Хранители рек Севера: как меняются перевозки пассажиров в северных регионах России

- A + Автор: Хазиева Юлия КомментарииПрочитано 1907 раз   |
Компании "Северречфлот" доверены северные реки России. Это сложные водные трассы, требующие детальной проработки маршрутов, постоянного наблюдения и мониторинга изменений. При этом, маршруты, которые курирует предприятие, являются социально-значимыми и зачастую помимо транспортировки по воде у жителей регионов просто нет возможности использовать какой-либо альтернативный транспорт.

В течении трех лет "Северречфлот" активно занимается обновлением флота, в том числе компания стала первым заказчиком "Метеоров" модернизированного проекта. О проблемах северных рек, о разнице между новыми СПК и об итогах прошедшей навигации нам рассказал генеральный директор главного речного оператора в северных регионах страны Айрат Чумарин.
Чумарин Айрат Раисович, генеральный директор АО "Северречфлот" / Фото: Северречфлот

 - Айрат Раисович, какие суда сейчас составляют флот компании "Северречфлот"?

 - На данный момент компания обслуживает 35 пассажирских социально-значимых маршрута, пролегающих по территориям ХМАО-Югры и ЯНАО. Всего в работе на задействовано 35 пассажирских самоходных судов. 
 
Тип судна Количество судов Средний возраст, лет
А-145 2 8
Валдай 45Р 2 2
Метеор 6 28
Линда 7 23
Заря 8 42
Восход 2 27
Трамвай 1 67
Москва 1 38
Кс Югория 1 12
Кс-162 1 1
Проект 105.05 ("Фарман Салманов") 1 14
Судно на воздушной подушке 3 5

Все они прошли освидетельствование Российским Речным Регистром и, соответственно, являются технически исправными и годными для перевозок пассажиров.

 - О каких маршрутах идет речь? И планируется ли в ближайшие годы открытие новых направлений?

 - Как я уже сказал, всего у нас сейчас развернуто 35 маршрутов, 28 из которых пролегает по территории ХМАО и семь маршрутов по ЯНАО: в Ханты-Мансийском районе пролегает 12 маршрутов, в Кондинском районе три маршрута, по шесть в Березовском и Октябрьском районах, четыре - в Нижневартовском, два в Белоярском и один на территории Сургутского района. Протяженность рейсов в среднем составляет от 50 до 300 км. 
 
Протяженность маршрутов Количество маршрутов
Менее 50 км 9 маршрутов
От 50 км до 100 км 5 маршрутов
От 100 км до 200 км 7 маршрутов
От 200 км до 300 км 7 маршрутов
Более 300 км 7 маршрутов

Открытие новых маршрутов пока не планируется, так как действующая маршрутная сеть и так покрывает все потребности населения в перевозках.
 
СПК серии "Метеор" / Фото: Северречфлот

 - В каком состоянии находится водная и береговая инфраструктура в регионе? Как она изменилась за последние годы? 

 - Для создания комфортных условий пассажиров, обеспечения безопасной посадки и высадки и, в целом, безопасной эксплуатации судов у нас действует три вокзальных комплекса - в Ханты-Мансийске, в Березово и в Салехарде. 

Кроме того, за счет окружных средств были построены и закуплены новые пассажирские суда, дебаркадеры, проводится модернизация скоростных пассажирских судов. Всего на сегодня работает восемь дебаркадеров с залами ожидания и 70 единиц стоечного флота. Все эти условия обеспечиваются в рамках программ по развитию водного транспорта региона при поддержке окружных правительств ХМАО-Югры и ЯНАО. 

Что касается переработки грузов, в городе Ханты-Мансийске имеется грузовая причальная стенка с портальными кранами протяженностью 196 метров.

Протяженность судоходных путей, на которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов судами "Северречфлота", составляет 5075 километров, 1293 из них – боковые и малые реки. Средняя продолжительность навигации с мая по октябрь в среднем составляет 170 суток.

 - Насколько остро стоит проблема обмеления эксплуатирующихся рек? 

 - В этот навигационный период мы столкнулись с проблемой недостаточных габаритов судового хода в протоке Алешкинская, начиная с 12 сентября и до окончания навигации теплоходы типа "Метеор" не могли зайти в протоку. Для доставки пассажиров с теплоходов "Метеор" до пристани Приобье и обратно были привлечены две единицы судов с меньшей осадкой серии "Линда". А в протоке Самаровская габариты судового хода были на грани работы по протоке теплоходов "Метеор" – 255 см.

 - Эта проблема как-то решается? 

 - Для нас главная задача - обеспечить безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Создание безопасных условий плавания на реках, где осуществляется движение судов "Северречфлот", обеспечивается ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" и ее филиалами. Обслуживание судовых ходов на реках проводится как за счет средств федерального бюджета, так и окружного бюджета ХМАО-Югры. 

Магистральные реки обслуживаются за счет федерального бюджета. Это реки Иртыш, Казым, Обь. Боковые реки, такие как Конда, Северная Сосьва, Ляпин, Вах и протоки Алешкинская, Самаровская, Нарыкарская, Вайсова – за счет окружного бюджета ХМАО-Югры.

При обмелении участков рек, по которым проходят пассажирские маршруты, мы обращаемся по вопросам дноуглубления лимитирующих участков рек в ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" или в Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в зависимости от регионального или федерального значения реки. На внутренних водных путях для обеспечения заданных габаритов судовых ходов и улучшения судоходных условий проводятся дноуглубительные работы. Для обеспечения безопасных условий плавания пассажирских теплоходов типа "Метеор" минимальная глубина судового хода должна быть не менее 250 см.

А при условиях, когда дноуглубление невозможно, мы просто используем флот с меньшей осадкой. Для понимания, суда серии "Метеор" имеют осадку 2,35 м, "Восход" - 2 м, "Линда" - с осадкой 1,0м, "Заря" - с осадкой 0,61 м, а также СВП "Югорский", которые двигаются по водной поверхности.  
 
Судно серии "Заря" / Фото: Северречфлот

 - В чем заключается сложность речных трасс региона? 

 - Водные пути главных рек Оби и Иртыша, а также боковых рек, пролегают по нескольким природным зонам, имеющим сложный рельеф и климатические условия. Извилистость рек здесь достигает коэффициента 2,3 с кривизной поворотов до 1900. Реки не зарегулированы, перепад уровней глубин между половодьем и меженным периодом может достигать до 10 м. Глубины на магистральных реках снижаются до 2,1 – 2,5 м., а на боковых до 0,8 м. 

Более 80% пассажирских перевозок осуществляется по малым рекам Конда, Сосьва, Казым, Вах, Большой Юган, протокам и как правило все они имеют узкое и извилистое русло, ограниченное крутыми берегами   и отмелями.

Реки Ханты-Мансийского автономного округа замерзают в октябре – ноябре, вскрываются в апреле-мае.  

 - Ранее было объявлено о запуске программы по реновации пассажирского флота. Как идет ее реализация? 

 - Одна из главных задач этой программы - обновление состава флота. Поэтому с с 2019 года мы взялись за реализацию инвестиционной программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Валдай" - два судна, и т/х "Метеор" - четыре судна. На данный момент планировалась приобрести четыре новых пассажирских теплохода на подводных крыльях. В начале 2021 года заключены договоры с судостроителями и лизингодателем. Уже в октябре к нам был доставлен первый теплоход – Метеор-120Р. Поставка следующих трех ожидается в следующем году. В сентябре 2022 должен прийти еще один теплоход проекта "Метеор-120Р и два судна проекта ALFA-120.

 - Рассматриваете к покупке иностранные суда? 

 - Нет.

 - Почему вы обратились именно к СПК? 

 - Суда на подводных крыльях задействованы на маршрутах с большим пассажиропотоком и большой протяженностью, а также обладают высокой скоростью, что позволяет сократить время в рейсе. 

 - Какое первое впечатление от первого "Метеора"? На какой линии он будет поставлен и когда? 

 - Новый "Метеор" будет обслуживать маршрут Ханты-Мансийск – Урманный протяженностью 128 км. Периодичность обслуживания - один рейсооборот в день. На маршруте перевозится около 25000 пассажиров за навигацию.

У СПК отметили улучшенные гидродинамические и мореходные характеристики по сравнению судами на подводных крыльях старого поколения. Кроме того, для комфорта пассажиров здесь предусмотрен климат контроль, комфортабельные кресла, три санузла, Wi-Fi, а в салоне будет значительно снижен уровень шума. Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, специальные кресла и отдельный санузел. Так что первые впечатления положительные. 

 - Интересно решение о заказе СПК двух разных проектов, оба из которых базируется на оригинальном проекте "Метеора". Почему было принято такое решение? 

 - Для начала стоит сказать, что приобретение теплоходов двух проектов было предусмотрено инвестиционной программой, о которой я уже упоминал. Речь, как вы знаете, идет о проекте 03830 ALFA-120 и о проекте 03580 "Метеор-120Р". Они будут эксплуатироваться на трех социально-значимых маршрутах ХМАО: "Ханты-Мансийск – Березово", "Ханты-Мансийск – Урманный" и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары".

Нам нужно было заменить выбывающие из эксплуатации "Метеоры", при проработке вариантов проектов брались в расчет основные требования к скоростному пассажирскому судну, соответствующие правилам безопасности судоходства и обеспечивающие удобство для пассажиров, в том числе, учитывая длительность маршрута.

Могу сказать, что оба проекта обладают необходимой пассажировместимостью, показателями дальности хода, системой вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в салоне, системой видеонаблюдения и телевидения, местами для лиц с ограниченными возможностями; пандусами для преодоления дверных комингсов посадочных дверей пассажирами с ограниченными возможностями. 
 
СПК "Метеор 120Р" доставлен в Ханты-Мансийск / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

В основу СПК проекта 03830 ALFA-120 легла модернизированная гидродинамическая крыльевая схема типа "утка", небольшая осадка на плаву (2,02 м), Соответственно, на маршрут "Ханты-Мансийск – Березово" выбрано судно этого проекта.

Дело в том, что использование действующих теплоходов на этой трассе сопряжено с ограничениями, связанными с регламентными требованиями по безопасности судоходства. 
 
Скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 ALFA-120 / Фото: Пресс-служба "Судостроительная корпорация "Ак Барс"

Маршрут "Ханты-Мансийск – Березово" характеризуется сложной навигацией и наличием малых боковых рек с глубинами в период навигации меньше 2,3 м. В зависимости от падения уровня воды в различные годы проблемными участками являются протока Алешкинская (пгт. Приобье) и протока Самаровская (причал в Ханты-Мансийске).  Начиная с августа, заход в затон "Северречфлота" для "Метеоров" становится невозможен по причине отсутствия глубины. Учитывая показатели по глубинам уполномоченного органа, обслуживающего указанные участки, скоростные пассажирские суда с осадкой более 2,3 м подвергаются опасности посадки на мель и невозможности обеспечивать доставку пассажиров в Ханты-Мансийск и пгт. Приобье.

Кроме того, экономия для нашей компании, вследствие отсутствия необходимости привлечения дополнительного судна на участке пути "п.Шеркалы – п.Приобье" маршрута "Ханты-Мансийск – Березово", будет составлять 5 млн. рублей ежегодно.

К использованию на маршрутах - "Ханты-Мансийск – Урманный", протяженностью 128 км в одну сторону, и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары", протяженностью 332 км в одну сторону, подошли оба проекта, соответственно был выбран более дешевый вариант - "Метеор-120Р".

 - Какой тип флота в целом актуален для региона с учетом климатических особенностей и имеющейся инфраструктуры? 

 - Для нашего региона актуальны суда с небольшой осадкой, которые обеспечат возможность подходить к необорудованному берегу. Это теплоходы типа "Заря" и КС. 

 - Есть ли в вашем регионе или в близлежащих судостроительные и судоремонтные заводы, которые вы могли бы рассматривать в качестве площадок под модернизацию или строительство нового флота? 

 - Ближайший к нам завод — это "Сургутское судоремонтное предприятие".

 - Как показывают себя в эксплуатации новые СПК "Валдай"? Какие впечатления у пассажиров, у экипажей? 

 - В этом году этими судами было перевезено более 13000 пассажиров. 

Пассажиры довольны новыми судами – у них выше скорость по сравнению с предыдущими судами серии "Линда". В салоне тепло; за счет того, что на судах внедрена система кондиционирования воздуха, флот можно эксплуатировать при температуре от -10℃ до +35℃, условия на борту остаются комфортными, в том числе при волнении. 

Расход топлива у "Валдаев" меньше по сравнении с теми же теплоходами "Линда". Благодаря современной системе управления при движении "Валдай" не размывает берега, отсутствует волна.
 
Судно серии "Линда" / Фото: Северречфлот
 
Новое СПК "Валдай" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

 - Как за несколько лет эксплуатации показали себя суда проекта А-145? На каких маршрутах они ходят? 

 - Суда проекта А-145 - комфортные и высокоскоростные, они работают на маршрутах территории ЯНАО: Салехард – Яр-Сале – Ныда, Салехард – Новый Порт, Салехард – Мужи, Салехард – Казым-Мыс. Флот этого проекта выделяется за счет того, что такие суда менее зависимы от ветро-волнового режима, что позволяет им выполнять рейсы в сложных условиях, а небольшая осадка позволяет осуществлять заходы в протоки и малые реки.

 - На каких маршрутах эксплуатируются СВП? 

 - СВП работают на внутрирайонных маршрутах Ханты-Мансийского и Белоярского районов небольшой протяженностью. 

В этом году в связи с установившимся ледоставом на реках Округа с 25 ноября судами на воздушной подушке уже начато обслуживание трех пассажирских маршрутов: Ханты-Мансийск – Кышик протяженностью 80 км, Ханты-Мансийск – Пырьях протяженностью 80 км и Ханты-Мансийск – Нялинское протяженностью 85 км. На маршрут Ханты-Мансийск – Троица протяженностью 46 км также поставлены СВП с 26 ноября по причине большого количества торосов на реке Обь в районе п. Луговской.

По всем этим маршрутам планируется выполнить 180 рейсов и перевезти около 1100 пассажиров (в прошлом году было перевезено более 1300 человек). Перевозки будут осуществляться до открытия зимних автодорог, ориентировочно по 24 декабря.
 
СВП / Фото: Северречфлот

 - Есть ли планы по развитию направления паромных переправ? 

 - В проекте направление Приобье-Березово, а на данный момент действует паромная переправа Приобье-Андра.

 - Что касается нескоростного флота. Теплоходы "Родина", "Михаил Калашников" еще возят пассажиров? 

 - Данные суда принадлежат Иртышскому пароходству, они эксплуатировались "Северречфлотом" на правах аренды для работы на маршрутах, субсидируемых ЯНАО. С 2020 года ЯНАО не включает данные маршруты в список субсидируемых, соответственно, обслуживание прекращено.

 - Планируется ли списание судов в ближайшие годы? Отдаете суда на утилизацию для получения субсидий? 

 -  Да, в связи с приобретением нового флота какие-то суда пойдут на списание. 

Что касается судового утилизационного гранта, который дается российской судоходной компании при утилизации старого флота и заказе на верфи в РФ нового судна, стоит учитывать некоторые нюансы. Учитывая предоставленную законодательством возможность "Северречфлот" в 2019 году обращался в Минпромторг РФ с вопросом. Однако, мы  получили отказ на основании того, что компания получает региональные субсидии (субсидирование пассажирских маршрутов), что является препятствием для получения федеральной субсидии (запрет на перекрестное субсидирование).

 - "Северречфлот" - стивидорный оператор порта Сабетта. Какие работы выполняет ваша компания в связи с этим статусом? 

 - Действительно, с декабря 2019 наша компания стала стивидорным оператором в морском порту Сабетта - самом молодом морском порту России с океанским экспортным терминалом сжиженного природного газа проекта "Ямал-СПГ". В комплекс работ, выполняемых "Северречфлотом", входят швартовые операции с танкерами-газовозами на технологических причалах порта и полный цикл работ на грузовых причалах порта по погрузке и выгрузке всех типов судов, перемещению, складированию и учету всей номенклатуры грузов в морском порту Сабетта. 
 
Порт Сабетта / Фото: "Росморпорт", ФГУП


 - Есть ли планы по развитию водного туризма? 

 - У АО "Северречфлот" нет туристических теплоходов, но наш партнер - круизная компания "Созвездие" - планирует начать эксплуатацию круизного судна в нашем бассейне. Мы, в свою очередь, готовы оказать им содействие в предоставлении вокзальных и гостиничных комплексов в Ханты-Мансийске, Салехарде и пгт Березово. 

А нам это даст возможность развить направление гостиничного и ресторанного бизнеса на этих вокзалах.

 - Сталкиваетесь с нехваткой кадров? 

 - Да, нехватка кадрового обеспечения командным составом пассажирских судов является острой проблемой многих эксплуатационных предприятий, в том числе и "Северречфлота". Возраст командного состава судов АО "Северречфлот" в процентном отношении такой: до 35 лет -  6%; до 50 лет - 30%; с 50 до 60 лет - 57%; свыше 60% лет 7%. То есть, как вы видите, командный состав судоводителей-судомехаников на 64% состоит из пожилых граждан.

Для привлечения молодых кадров наше предприятие активно сотрудничает с учреждениями средне-профессионального образования городов Омска и Новосибирска. Учащиеся проходят практику на наших теплоходах, многие из выпускников впоследствии добиваются успехов в специальности и работают на благо ХМАО-Югры. 

Для работы на судах мы привлекаем дипломированные профессиональные экипажи, большинство судоводителей имеют высшее профессиональное образование и большой стаж работы на пассажирских судах. Для обеспечения безопасности судоходства на реках, мы тесно сотрудничаем с ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть", проводим совместные совещания капитанов скоростных судов с прорабами и мастерами пути по согласованию схем навигационного ограждения судовых ходов. По итогам совещаний предложения капитанов вносятся в схемы ограждения судовых ходов рек. 
 
Верховья реки Обь / Фото: "Википедия"

 - Как у вас складываются отношения с региональными властями? В чем чувствуете поддержку, а в чем позиции расходятся?

- Обновление речного флота - одна из первоочередных задач в решении транспортных проблем, которую поставила глава Югры. Потому так важен для округа и проект запуска судов нового поколения. Не случайно в церемонии спуска на воду "Метеора" приняла участие лично губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова.

Так как акционерами АО "Северречфлот" являются правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, то все решения согласовываются с нашими акционерами. Государственная поддержка оказывается в части субсидирования пассажирских перевозок. Кроме того, Инвестиционная программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Метеор" предусматривает включение лизинговых платежей в состав экономически обоснованных расходов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в Ханты-Мансийском автономном округе и предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки по мероприятию "Обеспечение повышения качества и доступности транспортных услуг, оказываемых с использованием водного транспорта" государственной программы автономного округа "Современная транспортная система".

Материалы по теме: 
Северный, речной, электронный...
"Покупатели новых судов на подводных крыльях есть". Интервью с главой ЦКБ по СПК
Зеленодольский завод имени А.М.Горького возобновляет строительство легендарных "Метеоров"
Автор: Хазиева Юлия
Поделиться новостью

Телегам Канал Корабелов

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость