. Объем реализации судового комплектующего оборудования в денежном выражении должен составлять за весь срок реализации комплексного проекта без учета модернизации производства не менее 0,5 размера полученной субсидии. С учетом модернизации – не менее одного размера полученной субсидии.

 

Первые победы в конкурсе

 

Как только в начале декабря 2022 г. поступила информация о том, что готов предварительный список компании, которые получат субсидии, в одном из СМИ сразу появился броский заголовок: "Кому достанутся 17 млрд рублей на импортозамещение морской техники?", – проигнорировать который, конечно, было нельзя. Всего в список попало (был опубликован проект документа) 35 компаний, среди которых обозначились не только наиболее перспективные в плане импортозамещения, но и малые предприятия, готовые внести посильный вклад в общее дело технологической независимости. Корабел.ру решил обратиться к ряду победителей с простыми вопросами: "Насколько было сложно пройти конкурсный отбор? Что именно вы намерены производить? Какие первые шаги были предприняты?"

Спасательная шлюпка / Фото:
В рамках конкурса СНСЗ разработает и произведет опытные образцы спасательных шлюпок / Изображение: "СНСЗ"

Спич одиннадцати интересных нам предприятий, с которыми удалось повзаимодействовать, можно свести к фразе: "Комментировать рано, сначала нужно добиться конкретного результата".

"Для организации, которая впервые участвовала в этом процессе, он оказался непростым, – отметил собеседник Корабел.ру Андрей Михайлин. – Например, мы не сразу открыли казначейский счет, столкнулись с определенными сложностями взаимодействия с Минпромторгом и Управлением Федерального казначейства. Теперь уже знаем, что субсидийные средства перечисляются на счет УФК".

Также спикер подчеркнул, что система предоставления отчетности в Минпромторг не была достаточно прозрачна, осваивать ее приходилось методом проб и ошибок. А именно: через какую систему подавать отчеты в Минпромторг, а через какую – в казначейство.

"Было бы идеальным для вновь прибывших участников иметь инструкцию о том, как с этим работать, – добавляет Андрей Михайлин. – Тем, кто захочет в будущем принять участие в конкурсном отборе на получение субсидии, рекомендую нанять GR-менеджера. Также в таких делах сильно помогает проектная команда. Когда на каждое соглашение есть свой проектный менеджер, проектный контроллер, опытный бухгалтер, понимающий тонкости взаимодействия с казначейством, – дело идет быстрее".

Фото: предоставлено Андреем Михайлиным
Собеседник Корабел.ру Андрей Михайлин / Фото: предоставлено Андреем Михайлиным

Постановление № 719 – помощь или усложнение?

 

Речь идет о получение документа, подтверждающего, что продукция, произведенная предприятием, отечественного происхождения. При этом СТ-1 имеет более жесткие требования, а заключение Минпромторга о соответствии требованиям 719-го постановления выдается при выполнении определенного ряда технологических операций и локализации части комплектующих, но в данном контексте мы сосредоточим фокус на необходимости и сложности /легкости получения этих важных бумаг.

 

И вновь обратимся к нашему собеседнику, мнение которого можно было бы выразить несколькими словами: если знать, что делать – все получится; терпение тоже пригодится.

"Перечень документации был массивным: состав оборудования, технологические операции, информация об организации... На сбор ушло месяца два или три. Далее документы мы отправили в Торговую палату нашего края, где специалист подготовил по ним предварительное заключение. Мы его также просмотрели, сверили, что все корректно написано, и Торговая палата отправили заключение непосредственно в Минпромторг. Там нам и выдали заключение, что наша продукция соответствует постановлению № 719", – Андрей Михайлин.

Весьма положительно отозвался о практике применения СТ-1 руководитель компании-производителя спасательных плотов "ДАНА".

 

В АО "Армалит" по поводу СТ-1 и постановления № 719 еще в июле 2022 г. на V Международном форуме "Судостроение в Арктике" высказался первый заместитель генерального директора Евгений Коптяев. На его взгляд "постановление № 719 не стимулирует промышленного производителя к участию в программе импортозамещения из-за высоких издержек при получении сертификата СТ-1". А если брать конкретику, то "у "Армалита" 20 000 наименований продукции, сертифицировать один – 64 000 рублей". Путем нехитрых математических вычислений получаем 1,3 млрд руб. прямых затрат, без учета необходимости найма сотрудников, сбора и подготовки документации, аренды помещений, покупки оргтехники и прочих издержек, и все эти расходы "лягут" на себестоимость продукции.

На производстве "Армалит" / Фото: Корабел.ру
Арматура АО "Армалит" / Фото: Корабел.ру

Евгений Коптяев такую ситуацию обозначил отличным словом – "утопия". Также он отметил, что получение сертификата может затянуться до 9 месяцев. И если на определенных производствах – это терпимая цифра, то в других случаях реально столкнуться с коллизией, когда продукт уже установили на судно, а сертификат так и не получен.

 

Схожая ситуация у компании "Судовые движительные комплексы" (СДК). Там тоже отметили излишнюю длительность получения сертификата СТ-1, а также то, что в подаваемых документах должна быть информация о контрагентах. А ВРК уже произведена, она – штучная, и на следующий год уже может и не быть именно этих контрагентов. Но основное дело, как отмечают в СДК, не в сертификатах и субсидировании, – нужен доступ к рынку. Будет заказчик на ВРК – все будет хорошо.

"Я понимаю, что ситуация с сертификацией, о которой мы сейчас говорим, – детская болезнь. Но обратить внимание на это точно нужно. И это не должно быть так сложно. Нужно быстрее вносить изменения в законы, а также необходим дифференцированный подход в этом процессе", – считает генеральный директор СДК Иван Положий.

Импортозамещение, как данность

 

Однако, импортозамещению в том или ином варианте – быть. Процесс этот, о чем уже можно говорить с некой уверенностью, неотвратимый. Без собственной компонентной базы можно в любой момент оказаться в сложной ситуации. Однако до сих пор ряд руководителей компаний продолжают делать ставку на импорт, так как считают, что в России не найдется тех, кто сможет произвести подобный продукт на должном уровне качества.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Петербурге наградили победителей олимпиады "Мастерская профессионалов"
13:26 / образование