реклама

Хранители рек Севера: как меняются перевозки пассажиров в северных регионах России

Компании "Северречфлот" доверены северные реки России. Это сложные водные трассы, требующие детальной проработки маршрутов, постоянного наблюдения и мониторинга изменений. При этом, маршруты, которые курирует предприятие, являются социально-значимыми и зачастую помимо транспортировки по воде у жителей регионов просто нет возможности использовать какой-либо альтернативный транспорт.

В течении трех лет "Северречфлот" активно занимается обновлением флота, в том числе компания стала первым заказчиком "Метеоров" модернизированного проекта. О проблемах северных рек, о разнице между новыми СПК и об итогах прошедшей навигации нам рассказал генеральный директор главного речного оператора в северных регионах страны Айрат Чумарин.
Чумарин Айрат Раисович, генеральный директор АО "Северречфлот" / Фото: Северречфлот


 - Айрат Раисович, какие суда сейчас составляют флот компании "Северречфлот"?

 - На данный момент компания обслуживает 35 пассажирских социально-значимых маршрута, пролегающих по территориям ХМАО-Югры и ЯНАО. Всего в работе на задействовано 35 пассажирских самоходных судов. 
 

Тип суднаКоличество судовСредний возраст, лет
А-14528
Валдай 45Р22
Метеор628
Линда723
Заря842
Восход227
Трамвай167
Москва138
Кс Югория112
Кс-16211
Проект 105.05 ("Фарман Салманов")114
Судно на воздушной подушке35


Все они прошли освидетельствование Российским Речным Регистром и, соответственно, являются технически исправными и годными для перевозок пассажиров.

 - О каких маршрутах идет речь? И планируется ли в ближайшие годы открытие новых направлений?

 - Как я уже сказал, всего у нас сейчас развернуто 35 маршрутов, 28 из которых пролегает по территории ХМАО и семь маршрутов по ЯНАО: в Ханты-Мансийском районе пролегает 12 маршрутов, в Кондинском районе три маршрута, по шесть в Березовском и Октябрьском районах, четыре - в Нижневартовском, два в Белоярском и один на территории Сургутского района. Протяженность рейсов в среднем составляет от 50 до 300 км. 
 

Протяженность маршрутовКоличество маршрутов
Менее 50 км9 маршрутов
От 50 км до 100 км5 маршрутов
От 100 км до 200 км7 маршрутов
От 200 км до 300 км7 маршрутов
Более 300 км7 маршрутов


Открытие новых маршрутов пока не планируется, так как действующая маршрутная сеть и так покрывает все потребности населения в перевозках.
 

СПК серии "Метеор" / Фото: Северречфлот


 - В каком состоянии находится водная и береговая инфраструктура в регионе? Как она изменилась за последние годы? 

 - Для создания комфортных условий пассажиров, обеспечения безопасной посадки и высадки и, в целом, безопасной эксплуатации судов у нас действует три вокзальных комплекса - в Ханты-Мансийске, в Березово и в Салехарде. 

Кроме того, за счет окружных средств были построены и закуплены новые пассажирские суда, дебаркадеры, проводится модернизация скоростных пассажирских судов. Всего на сегодня работает восемь дебаркадеров с залами ожидания и 70 единиц стоечного флота. Все эти условия обеспечиваются в рамках программ по развитию водного транспорта региона при поддержке окружных правительств ХМАО-Югры и ЯНАО. 

Что касается переработки грузов, в городе Ханты-Мансийске имеется грузовая причальная стенка с портальными кранами протяженностью 196 метров.

Протяженность судоходных путей, на которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов судами "Северречфлота", составляет 5075 километров, 1293 из них – боковые и малые реки. Средняя продолжительность навигации с мая по октябрь в среднем составляет 170 суток.

 - Насколько остро стоит проблема обмеления эксплуатирующихся рек? 

 - В этот навигационный период мы столкнулись с проблемой недостаточных габаритов судового хода в протоке Алешкинская, начиная с 12 сентября и до окончания навигации теплоходы типа "Метеор" не могли зайти в протоку. Для доставки пассажиров с теплоходов "Метеор" до пристани Приобье и обратно были привлечены две единицы судов с меньшей осадкой серии "Линда". А в протоке Самаровская габариты судового хода были на грани работы по протоке теплоходов "Метеор" – 255 см.

 - Эта проблема как-то решается? 

 - Для нас главная задача - обеспечить безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Создание безопасных условий плавания на реках, где осуществляется движение судов "Северречфлот", обеспечивается ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" и ее филиалами. Обслуживание судовых ходов на реках проводится как за счет средств федерального бюджета, так и окружного бюджета ХМАО-Югры. 

Магистральные реки обслуживаются за счет федерального бюджета. Это реки Иртыш, Казым, Обь. Боковые реки, такие как Конда, Северная Сосьва, Ляпин, Вах и протоки Алешкинская, Самаровская, Нарыкарская, Вайсова – за счет окружного бюджета ХМАО-Югры.

При обмелении участков рек, по которым проходят пассажирские маршруты, мы обращаемся по вопросам дноуглубления лимитирующих участков рек в ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" или в Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в зависимости от регионального или федерального значения реки. На внутренних водных путях для обеспечения заданных габаритов судовых ходов и улучшения судоходных условий проводятся дноуглубительные работы. Для обеспечения безопасных условий плавания пассажирских теплоходов типа "Метеор" минимальная глубина судового хода должна быть не менее 250 см.

А при условиях, когда дноуглубление невозможно, мы просто используем флот с меньшей осадкой. Для понимания, суда серии "Метеор" имеют осадку 2,35 м, "Восход" - 2 м, "Линда" - с осадкой 1,0м, "Заря" - с осадкой 0,61 м, а также СВП "Югорский", которые двигаются по водной поверхности.  
 

Судно серии "Заря" / Фото: Северречфлот


 - В чем заключается сложность речных трасс региона? 

 - Водные пути главных рек Оби и Иртыша, а также боковых рек, пролегают по нескольким природным зонам, имеющим сложный рельеф и климатические условия. Извилистость рек здесь достигает коэффициента 2,3 с кривизной поворотов до 1900. Реки не зарегулированы, перепад уровней глубин между половодьем и меженным периодом может достигать до 10 м. Глубины на магистральных реках снижаются до 2,1 – 2,5 м., а на боковых до 0,8 м. 

Более 80% пассажирских перевозок осуществляется по малым рекам Конда, Сосьва, Казым, Вах, Большой Юган, протокам и как правило все они имеют узкое и извилистое русло, ограниченное крутыми берегами   и отмелями.

Реки Ханты-Мансийского автономного округа замерзают в октябре – ноябре, вскрываются в апреле-мае.  

 - Ранее было объявлено о запуске программы по реновации пассажирского флота. Как идет ее реализация? 

 - Одна из главных задач этой программы - обновление состава флота. Поэтому с с 2019 года мы взялись за реализацию инвестиционной программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Валдай" - два судна, и т/х "Метеор" - четыре судна. На данный момент планировалась приобрести четыре новых пассажирских теплохода на подводных крыльях. В начале 2021 года заключены договоры с судостроителями и лизингодателем. Уже в октябре к нам был доставлен первый теплоход – Метеор-120Р. Поставка следующих трех ожидается в следующем году. В сентябре 2022 должен прийти еще один теплоход проекта "Метеор-120Р и два судна проекта ALFA-120.

 - Рассматриваете к покупке иностранные суда? 

 - Нет.

 - Почему вы обратились именно к СПК? 

 - Суда на подводных крыльях задействованы на маршрутах с большим пассажиропотоком и большой протяженностью, а также обладают высокой скоростью, что позволяет сократить время в рейсе. 

 - Какое первое впечатление от первого "Метеора"? На какой линии он будет поставлен и когда? 

 - Новый "Метеор" будет обслуживать маршрут Ханты-Мансийск – Урманный протяженностью 128 км. Периодичность обслуживания - один рейсооборот в день. На маршруте перевозится около 25000 пассажиров за навигацию.

У СПК отметили улучшенные гидродинамические и мореходные характеристики по сравнению судами на подводных крыльях старого поколения. Кроме того, для комфорта пассажиров здесь предусмотрен климат контроль, комфортабельные кресла, три санузла, Wi-Fi, а в салоне будет значительно снижен уровень шума. Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, специальные кресла и отдельный санузел. Так что первые впечатления положительные. 

 - Интересно решение о заказе СПК двух разных проектов, оба из которых базируется на оригинальном проекте "Метеора". Почему было принято такое решение? 

 - Для начала стоит сказать, что приобретение теплоходов двух проектов было предусмотрено инвестиционной программой, о которой я уже упоминал. Речь, как вы знаете, идет о проекте 03830 ALFA-120 и о проекте 03580 "Метеор-120Р". Они будут эксплуатироваться на трех социально-значимых маршрутах ХМАО: "Ханты-Мансийск – Березово", "Ханты-Мансийск – Урманный" и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары".

Нам нужно было заменить выбывающие из эксплуатации "Метеоры", при проработке вариантов проектов брались в расчет основные требования к скоростному пассажирскому судну, соответствующие правилам безопасности судоходства и обеспечивающие удобство для пассажиров, в том числе, учитывая длительность маршрута.

Могу сказать, что оба проекта обладают необходимой пассажировместимостью, показателями дальности хода, системой вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в салоне, системой видеонаблюдения и телевидения, местами для лиц с ограниченными возможностями; пандусами для преодоления дверных комингсов посадочных дверей пассажирами с ограниченными возможностями. 


В основу СПК проекта 03830 ALFA-120 легла модернизированная гидродинамическая крыльевая схема типа "утка", небольшая осадка на плаву (2,02 м), Соответственно, на маршрут "Ханты-Мансийск – Березово" выбрано судно этого проекта.

Дело в том, что использование действующих теплоходов на этой трассе сопряжено с ограничениями, связанными с регламентными требованиями по безопасности судоходства. 
 

Скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 ALFA-120 / Фото: Пресс-служба "Судостроительная корпорация "Ак Барс"


Маршрут "Ханты-Мансийск – Березово" характеризуется сложной навигацией и наличием малых боковых рек с глубинами в период навигации меньше 2,3 м. В зависимости от падения уровня воды в различные годы проблемными участками являются протока Алешкинская (пгт. Приобье) и протока Самаровская (причал в Ханты-Мансийске).  Начиная с августа, заход в затон "Северречфлота" для "Метеоров" становится невозможен по причине отсутствия глубины. Учитывая показатели по глубинам уполномоченного органа, обслуживающего указанные участки, скоростные пассажирские суда с осадкой более 2,3 м подвергаются опасности посадки на мель и невозможности обеспечивать доставку пассажиров в Ханты-Мансийск и пгт. Приобье.

Кроме того, экономия для нашей компании, вследствие отсутствия необходимости привлечения дополнительного судна на участке пути "п.Шеркалы – п.Приобье" маршрута "Ханты-Мансийск – Березово", будет составлять 5 млн. рублей ежегодно.

К использованию на маршрутах - "Ханты-Мансийск – Урманный", протяженностью 128 км в одну сторону, и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары", протяженностью 332 км в одну сторону, подошли оба проекта, соответственно был выбран более дешевый вариант - "Метеор-120Р".

 - Какой тип флота в целом актуален для региона с учетом климатических особенностей и имеющейся инфраструктуры? 

 - Для нашего региона актуальны суда с небольшой осадкой, которые обеспечат возможность подходить к необорудованному берегу. Это теплоходы типа "Заря" и КС. 

 - Есть ли в вашем регионе или в близлежащих судостроительные и судоремонтные заводы, которые вы могли бы рассматривать в качестве площадок под модернизацию или строительство нового флота? 

 - Ближайший к нам завод — это "Сургутское судоремонтное предприятие".

 - Как показывают себя в эксплуатации новые СПК "Валдай"? Какие впечатления у пассажиров, у экипажей? 

 - В этом году этими судами было перевезено более 13000 пассажиров. 

Пассажиры довольны новыми судами – у них выше скорость по сравнению с предыдущими судами серии "Линда". В салоне тепло; за счет того, что на судах внедрена система кондиционирования воздуха, флот можно эксплуатировать при температуре от -10℃ до +35℃, условия на борту остаются комфортными, в том числе при волнении. 

Расход топлива у "Валдаев" меньше по сравнении с теми же теплоходами "Линда". Благодаря современной системе управления при движении "Валдай" не размывает берега, отсутствует волна.
 

Судно серии "Линда" / Фото: Северречфлот

 

Новое СПК "Валдай" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"


 - Как за несколько лет эксплуатации показали себя суда проекта А-145? На каких маршрутах они ходят? 

 - Суда проекта А-145 - комфортные и высокоскоростные, они работают на маршрутах территории ЯНАО: Салехард – Яр-Сале – Ныда, Салехард – Новый Порт, Салехард – Мужи, Салехард – Казым-Мыс. Флот этого проекта выделяется за счет того, что такие суда менее зависимы от ветро-волнового режима, что позволяет им выполнять рейсы в сложных условиях, а небольшая осадка позволяет осуществлять заходы в протоки и малые реки.

 - На каких маршрутах эксплуатируются СВП? 

 - СВП работают на внутрирайонных маршрутах Ханты-Мансийского и Белоярского районов небольшой протяженностью. 

В этом году в связи с установившимся ледоставом на реках Округа с 25 ноября судами на воздушной подушке уже начато обслуживание трех пассажирских маршрутов: Ханты-Мансийск – Кышик протяженностью 80 км, Ханты-Мансийск – Пырьях протяженностью 80 км и Ханты-Мансийск – Нялинское протяженностью 85 км. На маршрут Ханты-Мансийск – Троица протяженностью 46 км также поставлены СВП с 26 ноября по причине большого количества торосов на реке Обь в районе п. Луговской.

По всем этим маршрутам планируется выполнить 180 рейсов и перевезти около 1100 пассажиров (в прошлом году было перевезено более 1300 человек). Перевозки будут осуществляться до открытия зимних автодорог, ориентировочно по 24 декабря.
 

СВП / Фото: Северречфлот


 - Есть ли планы по развитию направления паромных переправ? 

 - В проекте направление Приобье-Березово, а на данный момент действует паромная переправа Приобье-Андра.

 - Что касается нескоростного флота. Теплоходы "Родина", "Михаил Калашников" еще возят пассажиров? 

 - Данные суда принадлежат Иртышскому пароходству, они эксплуатировались "Северречфлотом" на правах аренды для работы на маршрутах, субсидируемых ЯНАО. С 2020 года ЯНАО не включает данные маршруты в список субсидируемых, соответственно, обслуживание прекращено.

 - Планируется ли списание судов в ближайшие годы? Отдаете суда на утилизацию для получения субсидий? 

 -  Да, в связи с приобретением нового флота какие-то суда пойдут на списание. 

Что касается судового утилизационного гранта, который дается российской судоходной компании при утилизации старого флота и заказе на верфи в РФ нового судна, стоит учитывать некоторые нюансы. Учитывая предоставленную законодательством возможность "Северречфлот" в 2019 году обращался в Минпромторг РФ с вопросом. Однако, мы  получили отказ на основании того, что компания получает региональные субсидии (субсидирование пассажирских маршрутов), что является препятствием для получения федеральной субсидии (запрет на перекрестное субсидирование).

 - "Северречфлот" - стивидорный оператор порта Сабетта. Какие работы выполняет ваша компания в связи с этим статусом? 

 - Действительно, с декабря 2019 наша компания стала стивидорным оператором в морском порту Сабетта - самом молодом морском порту России с океанским экспортным терминалом сжиженного природного газа проекта "Ямал-СПГ". В комплекс работ, выполняемых "Северречфлотом", входят швартовые операции с танкерами-газовозами на технологических причалах порта и полный цикл работ на грузовых причалах порта по погрузке и выгрузке всех типов судов, перемещению, складированию и учету всей номенклатуры грузов в морском порту Сабетта. 
 

Порт Сабетта / Фото: "Росморпорт", ФГУП



 - Есть ли планы по развитию водного туризма? 

 - У АО "Северречфлот" нет туристических теплоходов, но наш партнер - круизная компания "Созвездие" - планирует начать эксплуатацию круизного судна в нашем бассейне. Мы, в свою очередь, готовы оказать им содействие в предоставлении вокзальных и гостиничных комплексов в Ханты-Мансийске, Салехарде и пгт Березово. 

А нам это даст возможность развить направление гостиничного и ресторанного бизнеса на этих вокзалах.

 - Сталкиваетесь с нехваткой кадров? 

 - Да, нехватка кадрового обеспечения командным составом пассажирских судов является острой проблемой многих эксплуатационных предприятий, в том числе и "Северречфлота". Возраст командного состава судов АО "Северречфлот" в процентном отношении такой: до 35 лет -  6%; до 50 лет - 30%; с 50 до 60 лет - 57%; свыше 60% лет 7%. То есть, как вы видите, командный состав судоводителей-судомехаников на 64% состоит из пожилых граждан.

Для привлечения молодых кадров наше предприятие активно сотрудничает с учреждениями средне-профессионального образования городов Омска и Новосибирска. Учащиеся проходят практику на наших теплоходах, многие из выпускников впоследствии добиваются успехов в специальности и работают на благо ХМАО-Югры. 

Для работы на судах мы привлекаем дипломированные профессиональные экипажи, большинство судоводителей имеют высшее профессиональное образование и большой стаж работы на пассажирских судах. Для обеспечения безопасности судоходства на реках, мы тесно сотрудничаем с ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть", проводим совместные совещания капитанов скоростных судов с прорабами и мастерами пути по согласованию схем навигационного ограждения судовых ходов. По итогам совещаний предложения капитанов вносятся в схемы ограждения судовых ходов рек. 
 


 - Как у вас складываются отношения с региональными властями? В чем чувствуете поддержку, а в чем позиции расходятся?

- Обновление речного флота - одна из первоочередных задач в решении транспортных проблем, которую поставила глава Югры. Потому так важен для округа и проект запуска судов нового поколения. Не случайно в церемонии спуска на воду "Метеора" приняла участие лично губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова.

Так как акционерами АО "Северречфлот" являются правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, то все решения согласовываются с нашими акционерами. Государственная поддержка оказывается в части субсидирования пассажирских перевозок. Кроме того, Инвестиционная программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Метеор" предусматривает включение лизинговых платежей в состав экономически обоснованных расходов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в Ханты-Мансийском автономном округе и предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки по мероприятию "Обеспечение повышения качества и доступности транспортных услуг, оказываемых с использованием водного транспорта" государственной программы автономного округа "Современная транспортная система".

Материалы по теме: 
Северный, речной, электронный...
"Покупатели новых судов на подводных крыльях есть". Интервью с главой ЦКБ по СПК
Зеленодольский завод имени А.М.Горького возобновляет строительство легендарных "Метеоров"


Подписаться
"Северречфлот", АО Ханты-Мансийск
+7(34673)3-94-77
"КБ "Ситех", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 273-19-19
"Судостроительная Корпорация "Ак Барс", АО
Зеленодольск
+7 (84371) 2-11-66
"Зеленодольский завод имени А.М. Горького", АО Зеленодольск
+7(84371) 2-12-75
"Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им.Р.Е. Алексеева", ОАО Нижний Новгород
+7(831)229-14-90; +7(831)273-02-48
"СК Созвездие", ООО Санкт-Петербург
+7(812)242-75-80



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости